На праздники с друзьями
savara и
signa_ добрался таки до города-героя Киева.
Ранним утром вытянулись на Киевское шоссе, по которому предстояло проехать
на автомобиле около восьмисот километров.
Ехали не по прямой, решив проехать через Чернигов. По дороге туда таможенный пункт не так загружен и проходится спокойнее. По километражу получается примерно то же самое.
Главное, что запомнилось в дороге: памятник воинам-автомобилистам перед поворотом на объездную дорогу Брянска. Проезжая монумент, водители чтят память воинов гудками своих машин. Такова традиция, о которой дважды заранее сообщают дорожные указатели.
В целом, трасса хорошая, до уровня Обнинска и Малоярославца (на Калужском направлении) нигде не опускается. По России она несколько хуже, ибо сразу после границы в сторону Чернигова уходит прекрасное ровное шоссе.
Первая надпись на украинском языке гласила «Обережно! Пташиний грип!» На предупреждающей наклейке были перечислены виды птиц, которых следует всячески избегать. Среди них был шпак. Как выяснилось позже скворец.
Моментально заметили отличие от Родины аист (в упомянутую наклейку, кажется, не внесен). Въехав на территорию Украины, сразу видишь множество гнезд на столбах. У нас я такого ни разу не наблюдал.
Ближе к Киеву в огромном количестве стали попадаться машины вишневого цвета. В основном, это были жигулевские «копейки». Остальных было поменьше. Но в целом процент вишневых автомобилей заставил задуматься.
Самая популярная машина в столице Daewoo Lanos, седан. Их там немыслимое количество, к которому надо привыкать.
В Киев въехали через Бровары. Первым делом я увидел метро: открытая ветка идет через мост, по которому мы и пересекли Днепр, въезжая в столицу сопредельного государства. На этом же мосту простояли в пробке.
Пробка была и на набережной. Медленно двигались мимо горящего трамвая. Работники тщились залить очаг возгорания водой.
Кое-как добрались до места, где получили ключи и адрес квартиры, отправились туда и приступили к размещению.
Квартира в доме по улице Саксаганского досталась однокомнатная, но просторная. С водой не было таких проблем, как в Питере. Также имелся кондиционер.
Окна выходили во двор.
На следующий день приобрели карту города, что существенно упростило ориентирование.
Передвигаясь по городу, особого внимания к себе мы не привлекали. Только московский номер машины заставлял прохожих и водителей оборачиваться. Земляков мы практически не встречали.
Одинаковые на карте, на деле улицы Киева часто оказываются крутыми спусками или подъемами. Таковых много не только в районе набережной Днепра, но и по всему городу. Если в центре Москвы таких крутых улиц почти не встретишь (на ум приходят только Большой Николоворобинский и Сандуновский переулки). В Киеве эта ситуация встречается в разы чаще.
По причине крутизны уклонов, многие улицы мостят брусчаткой. При путешествии на машине к таким массажерам тоже приходится привыкать.
По своей планировке Киев представился чем-то средним между Москвой и Питером. Радиально-кольцевого устройства там, естественно, нет. Но и четкая питерская линейность также отсутствует.
Отдельная тема пешеходы. В Москве они не бросаются под машины так откровенно. По крайней мере, большинство пешеходов требует к себе уважения при переходе улиц на красный свет.
Во время нашего пребывания в Киеве там проводился эксперимент: на некоторых светофорах, не имеющих стрелки, висит табличка (опять же, с изображенной на ней зеленой стрелкой), которая разрешает поворот направо на красный свет. При этом водитель обязан пропустить всех и водителей, и пешеходов.
Ориентирование по городу затрудняется не только различиями в языках, ибо при наличии карты это несущественно, а местные жители все говорят по-русски. Главная проблема в табличках на стенах домов. Если и в Москве по ним иногда сложно найти нужное место, то в Киеве это почти нереально. Почти все они сделаны на старый манер маленькими, с высоким узким шрифтом. И номера домов также указаны далеко не везде.
Что касается световых указателей, то они чаще всего предупреждают о том, какая улица «будет там, дальше», если поехать по указателю. Но отнюдь не говорят о том, куда едешь в данный момент.
Несмотря на это, впечатления от города с самого начала сложились очень приятные. Киев оказался уютным, ярким и дружелюбным. Специфическую атмосферу создает сочетание большого количества домов в стиле «модерн» (в центре) с таким же числом сталинских зданий ближе к окраинам, а также в районах, где преобладают государственные и прочие учреждения.
Если в Питере на каждом шагу попадается книжный магазин, то здесь первое, что бросается в глаза перукарня (по-русски «парикмахерская»). Не знаю, что больше делают у нас в Москве, но четко представляю, что в Питере читают и смотрят картинки, а в Киеве стригутся и бреются.
Как водится, вечером отправились на разведку. Начали с размена денег и ужина.
Качество сервиса становится видно сразу же, как только замечаешь пледы на посетителях многих ресторанов и кафе. Они либо лежат на креслах, либо их выдают по просьбе.
Первое заведение, которое мы посетили ресторан «Александрия» на улице Сагайдачного. Умеренные цены, еда вкусная. Хорошее обслуживание. На той же улице, кстати, есть круглосуточное кафе «Кофе-тайм». В нем довелось один раз позавтракать и один раз поужинать. Тоже не слишком дорого и достаточно вкусно.
Вообще, поездка выдалась весьма гурманской. Каждый день мы находили новые заведения. Теперь точно знаем, где и как в Киеве можно поесть.
Кроме вышеописанных мест, мы посещали:
- Крочму «Будьмо!» на Михайловской улице цены умеренные, еда вкусная
- Кофейню «Double Coffee» на Крещатике цены высокие, еда обычная, не весь ассортимент есть в наличии
- Бар-ресторан «Мокко» на Крещатике (в Пассаже) цены высокие, еда очень вкусная
- Шашлычную на Парковой дороге (четкого названия нет, заведение рядом с рестораном «Зозуля») цены ближе к высоким, еда очень вкусная.
К слову, Пассажем называется нечто вроде Третьяковского проезда в Москве (с соответствующим пафосом). Находится он между Крещатиком и улицей Марии Заньковецкой.
Там же, на улице Заньковецкой, обнаружился кальян-бар «Слон». Это заведение, расположенное в подвальном помещении, полностью опровергло слухи о том, что в Киеве делают плохой кальян. За исключением сильной задымленности помещения, в «Слоне» все здорово: грамотное обслуживание, мягкие диваны, приятная музыка.
Улыбнуло: аромат табака зазывает посетителей прямо с улицы.
Еще одно замечательное место: кофейня (кав'ярня, как говорят на Украине) «Kaffa». Не слишком дешевое место, обладающее рядом преимуществ: большим выбором экзотических сортов кофе, приготовляемых быстро и вкусно, а также тихой атмосферой. По крайней мере, когда мы там сидели, народу практически не было, несмотря на близость к центру города.
Кофейню найти не так-то просто: она находится в одном из дворов переулка Тараса Шевченко недалеко от Майдана Незалежности.
Наконец-то сбылось мое давнее желание попробовать настоящих борща с пампушками и котлет по-киевски. Вкусно.
Для тех, кто не привык менять уклад своей столовой жизни, имеются пресловутые Макдональдсы, Патио, Кофе-Хауз, Ростикс и прочие Шоколадницы.
Помимо гастрономических мест, мы исследовали исторический центр Матери городов русских.
Интересная традиция: центральная улица Крещатик на выходные закрывается для движения автомобилей до 23:00. Обычно там гуляют прохожие, но на второй день нашего пребывания в Киеве на Крещатике прошел парад автомобилей Mitsubishi. По словам участников, они отмечали победу команды Mitsu в известном ралли. Их праздник собирались продолжить клубной вечеринкой, оплачиваемой представителем марки. Что характерно, замыкали процессию инспекторы на Mitsubishi Galant.
Душа радовалась не только прекрасной архитектуре и вкусной снеди. Если в Москве не очень много по-настоящему красивых и некрасивых девушек, но больше средних, то в Киеве их всех поровну. Много плотненьких, основательных и высоких. Такое сложилось впечатление.
Давно мечтал посмотреть киевскую подземку. По станциям, на которых довелось побывать (мы ехали от «Золотых ворот» через «Театральную», «Хрещатик» и «Майдан Незалежности» на «Контрактову площу»), составил такое впечатление: подземка глубокого залегания; вполне чистая и ухоженная.
Зеленая буква «М», в отличие от синей питерской, больше похожа на московскую. Составы кажутся короткими по пять вагонов в каждом.
По поводу съемки правила, расклеенные в вагонах, гласят то же, что и в Москве. Однако страж порядка сообщил, что снимать нельзя (предупреждения об этом есть, но только на выходе из метро). Милиционер подошел ко мне так быстро, как будто хотел положить лицом в пол. Но, запретив снимать, так же стремительно помчался куда-то дальше по своим делам.
В вагонах под потолком центрального прохода висят телемониторы, по которым показывают рекламу.
Для одной поездки в метро приобретается пластмассовый жетон морского цвета, который стоит 50 местных копеек (около 3 рублей на наши деньги). Один из жетонов уехал со мной в Москву.
На третий день поехали в Киево-Печерскую лавру. Там удалось посмотреть только внутреннее расположение монастыря. В знаменитые пещеры, к сожалению, пройти не успели. Зарубка на будущее.
После лавры отправились на прогулку по Днепру.
Днепр широкая река. Редкий автомобиль доедет до середины без моста. Поэтому киевские мосты очень длинные, высокие, а потому монументальные.
Просмотр украинского телевидения вызвал одно стойкое ощущение: пьют на Украине много.
По крайней мере, реклама спиртного там разрешена везде и круглосуточно. Поэтому днем на экране мелькают марки, известные и у нас. Причем не под видом минеральной воды или льда, а как есть.
Вообще в Киеве здорово.
Многие готовы пойти навстречу.
Город провожал нас дождем.
(См. также
отчет signa_)