Перечень, которого не ждали.
Менее чем через два месяца после начала войны, 21 сентября 1914 г., Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль выступал с речью в Ливерпуле. И сказал, что если Флот открытого моря не выйдет в море, то «он будет выкопан, как крысы из норы» (it would be dug out like rats from a hole). Артур Мардер, процитировавший эти слова в великом пятитомнике, дал комментарий: «К несчастью для Черчилля, операция выкапывания была едва ли возможна, «нора» была надежно защищена берговой артиллерией, минами, эсминцами и подводными лодками».
И слова Черчилля, и комментарий Мардера интересны. Первые постольку, поскольку являются образным выражением всеобщего разочарования от начала войны: ожидаемые «скорая встреча, скорое решение» не случились, и что делать дальше, никто толком не понимал. Вторые - потому, что они, видимо, неплохо отражают общее представление о ситуации post factum.
Образ немецкой крысы in being, окопавшейся за неприступным Гельголандом так, что ничего нельзя было сделать, имеет право на существование. Тем не менее, этому образу недостаёт красок - или, уходя от метафор, конкретики. Известно, что немцы всё же выходили в море. И неплохо бы описать условия, при которых это случалось.
Перечень
активных операций Флота открытого моря мы составили ранее. Теперь речь пойдёт об операциях «реактивных», не запланированных заранее, а спровоцированных действиями британцев или другими событиями. В основу рассказа положены описания Стаффа, Фроста, Корбетта, Мардера и кое-что из Der Krieg zur See. Дружеские сообщения о неточностях и ошибках в тексте, как всегда, привестствуются. И - да, поскольку текст получился намного больше, чем представлялось поначалу, я решил разбить публикацию на две части.
1. 28 августа 1914 г., первый бой у Гельголанда
Разочарование Черчилля было лишь частью всеобщего разочарования: многие по обе стороны Северного моря ожидали, что решительный бой случится буквально в первые дни войны. Вероятно, Черчилль был бы чуть более спокоен и уверен в будущем, если бы знал, что первых успехов в деле «выкапывания из норы» британцы добились уже во время боя у Гельголанда.
Вторжение 1-й эскадры линейных крейсеров Битти не только позволило британцам одержать безусловную победу, но и привело в движение тяжёлые корабли Флота открытого моря. Собственно, немцы зашевелились ещё до того, как британские «кошки» принялись душить «мышек». Уже в 09.43 (здесь и далее даётся немецкое время) фон Ингеноль приказал кораблям разведывательных сил Хиппера (который отвечал за оборону Гельголандской бухты) разводить пары. Хиппер в ответ запросил разрешение выслать на поддержку «Фон дер Танн» и «Мольтке» как только будет возможно, и получил разрешение Ингеноля в 10.08. Проблема была в том, что из-за отлива крупные корабли Флота открытого моря не могли выйти в море до полудня.
И как раз вскоре после полудня - по разным данным, между 13.02 и 13.10 - крейсер «Майнц» передал «электризующее» сообщение: «Меня преследуют броненосные [т.е. линейные] крейсера». Соответственно, в 13.07 (или 13.11) Хиппер отдал приказал: «Фон дер Танну» и «Мольтке» немедленно идти на поддержку, «Зейдлиц» - следом» (на флагмане ремонтировали конденсаторы, и он не мог выйти в море сразу). Первые два корабля прибыли к месту боя спустя чуть более чем два часа: в 15.25 они увидели горящий лёгкий крейсер «Ариадне», последнюю жертву Битти. Через 55 минут, в 16.20, флагманский «Зейдлиц» присоединился к «Мольтке» и «Фон дер Танну», после чего немецкие линейные крейсера выполнили короткий получасовой поиск в направлении NNW на скорости 15 узлов (рис. 1).
Рисунок 1 - Схема боя у Гельголанда из официальной немецкой истории. В отличие от большинства других схем, на этой показаны движения немецких линейных - самой жирной из синих линий (кликабельно)
«Мольтке» и «Фон дер Танн» разминулись с Битти совсем немного: британцы прекратили обстреливать несчастный «Ариадне» в 14.15. В случае столкновения Битти имел бы серьёзное исходное преимущество в силах: четыре линейных крейсера («Лайон», «Куин Мэри», «Прицесс Роял», «Нью Зиленд») против двух немецких. Поскольку видимость была ограничена и бой должен был начаться на относительно короткой дистанции, Битти мог добиться серьёзных результатов ещё до появления «Зейдлица». В любом случае, он сохранил бы преимущество и после прибытия Хиппера. С другой стороны, любое серьёзное повреждение одного из его кораблей грозило потерей: Битти не мог рассчитывать на поддержку Гранд-Флита, а вот Ингеноль, очевидно, решился бы выйти в море в таком случае. Поэтому решение Битти на отход можно назвать оправданным.
Тем не менее, шанс навязать бой немецким тяжёлым кораблям был упущен. Характерным при этом было то, что немцы реагировали с задержкой и вынуждены были посылать свои силы в море частями. И то, и другое было, скорее, типично для всех последующих «реактивных» операций.
2. 10 августа 1915 г., охота на «Метеор»
Следующий эпизод имел место почти ровно через год после боя у Гельголанда. На этот раз триггером немецкой реакции стала британская охота на вспомогательный крейсер «Метеор». Этот вышел в море 6 августа 1915 г., в ночь с 7 на 8 августа поставил мины у Кромарти, а утром 8 августа 1915 г. «Метеор» потопил у берегов Шотландии вооружённый пароход «Рамси». Британцы узнали о подготовке операции заранее, и поначалу предполагали, что «Метеор» пойдёт в Белое море (как сделал это в июне), поэтому Джеллико развернул 4-ю эскадру лёгких крейсеров между Оркнейскими островами и Норвегией.
«Метеор» мог бы спокойно вернуться в Вильгельмсхафен, но его командир совершил классическую немецкую ошибку, отправив Шееру сразу две радиограммы, о постановке заграждения и уничтожении «Рамси». Адмиралтейство эти радиограммы перехватило, расшифровало и организовало активный поиск «Метеора»: 1-я и 2-я эскадры лёгких крейсеров и Гарвичские силы «прочесали» Северное мора, а 4-я эскадра лёгких крейсеров поспешила к Скагерраку. Охота увенчалась: Гарвичские силы перехватили вспомогательный крейсер в ночь с 9 на 10 августа у Хорнс Рифа. Командир «Метеора» приказал затопить корабль, не вступая в бой (рис. 2).
Рисунок 2 - Схема охоты на "Метеор" из официальной британской истории (кликабельно)
Командующий Флотом открытого моря, адмирал фон Поль, узнал о проблемах «Метеора» из радиоперехватов и попытался помочь, используя цеппелины, подводные лодки и - линкоры. Точнее, оставшиеся в наличии линкоры. В это время значительная часть ФОМ - в том числе 1-я эскадра линкоров и 1-я разведывательная группа - находилась на Балтике. Тем не менее, фон Поль не посчитал бездействие возможным. Вечером 9 августа он сосредоточил в устье р. Яде 3-ю эскадру линейных кораблей, 4-ю разведывательную группу и 2-ю флотилию эсминцев, в полночь вышел с этими силами в море и к утру 10 августа занял позицию «к северу от Гельголанда». В 06.45 фон Поль отправил радио «Метеору» с просьбой сообщить своё место. Не получив ответа, в 08.00 он приказал возвращаться.
Этот эпизод задал новый паттерн. Оказалось, что непосредственное вмешательство крупных кораблей Гранд-Флита не является обязательным условием для того, чтобы вызывать реакцию Флота Открытого моря. Кроме того, в этом эпизоде проявилось ставшее при Шеера типичным стремление к демонстрации единства флота: дредноуты вышли в море для оказания поддержки единственному небольшому кораблю.
3. 3-4 марта 1916 г., встреча «Мёве»
Первый при Шеере боевой поход крупных кораблей ФОМ случился в ситуации, почти целиком аналогичной ситуации с «Метеором» - с той лишь разницей, что на этот раз для немецкого рейдера, вспомогательного крейсера «Мёве», всё закончилось благополучно. Днём 3 марта 1916 г. Шеер получил радиограмму «Мёве», возвращавшегося из своего первого крейсерства. Корабль находился к юго-западу от Норвегии, и его командир просил выслать навстречу силы Флота открытого моря. Поздним вечером 3 марта Хиппер вышел в море с 1-й и 4-й разведывательными группами и 1-й эскадрой линкоров к банке Амрум, в 06.00 4 марта эти силы встретили «Мёве» у Хорнс-Рифа, и вечером того же дня вернулись в базы. После несчастья с «Метеором» Шеер посчитал необходимым среагировать на просьбу командира вспомогательного крейсера, несмотря на то, что Флот открытого моря в это время готовился к первой активной операции под новым командованием (поход к Хуфдену 5-6 марта 1916 г.).
4. 25-26 марта 1916 г., налёт на Хойер
Через три недели после встречи «Мёве» Шеер снова вынужден был реагировать, на этот раз уже собственно на активные действия британцев. Ранним утром 25 марта 1916 г. авитаранспорт «Виндекс» в сопровождении Гарвичских сил (5 лёгких крейсеров, 2 лидера, 16 эсминцев) приблизился к немецкому острову Зюлт, недалеко от границы Германии и Дании. Целью операции был воздушный удар по базе «цеппелинов»: британцы полагали, что она находится в Хойере, на побережье, хотя на самом деле «цеппелины» базировались в Тондерне, в пяти милях к западу. Операцию прикрывали линейные крейсера Битти, в то время как главные силы Гранд-Флита оставались в Скапа-Флоу.
Собственно воздушная атака закончилась провалом, до цели добрался только один из пяти взлетевших в 06.30 самолётов - лишь для того, чтобы обнаружить, что «цеппелинов» в Хойере нет. Тем временем командующий Гарвичскими силами, коммодор Тёрвит, приказал отправил 2 лидера и 8 эсминцев на юг, «прочесть» окрестности. Эта группа в 09.38 была замечена береговым наблюдательным пунктом Лист на Зюльте, который сразу отправил предупреждение о появлении британцев, а в 09.45 сообщил о воздушной атаке. Тем временем, британские эсминцы встретили и потопили два дозорных вооружённых траулера. Около 10.00 три немецких самолёта контратаковали южную группу Гарвичских сил. Собственно бомбы вреда британцам не причинили, но при уклонении от атаки самолётов эсминец «Лэйврок» протаранил и тяжело повредил эсминец «Медуза». Получив сообщение об аварии «Медузы», Битти поспешил на выручку, и в 13.00 занял позицию всего в 20 милях к западу от Хорнс Рифа.
Шеер в своих мемуарах так описывает сложившееся у него утром 25 марта представление о происходящем: «С наших самолетов поступило много донесений, из которых можно было заключить, что производился воздушный налет с двух авиаматок, которые прикрывались броненосными крейсерами, легкими крейсерами и эскадренными миноносцами. Что именно за этим скрывалось, не предстоял ли одновременный налет на ангары в Хаге (южнее Нордернея) с W или же надо было считаться с намерением противника выманить таким образом на N и отрезать наши морские силы, - об этом сразу судить было трудно». Не имея достаточно полной картины, Шеер решил разделить силы. В 13.45 он приказал 2-й разведывательной группе, 3-й и 9-й флотилиям миноносцев выполнить поиск в западном направлении, а 1-й эскадре и 3-й эскадрам линкоров, 1-й и 4-й разведывательным группам, 1-й, 5-й, 6-й и 7-й флотилиям миноносцев двигаться на север, с задачей прибыть в точку 55° 10' N и 6°0' E, примерно в 50 милях к северо-западу от Гельголанда.
Впрочем, уже через пару часов погода сильно ухудшилась - начался шторм, сгустился туман войны. Шеер приказал линейным эскадрам вернуться на рейд, 1-й и 4-й разведывательным группам встать на якорь у банки Амрум. Тем не менее, поскольку сохранялся шанс на успешную ночную атаку, 1-я и 6-я флотилии получили приказ провести поиск в северо-западном направлении, так же продолжали своё движение на запад - туда, где никого не было - 3-я и 9-я флотилия. Это обернулось потерями.
В 21.30 эсминец S22 из западной группе подорвался на мине и затонул. Погибли 77 человек, в том числе командир корабля Карл Галстер. Несмотря на это, западная группа продолжала поиск до 23.00, после чего легла на обратный курс. Тем временем Тёрвитт, из-за ухудшения погоды, решил временно оставить «Медузу» - в 22.30 с неё сняли людей, однако сам корабль топить не стали, в надежде вернуться за ним позже (нельзя не отметить своеобразие этой идеи). Примерно в это же время, в 22.10, начальник 2-й группы немецких миноносцев решил прекратить поиск в северо-западном направлении, 1-я и 6-я флотилии получили приказ лечь на обратный курс. При этом пара миноносцев - G193 и G194 оказалась на пути Гарвичских сил. Видимость была околонулевой: противники обнаружили друг друга на расстоянии в несколько сот метров, Лёгкий крейсер «Клеопатра» попытался - безуспешно - протаранить G193, а потом буквально разрубил пополам G194. Резкий манёвр привёл к тому, что сама «Клеопатра» получила таранный удар от другого британского крейсера, «Андаунтед». Как ни странно, при этом именно «Андаунтед» получил тяжёлые повреждения.
Столкновение британских крейсеров и немецких эсминцев снова привело в движение «тяжёлые силы». Битти, уже направлявшийся в базу, повернул на юг, чтобы прикрыть возвращение повреждённого лёгкого крейсера. Шеер же решил двинуться на север, чтобы поддержать свои миноносы. В 01.15 с якоря снялись 1-я и 4-я разведывательные группы, 3-я эскадра линкоров и 7-я флотилия миноносцев получили приказ их поддержать. В 02.45 в море вышла 1-я эскадра и «Фридрих дер Гроссе», с Шеером на борту.
В 06.30 26 марта 1-я и 4-я разведывательные группы были к северо-западу от Зюльта, как раз там, где накануне - стоит это запомнить - держались корабли Тёрвитта и Битти (рис. 3). Немецкие линкоры в это время подходили к банке Амрум. Усиливавшийся шторм, и сохранявшийся дефицит информации заставили Шеера отказаться от дальнейшего преследования, в 08.00 он приказал всем возвращаться.
Рисунок 3 - Схемы положения сил вечером 25-го и утром 26-го марта 1916 г. из официальной британской истории (кликабельно)
События 25-26 марта 1916 г. были сравнительно мелким эпизодом Великой войны. Тем не менее, они заслуживают подробного описания в контексте. Следует заметить, что Адмиралтейство и штаб Джеллико не рассчитывали на бурную реакцию противника: Гранд-Флит вышел в море только в ночь с 25 на 26 марта, после того, как «Андаунтед» получил повреждения, а комната 40 сообщила о том, что немцы зашевелились. История в целом показывает, каким именно образом «копеечная», в общем, затея - атака нескольких гидросамолётов - могла привести к столкновению крупных кораблей. Стоит так же обратить внимание на то, что и в этом случае неясность обстановки вела к разделению немецких сил. Атака на Хойер помешала реализации очередного наступательного плана Шеера - на 25-26 марта он как раз планировал поход к Скагерраку. И, наконец, именно два этих «ужасно выматывающих» дня окончательно подорвали здоровье Хиппера, который «взял больничный» до 13 мая 1916 г. и не участвовал в набеге на Ярмут и Ловестофт. Нерешительность сменившего его Бёдикера в бою с британскими лёгкими силами, по мнению многих, лишила немцев возможности организовать «Гельголанд наоборот».
Окончание следует