кто должен это оплатить

Nov 25, 2013 14:10

Сколько в России свободных СМИ?
Таких, которые пишут о политике то, что считают нужным, не боятся затрагивать любые темы, упоминать любые фамилии и, при этом,  являющимися совсем "всамделишными" СМИ - с печатной версией, возможностью подписки и тд.

Не буду составлять свой список, чтоб никто не обиделся. Попробуйте составить свой - сильно сомневаюсь, что вам не хватит пальцев одной руки.

Это ужасно печально, потому как, с одной стороны, у нас наступил век "новых медиа" и перед СМИ открылись новые потрясающие возможности общения с читателями и конкуренции, а с другой, мы видим, что кремлешушера достаточно легко перекрыла кислород в виде рекламы и подписки всем "традиционным" СМИ и контролирует их.
И никакого особого тоталитаризма не надо - просто и демократично насылаешь налоговую к тем, кто размещает рекламу в "плохой" газете/журнале, а потом делаешь вежливый звонок главному редактору, чтобы попросить его не печатать больше материалов "идущих в разрез с интересами России".

Полный уход в интернет проблемы не решает:
1. аудитории бумажного издания и сайта совсем разные и отказ от "хардкопи" просто приводит к потере аудитории. А мы все конечно заинтересованы, чтобы именно люди не пользующиеся интернетом для чтения новостей получали качественную информацию в своих бумажных изданиях.
2. Расследовательская журналистика в принципе не может быть оплачена за счёт рекламы на сайте. Она дорогая и будет заведомо убыточная. Можно привести пример с Гардиан и другими газетами, но я и сам это прекрасно знаю: у меня один из самых читаемых блогов на русском языке, но даже если я весь жж завешаю рекламой, то всё равно это не окупит расследований Фонда борьбы с коррупцией, который существует только благодаря тому, что вы оплачиваете его существование.

Нужна модельно нового сосуществования изданий, которые готовы делать качественную журналистику (в том числе расследовательскую) и аудитории, которая заинтересована в такой журналистике.

Видимо секрет такого сосуществования выражается в утверждении, шокирующем своей новизной: за информацию надо платить.
Многие издания уже перешли на полностью платную подписку (попробуйте прочитать что-то бесплатно на сайте FT), многие перейдут.

В России уже было сделано много достаточно любопытных, полезных и правильных экспериментов по переходу на обязательную или добровольную подписку. Но самый потрясающий эксперимент делает The New Times.


Они не просто отвечают нам на вопрос: как вы будете финансировать расследовательскую журналистику?
Они решили ответить на очень актуальный для России вопрос: а как вы нам гарантируете независимость в будущем? Вдруг мы просто финансируем чей-то бизнес, а завтра придёт новый хозяин?

Штука в том, что нет сейчас человека, который может сказать: мне принадлежит The New Times.
Вот, почитайте письмо главного редактора.

Я сам видел документы и могу удостоверить: торговая марка "The New Times", архив издания и всё остальное, что составляет главную ценность СМИ, передаётся сейчас специально созданному некоммерческому фонду.
Политика некоммерческого фонда определяется попечительским советом. Туда сейчас входят Борис Зимин, Екатерина Журавская, Тимоти Колтон (профессор Гарвардского университета), Ирена Лесневская и , наверное, войдут другие такие же люди, которые, лично для меня, полностью снимают вопросы о том, не просит ли главреда издания кто-то что-то написать (или не написать).

Это важная штука. Таким образом The New Times превращается, в каком-то смысле, в общественное достояние - журнал, который принадлежит всем и не принадлежит никому.

Теперь про деньги. Где их брать.
Экономика выпуска печатного СМИ поразительная, я о таком не подозревал:
Цена The New Times в киосках Москвы от 100 до 115 руб, на бензоколонках BP - 147 рублей, в аэропортах - 169 и выше. При этом, отпускная цена - 40-50 руб.

Подписка избавляет от очень дорогого посредника в лице торговых сетей, но включает в схему "Почту России", которая забирает 50% прибыли.
Подписка на год стоит 4200 за 44 номера = 95.4 руб за номер из которых редакция получает те же 50 руб.

А эти 50 рублей распределяются: 28% налоги, 21% типографии, остальное на аренду и содержание редакции.
Прямо скажем, это не тот бизнес, с которого можно жить шикарной жизнью.

Но это то дело, которое нужно всем нам: мы хотим получать расследования, типа, знаменитой "Черной кассы Кремля", мы хотим, чтобы журналисты находили нам аномально дорогую квартиру депутата Яровой и нам нравится читать журнал, главред которого уже второй год входит в жюри "Европейского Пулицера".

На сайте The New Times читают 360 тысяч уникальных пользователей в месяц. Если (с учётом непересекающейся онлайн и оффлайн аудитории) 10% от этого числа оформят подписку, то журнал будет жить себе спокойненько и писать то, что ему хочется нам на радость.

Мне кажется, это реалистичная цель и имеет смысл помочь журналу её достичь (у них и до этого было 5000 подписчиков).
Тем более, что если у них получится, то это будет пример и модель для многих СМИ, которые сталкиваются с похожими проблемами. А если не получится, то мы будем получать меньше нужной нам информации.
"Комсомольская правда" вам расследований не напечатает. Ну только если речь не идёт о расследовании "Как Владимир Путин стал самым добрым и честным, совсем ничего не украв".

Страница подпиской кампании The New Times здесь.

Подписаться самому (или подписать своих родителей, бабушек, друзей) можно очень быстро и легко.

Поддержать подписную кампанию можно специальной листовкой - скачать здесь.

Важно понять: это не благотворительность. Это именно способ сосуществования и взаимная выгода. Журнал ищет информацию, мы за неё платим, подписываясь сами и подписывая своих бабушек, бабушки сидят по телефону и пересказывают подружкам материалы издания, подружки голосуют на выборах против кремлежуликов.

Это же более интересная жизнь, чем: кремлежулики, задушив все свободные СМИ, гонят пропаганду по зомбоящику, чтобы убедить бабушек поддержать их на выборах, а потом украсть их пенсию.

Подписывайтесь прямо сейчас. Предлагайте подписаться друзьям и родственникам.

Up