Страхи Бетмана

May 26, 2021 08:28


И цепочка Джеллико.
Read more... )

Первая мировая

Leave a comment

Comments 19

severok1979 May 26 2021, 06:01:48 UTC
"идея о том, что после морского поражения "немцы" просто пожали бы плечами, неверна"

Так ведь победители 1870-1871 и 1877-1878 вообще без флота обошлись!

"Сказанное позволяет утверждать - именно утверждать - что решительная или просто крупная победа британского флота, особенно в 1914 г., существенно повлияла бы на настроение самых важных немецких умов"
А почему в сослагательном наклонении? Ведь в 1914 был первый Ге́льголанд, после него в 1915 Доггер-банка уже с менее разгромным результатом, в 1916 уже ничейный Ютланд.

Reply

naval_manual May 26 2021, 06:09:30 UTC
>Так ведь победители 1870-1871 и 1877-1878 вообще без флота обошлись!

Не иметь флота - это одно, потерять флот - другое. В политическом смысле, в первую очередь - но не только.

>А почему в сослагательном наклонении?

Я под крупной победой имел в виду что-то с уничтожением, скажем, 6-8 немецких дредноутов. Такого не было. При этом даже упомянутая Вами Доггер-Банка политический эффект дала - первая "неограниченная подводная" стала прямым следствием этого боя.

Reply

severok1979 May 26 2021, 06:37:49 UTC
"Не иметь флота - это одно, потерять флот - другое. В политическом смысле, в первую очередь - но не только"
Ну в этом плане мне нравится чья-то идея, типа, "во флот надо вкладываться по максимуму всегда, ибо только так можно стать великой морской державой, а если не получится стать, то тогда все равно будет шанс вступить на максимально выгодных условиях в блок с другой великой морской державой"
А подход, мол, любой ценой построить флот, а потом всю стратегию строить на боязни его потерять - мне не по душе.

"имел в виду что-то с уничтожением, скажем, 6-8 немецких дредноутов"
Какое-то нереальное требование, в ХХ веке такое только при Цусиме случилось! Ну если не считать итогов масштабных капитуляций...

Reply

naval_manual May 26 2021, 06:44:52 UTC
>Какое-то нереальное требование, в ХХ веке такое только при Цусиме случилось!

Поскольку дредноуты при Цусиме не сражались, можно сказать, что такого в XX в. не было, и вообще никогда не было. Что, однако, отнюдь не указывает на "нереальность" требования.

Reply


gur64 May 26 2021, 07:39:56 UTC
Если позволите, несколько дополнительных штрихов:
- в вопросы использования флота вмешивались не только кайзер с канцлером, но и статс-секретарь Кидерлен (в немецкой системе занимавший не очень высокое положение). Пантеру в Марокко загнал именно он, единолично.
- именно в ходе Агадирского кризиса Грей сделал свое знаменитое заявление, что "флот может быть атакован в любую минуту". Т.е., независимо от внутренних колебаний, вовне немецкая флотская стратегия представала предельно агрессивной, и не считающейся с возможными потерями.
- поводом для окончательной отставки Бетмана послужили его пораженческие наклонности:)

И еще - по поводу совещания 23.08.1911.
Трактовки его есть разные, есть и такая, что выбора стратегии войны там не было, уже не было. Правительство вышло с однозначным требованием обеспечить переброску BEF во Францию, а претензии к сэру Артуру заключались в том, что он этой подготовкой манкирует в пользу каких-то неосновательных проектов.

Reply

naval_manual May 26 2021, 07:53:01 UTC
>в вопросы использования флота вмешивались не только кайзер с канцлером, но и статс-секретарь Кидерлен

Я бы не говорил про "вмешивались" - как минимум в случае с кайзером и "госсекретарём". И в том, и в другом случае вполне себе "в рамках полномочий".

>Пантеру в Марокко загнал именно он, единолично.

Он, можно сказать, единолично организовал кризис. Но таки приказать "Пантере" идти в Агадир он не мог. И не приказал. А в отправке корабля туда или сюда по запросу МИДа нет ничего ненормального)

>Трактовки его есть разные, есть и такая, что выбора стратегии войны там не было, уже не было

Есть и такая, что её ещё не было.

>претензии к сэру Артуру заключались в том, что он этой подготовкой манкирует

Интересно было бы посмотреть на обоснование. Ну, т.е. и такой вопрос возник. Но если бы это было главным - то после ухода Вильсона должна была бы возникнуть некая кипучая деятельность в правильном направлении.

Reply


armadillo1 May 26 2021, 08:39:58 UTC
>Второй Трафальгар дал бы политический результат.

ну скажем так.
его угроза дала бы политический результат. в мирное время. именно поэтому англичане строили два к одному.

в военное время - поезд ушел. и с послезнанием, и по оценке психологии на 1911.

цель флота после начала войны - кроме блокады и недопущения поражения - сократить потери сухопутных войск. любой ценой. это правда с послезнанием.
а вот периферийная стратегия тогда вполне была на виду, и вменять неудачи - обосновано.

так что проблема джеликко и битти - она еще в том, что в других местах остались роббеки.

в общем не сводится все к генеральному бою. совсем.

Reply

naval_manual May 26 2021, 08:44:33 UTC
>в общем не сводится все к генеральному бою. совсем.

Понятно. А я-то думал, что сводится. Совсем думал.

Reply

armadillo1 May 26 2021, 12:00:11 UTC
текст звучит именно так)

Reply

naval_manual May 26 2021, 12:03:16 UTC
Для Вас - видимо, да. Но тут уж ничего не поделаешь.

Reply


citizenkane1941 May 26 2021, 10:26:05 UTC
Да, идеи как надежно выманивать флот, который не очень-то выманивается, должны были вызреть до войны :-) А на войне, ясно дело, что не хочется потерь :-(

PS Не хватает ссылки на конкретный пост ув. @mr_binks.

Reply

naval_manual May 26 2021, 10:29:20 UTC
>Да, идеи как надежно выманивать флот, который не очень-то выманивается, должны были вызреть до войны :-)

Поэтому Вильсон)

>Не хватает ссылки на конкретный пост ув. @mr_binks.

Ага, уже добавил.

Reply


ext_804839 May 26 2021, 11:24:46 UTC
Тут надо понимать, что у англичан поди был синдром сильнейшего в мирное время, сиречь чувствительность к потерям, а потому лучше невнятный результат, чем пиррова победа, которая как раз и могла быть и которой как раз боялись. Поскольку у них же победителей судят, то как раз прикрыть Ж-это первейшее дело, Бинга все отлично помнили.

Reply


Leave a comment

Up