Прокторинг

Apr 04, 2020 18:32

Ситуация с дистанционным преподаванием получает свое логическое и вполне предсказуемое развитие - растет вероятность того, что экзамены в июне мы тоже будем принимать дистанционно. Я об этом уже думал и даже начал прикидывать варианты, но серьезные размышления отложил до мая: раньше все равно не понадобится, а сейчас есть дела более насущные.

Но сегодня как раз по этому вопросу у меня состоялся телефонный разговор, и я услышал новое для себя слово "прокторинг". Естественно, как человек любопытный, сразу же после беседы полез смотреть, что это за чудо-юдо такое.

Итак, для тех, кому лень гуглить: прокторинг - это способ дистанционно сдавать экзамен. Суть в том, что экзаменуемый сидит перед веб-камерой, и специально обученный человек (проктор) наблюдает за ним. Одновременно этот человек видит, что у студента на экране компьютера. Если проктору что-то не нравится в поведении экзаменуемого, он выносит ему предупреждение или даже прерывает экзамен.

Сторонники этой методики подчеркивают ее плюсы: никому никуда не надо ездить, проктором может быть совершенно посторонний человек, что разгружает экзаменатора и способствует большей объективности процесса. Возможно и применение автоматических систем, которые следят за позой, направлением взгляда и т.п. экзаменуемого. Впрочем, все честно признаются, что эти системы несовершенны и очень желательно, чтобы в паре с автоматикой работал живой человек.

Получается, что прокторинг - это, по сути, попытка с помощью камеры воспроизвести обстановку обычного, очного экзамена. При этом все "прорехи" последнего сохраняются - к примеру, прокторинг никак не решает проблему микронаушников, которая на сегодняшний день является едва ли не основной. К этому добавляются свои существенные минусы.

Во-первых, возникает масса спорных ситуаций. Допустим, я вижу, что студент время от времени смотрит куда-то в сторону от экрана. Как это трактовать? Стоит ли делать ему замечание? Тут легко переборщить и превратить комфортную обстановку в жесткий допрос - или, наоборот, открыть широкий простор всевозможным уловкам. Камера - не живой человек, возможности кругового обзора у нее нет.

Во-вторых - и это главное - на какое время растянется прием экзамена? Да, система позволяет следить за несколькими людьми одновременно, но скольких сможет качественно "переварить" непрофессиональный наблюдатель? Четырех? Пятерых? При численности потока в 200 с лишним человек и продолжительности экзамена в полтора часа - на сколько дней затянется у четырех преподавателей прием (не говорю уже про проверку) всего этого безобразия? А двадцать прокторов с компьютерами мне вряд ли кто выделит.

Поэтому мы, как говорил классик, пойдем другим путем. Задания будут нестандартными и творческими, пользоваться можно будет чем угодно. Контролироваться будет только время сдачи работы. Да, здесь неизбежно появятся свои трудности, проблемы, спорные моменты. Но лучше так, чем несколько дней подряд пялиться с утра до вечера в монитор, следя, чтобы кто-нибудь не достал шпаргалку.

преподавание

Previous post Next post
Up