Думаю, среди Вас нет человека, кто на слышал бы о ней - легенде моря и парусов! Вот коротенько ее грустная история, что бы не утомлять Вас, а просто напомнить о ней, совсем недавно умершей навсегда!
Заказана она была капитаном Джоном Уиллисом (John Willis), по прозвищу «Белый цилиндр», в далеком 1869 году. Ему требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из колонии Британии - далёкой Индии.
Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном (Hercules Linton), построен компанией Scott & Linton и спущен на на воду на реке Клайд (Clyde) 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон. Строили ее по последнему слову тогдашней техники.
Конструктивно это был композитный корабль: остов - из ковкого чугуна, обшивка выше ватерлинии - из тика и особой породы вяза - ильма Томаса. Дно судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка (т. н. мюнц-металл).
Основные характеристики:
Водоизмещение: 935,8 тонн.
Длина полная: 85,4 м.
Длина корпуса: 64,8 м.
Ширина: 11 м.
Осадка: 6,7 м.
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м.
Общая площадь парусов: 2980 м².
Интересна история ее названия.
В переводе с шотландского «Cutty Sark» - «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Судовладелец влюбился в картину (а может быть и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки - народ суеверный (особенно в XIX веке), и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию. Кроме того, носовая фигура клипера изображала эту ведьму.
По другой версии капитан собирался назвать клипер «Морская ведьма» («Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал для названия прозвище юной танцующей ведьмы Нэн-Короткая Рубашка («катти сарк» - это короткая женская рубашка), героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter»
Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время, представлявшей из себя беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон. Призом в этой гонке была существенная разница в прибыли получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня. Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
В конце концов клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были по тем временам медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал. После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера. В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом (Wilfred Dowman), который восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.
Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Он не пропал в море, не был разобран, а поставлен в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича. История клипера вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов виски, - гадость редкая, доложу я Вам по секрету!... С тех пор изображение судна украшает его этикетку. Производитель этого сорта компания Berry Brothers and Rudd является спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк» (Cutty Sark Tall Ships' Race), в которой и мене приходилось бывать... полтора миллиона лет назад!
Ранним утром 21 мая 2007 года на «Катти Сарк» возник пожар. Огонь быстро охватил всё судно, уничтожив около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако, как сообщил представитель фонда «Катти Сарк» Крис Ливетт, судно будет восстановлено, так как более половины всех его элементов - в частности, мачты, паруса, рулевое колесо, фигура девы, украшавшая нос - были сняты с корабля во время проводимого сейчас проекта по его реконструкции и вывезены в город Чэтем в графстве Кент. Свою поддержку в восстановлении национального символа Великобритании пообещало оказать и британское правительство.
По расчётам специалистов, восстановление после пожара обойдётся дополнительно примерно в 10 миллионов фунтов стерлингов. Смета проекта по реконструкции «Катти Сарк», начавшегося в ноябре 2006 года, оценивалась в 25 миллионов фунтов.
30 сентября 2008 года представитель Лондонской пожарной службы озвучил выводы следствия о причинах пожара заявление на пресс-конференции в New Scotland Yard. Согласно данным расследования, проводившемся совместно с London Metropolitan Police Service, наиболее вероятной причиной возгорания стал отказ мотора промышленного пылесоса, использовавшегося для уборки судна от отходов. Пылесос забыли выключить и он работал около 48 часов (в выходные дни) до своего отказа и начала пожара, обнаруженного в понедельник. Материальные свидетельства и записи с камер видеонаблюдения CCTV говорят о том, что пожар начался в корме корабля на нижней палубе. На основании доказательств был сделан вывод, что поджог маловероятен и пожар произошёл по недосмотру.
Вот так из-за пылесоса мы лишились одной из известнейших морских реликвий, ибо то что будет построено, будет похоже на нее, но не будет оной!
Немного музыки и ролик об этой грустной истории...
Я продолжаю тему моря и морских приключений и далее, у себя на
YouTube Канале, заходите, там много интересного!
Click to view