Всем привет! Сегодня будет большой пост об огромнейшем заводе - Петрозаводскмаш, который расположен в Петрозаводске, и куда мы заехали в четвертый день нашей экспедиции, после завода
"Ягода Карелии".
"Петрозаводскмаш" - одно из крупнейших машиностроительных предприятий России и стран СНГ. Основано в 1960 году. "Петрозаводскмаш" производит и поставляет корпусное, ёмкостное и другое оборудование для атомной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной промышленности. Продукция предприятия поставляется более чем в 40 стран мира.
С 2010 года входит в ОАО "Атомэнергомаш" - машиностроительный дивизион государственной корпорации «Росатом».
1. Корпус главного циркуляционного насоса на вращающейся площадке. Рядом - газовая горелка, потому что место сварки нужно предварительно прогреть. Это стандартная процедура для толстостенных изделий для АЭС.
"Петрозаводскмаш" - самый крупный завод из всех, что я посещал, а также самый современный. Оборудование стоит самое современное и необходимое, многие станки и машины созданы специально для этого завода. Также порадовало, что на заводе трудится большое количество молодежи. Всего заявлено, что работает 2100 человек.
2. Деталь в кадре - одна из самых маленьких, что мы видели. Обычно, все заготовки гораздо больше. Сотрудники ходят в специальной обуви и форме.
3. Детали для задвижек сверкают.
4. Наш экскурсовод - Николай Алексеевич Шаколин. В форме, в каске (как и мы), проводил по нескольким цехам завода, все доступно объяснил и рассказал, как все устроено. Начинал свою карьеру на заводе в 1981 году мастером. Ныне - исполнительный директор завода. Мастер не только дела, но и слова. По всей видимости, и управленец что надо, недаром завод принимает заказы на уникальные детали и производит их четко.
5. Современный станок с ЧПУ. Недавно установили, но сотрудники говорят, что ничего сложного нет в его управлении. Глаза боятся, а руки делают!
6. Панель управления как на борту самолета.
7. Идет установка нового станка чешского производства "Вариа".
8. А это старый советский станок, который можно увидеть на множестве производствах, если вы когда-нибудь были на подобных заводах. Не смотря на возраст, станок исправен и работает отлажено.
9. Это мы зашли на механический участток центральной заводской лаборатории. Образцы, пробы - совсем скоро мы к ним вернемся, и я расскажу кое-что.
10. На этом участке лаборатории рядом со старыми работают и новейшие станки. Например, как этот ленточнопильный станок для резки металла. Причем полотно идет не "туда-сюда", а исключительно вперед, по стрелке. Так гораздо быстрее, чем "туда-сюда".
11. Затем отправились в физико-механическую лабораторию, где тестируют и проверяют те самые образцы, которые вырезают на механическом участке. Обратите внимание на логотип станка Instron - два человека что-то тянут. И действительно, в машину вставляется деталь, закрепляется, и 2 поршня растягивают ее. Электроника показывает прочность и другие необходимые свойства металла.
В мае этого года лаборатории исполнилось 50 лет.
12. Электронный штангенциркуль, в данном случае измеряет, насколько "похудела" середина детальки при растяжении.
Подробности работы лаборатории нам рассказала приветливый начальник лаборатории - Людмила Ивановна Даниленко. Стаж работы на заводе у неё огромный, а последние 20 лет она возглавляет лабораторию.
13. Электронный станок-гильотина ("маятниковый копёр") разрывает образец. Затем место разрыва исследуют под микроскопом.
14. Установка с Карельскими номерами - итальянская самоходная тележка, которая подвозит заготовки, в данном случае к сварочному аппарату (красная установка). На этой же тележке и готовое оборудование отгружают на заводской причал. Жаль, сегодня нам этого не удалось увидеть.
15. Это схема реакторной установки. На ней наглядно видно, какое оборудование выпускает завод, для чего оно предназначено. Единственное, что не производит "Петрозаводскмаш" - центральную часть (реактор).
16. Заготовки труб, которые скоро соберут в трубные узлы - сварят вместе несколько труб, добавят необходимые патрубки и колена. В самих трубах внутри уже наплавили нержавеющий слой, такая же наплавка - на всех отверстиях. Все происходит в автоматическом режиме на современных станках и довольно быстро. Раньше это делалось вручную людьми.
17. В труднодоступных местах без человека все же не обойтись.
18. Молодежь общается с директором. Все открыто.
19. Идет электрошлаковая наплавка антикоррозийного слоя. Работа ведется стальной нержавеющей лентой - за один проход.
20. Листы стали. Вес каждого 15 тонн.
21. Газорезательный автомат с ЧПУ для разрезания деталей.
22. Размеры деталей поражают. Вася в "кольце" (обечайке).
23. Контейнер для отработанных стержней (топлива) ядерного реактора. Внутренний блок - дистанцирующая решётка, которую также выпускает завод.
24. Транспортный шлюз. Он служит буфером между чистой зоной АЭС и потенциально опасной. Через транспортный шлюз попадают в реакторное отделение и обратно при следующих ситуациях: перезагрузка топлива, ремонтные и обслуживающие работы.
25. Полосатные контейнеры с производственными отходами. Нас предупредили, чтобы мы не трогали эти спиральки, т.к. можно легко порезаться.
26. Полностью созданная на заводе ёмкость системы защиты станции - гидроёмкость САОЗ. В подобных ёмкостях хранится запас борированной воды, которая в случае непредвиденной ситуации автоматически (при понижении давления срабатывает клапан) вытекает в реакторную зону и охлаждает реактор атомной станции. Ёмкость покрашена, проверена разными службами, и готова к погрузке и транспортировке на Балтийскую АЭС.
27. Уникальный аппарат, единственный в своем роде - сварочный робот, созданный финнами. Они объединили манипулятор (непосредственно рука робота) японского производства с американским сварочным оборудованием с помощью специально разработанного собственного программного обеспечения. Умеет варить по траектории любой сложности в практически любом пространственном положении.
На этом всё! Нам очень повезло, что мы смогли побывать на экскурсии по заводу и увидеть, как создается оборудование для атомных станций. До сих пор не верится, что еще существуют и процветают огромные заводы, которые создают всевозможное оборудование и детали, необходимые для человечества. Спасибо Николаю Алексеевичу за проведенную экскурсию и пресс-службе завода за помощь в правильном описании оборудования.
Подписывайтесь на мой
Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online.