Приходит много вопросов из серии "а как ты относишься к Общероссийскому Народному Фронту?".
Отвечаю.
Так как в последнее время по всей стране трудовые коллективы различных предприятий живо реагируют на создание ОНФ, шлют ему приветственные телеграммы
и даже вступают, наш скромный трудовой коллектив тоже решил поприветствовать ОНФ.
Так как юридического адреса у Фронта нет, мы написали в прокуратуру и Минюст:
Генеральному прокурору
Российской Федерации
действительному государственному
советнику юстиции
Чайке Ю.Я.
125993, Москва, ул.Б.Дмитровка, д.15а
Навального Алексея Анатольевича
проживающего по адресу:
ХХХХХ, г.Москва, ХХХХХХХХХХХХ
тел. ХХХХХХХХ
Уважаемый Юрий Яковлевич!
06 мая 2011 года Председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В. объявил о создании новой организации - «Общероссийский народный фронт» (далее по тексту - ОНФ), которая будет «объединять общественные организации, политические партии, граждан, которые разделяют общие ценности, связанные с любовью к Отечеству, ростом благосостояния людей, укреплением могущества нашего государства, поиском справедливых решений в социальной сфере».
07 мая 2011 года произошла встреча Путина В.В. с представителями ряда общественных организаций, которую Председатель Правительства Российской Федерации предложил считать первым заседанием координационного совета ОНФ, себя его Председателем, а присутствовавших - членами.
В настоящее время согласно данным официального сайта ОНФ (
http://narodfront.ru/), помимо названного федерального координационного совета ОНФ, в каждом субъекте Российской Федерации созданы и функционируют региональные координационные советы ОНФ, а общая численность «присоединившихся» к ОНФ организаций составляет около четырехсот единиц.
Кроме того, ОНФ имеет проект декларации о своем образовании (
http://narodfront.ru/docs/about/declaration.html), провозглашенной от имени представителей общественных объединений, принимавших участие в первом заседании координационного совета.
Одними из базовых принципов деятельности ОНФ являются:
1) абсолютное равенство всех объединений, входящих в ОНФ;
2) совместное участие «участников ОНФ» в выборах в Государственную Думу ФС РФ с согласованным формированием общего списка кандидатов от ВПП «Единая Россия»;
3) открытость ОНФ для всех, кто разделяет его цели и задачи.
Резюмируя изложенное, исходя из организационной структуры, социально-политических задач, принципов равенства учредителей, членов и участников, а также характера членства, в соответствии с действующим законодательством, а именно ст.117 Гражданского кодекса РФ, ст.6 федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.ст.5, 6, 7 и 9 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» ОНФ является некоммерческой организацией в форме общественного объединения, созданного в форме общественного движения, которое функционирует без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
За время существования ОНФ и лицами, входящими в его руководящие органы, неоднократно грубо нарушалось и нарушается федеральное законодательство Российской Федерации.
I. Так, согласно ст.5 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставные цели).
В соответствии со ст.6 того же закона учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.
Таким образом, приобретение юридического статуса «общественное объединение» законодательство императивно связывает с выполнением одновременно трех требований: 1) проведение общего собрания, 2) принятие устава и 3) формирование руководящих и контрольно-ревизионных органов. В противном случае объединение оказывается вне закона и правового поля.
Как уже указывалось выше, 07 мая 2011 года состоялось первое заседание координационного совета ОНФ, то есть было проведено общее собрание и сформированы руководящие органы, однако, до настоящего времени в нарушение упомянутых норм закона устав ОНФ не принят. Опубликованный проект декларации об образовании ОНФ уставом не является.
То есть до настоящего времени ОНФ статус общественного объединения не приобрел, однако, на что следует обратить особое внимание, в нарушение закона к ОНФ активно присоединяются участники (уже около 400-т), подавая необходимые заявки и получая одобрения федерального и региональных координационных советов.
Сложившаяся ситуация абсурдна и несовместима с основополагающими принципами права, поскольку невозможно стать членом или участником некоего формирования, которого юридически еще не существует.
II. ОНФ нарушается п.5 ст.6 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Так согласно сведениям, представленным на официальном сайте ОНФ в разделе «Организации, присоединившиеся к ОНФ», его участниками помимо юридических лиц - общественных объединений являются огромное количество юридических лиц других организационно-правовых форм, таких как ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства и иные, что прямо противоречит требованиям закона.
III. На упомянутом Интернет-сайте ОНФ в разделе «Присоединиться» размещено предложение вступать в народный фронт «трудовым коллективам предприятий», для чего необходимо обратиться с заявлением в общественную приемную Путина В.В.
Вместе с тем, как уже неоднократно указывалось выше, участниками общественного объединения могут быть исключительно физические лица и юридические лица - общественные объединения.
Более того, следует особо подчеркнуть, что в соответствии с действующим российским законодательством ни трудовые коллективы предприятий, ни просто трудовые коллективы субъектами правоотношений не являются.
Стоит отметить, что понятие «трудовой коллектив» активно использовалось советским трудовым законодательством. В частности, данная юридическая конструкция содержалась в Кодексе законов о труде Российской Федерации (утв. ВС РСФСР 09.12.1971), который признан утратившим силу с 01 февраля 2002 года.
IV. ОНФ нарушается п.1 ст.28 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которым официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
В проекте декларации об образовании ОНФ сказано, что последний является «широкой коалицией общественных сил». Такой организационно-правовой формы законодательством РФ не предусмотрено, иных же указаний ни в документах, ни в публикациях СМИ, ни в обращениях и заявлениях членов координационного совета и его председателя не содержится.
V. Из статьи газеты «Коммерсантъ» ««Единая Россия» окопалась в тылу «Народного фронта»» (от 25.05.2011,
http://kommersant.ru/doc/1647133) следует, что в соответствии с сообщением пресс-секретаря Путина В.В. Дмитрия Пескова ОНФ подобрано помещение для офиса и штаба, а именно «он разместится в "арендованных помещениях" в здании мэрии Москвы на Новом Арбате».
Непонятно, как ОНФ, не будучи юридическим лицом и общественным объединением, то есть не будучи субъектом гражданских правоотношений, мог заключить договор аренды нежилых помещений для «офиса и штаба».
В связи с изложенным, есть все основания полагать, что ОНФ занимает помещения в здании мэрии Москвы на Новом Арбате незаконно.
VI. В соответствии со ст.11 федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» члены Правительства Российской Федерации не вправе использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности.
Вместе с тем, член Правительства Российской Федерации - его Председатель Путин В.В. с момента объявления о создании ОНФ и до настоящего момента постоянно использует средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения Правительства РФ для достижения целей и решения задач ОНФ.
В частности телевизионные обращения и заседания ОНФ из помещений и за счет средств Правительства РФ в рабочее время Председателя Правительства РФ при отсутствии сведений об отгулах и отпусках, освещение деятельности ОНФ через пресс-секретаря Председателя Правительства РФ Дмитрия Пескова в рабочее время последнего и т.д.
Таким образом, Председателем координационного совета ОНФ Путиным В.В. грубо нарушается названная норма закона, что непосредственно нарушает права налогоплательщиков.
В соответствии со ст.2 федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Как следует из заявлений Путина В.В., а также освещаемой в СМИ деятельности ОНФ, последний не является ни религиозной организацией, ни коммерческой организацией или их союзом, в связи с чем действие названного федерального закона, безусловно, распространяется, в том числе и на него.
Таким образом, налицо неоднократные и грубые нарушения со стороны ОНФ Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, что в силу ст.44 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для ликвидации ОНФ или запрета его деятельности.
Согласно ст.41 указанного федерального закона в случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, то есть Председатель федерального координационного совета ОНФ Путин В.В. и его члены Грызлов Б.В., Андриянов А.В., Борисов С.Р., Васильев А.Н., Гутенев В.В., Ефимов В.Б., Иванова В.И., Катырин С.Н., Клинцевич Ф.А., Лахова Е.Ф., Лысаков В.И., Моисеев М.А., Прокопенко Т.В., Плотников В.Н., Рошаль Л.М., Рязанский В.В., Титов Б.Ю., Шмаков М.В. и Шохин А.Н.
В соответствии федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд приостановлении деятельности или ликвидации общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации.
Из ч.2 ст.21 федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
На основании изложенного,
ПРОШУ:
1. Провести проверку соблюдения «Общероссийским народным фронтом» и лицами, входящими в его руководящие органы, федерального законодательства.
2. В случае выявления нарушений федерального законодательства в зависимости от их степени и характера внести Председателю координационного совета «Общероссийского народного фронта» Путину В.В. представление с требованием об устранении нарушений либо обратиться в суд с заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации названного фиктивного общественного объединения.
А.А. Навальный
«21» июня 2011 года