Исследования дорожно-тропиночной сети в рекреационных лесах Подмосковья

Feb 04, 2012 17:08

К МЕТОДИКЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ДОРОЖНО-ТРОПИНОЧНОЙ СЕТИ В РЕКРЕАЦИОННЫХ ЛЕСАХ Ю.А. Насимович

Удобная для отдыхающих благоустроенная дорожно-тропиночная сеть (ДТС) способна канализировать потоки отдыхающих в интенсивно посещаемых участках леса и тем самым уменьшить его рекреационную деградацию. Очевидно, что при прокладке дорожек с искусственным или улучшенным покрытием должен учитываться "рисунок" стихийно сложившейся ДТС. Но это нельзя сделать, например, при заблаговременном благоустройстве леса вблизи проектируемых застройки или водоёма, когда стихийного формирования ДТС ещё не произошло. Тогда нужно проложить искусственную ДТС сходно с тем, как она возникает при стихийном формировании. В то же время знакомство с литературой показывает, что закономерности стихийного формирования ДТС не сформулированы, а предлагаемые примерные схемы организации ДТС слишком искусственны, не имеют достаточного обоснования или применимы только к паркам. В последнем случае недостатки в её структуре компенсируются табличкой "По газонам не ходить!"


Для выяснения закономерностей стихийного формирования ДТС были проанализированы результаты крупномасштабного (1:10000) картирования ДТС на площади 1038 га на примере нескольких лесных массивов Москвы и Московской области (Насимович, 1988). Это позволило выявить следующие закономерности:

1. При стихийном формировании ДТС образуются дороги и тропы, резко различающиеся по своей функции: транзитные (основные и ответвления от них), опушечные (внутренние и внешние), дублирующие, пикниковые (ведущие от транзитных и опушечных путей к пикниковым точкам, ведущие от пикниковых точек в лес и к водоёму), а также некоторые другие (нежелательные), связанные с заездами в лес автотранспорта и недостатками в "рисунке" желательных элементов ДТС.

2. Транзитные дороги и тропы, составляющие в разных участках лесов от 40 до 99% всех дорог и троп, обычно являются кратчайшими расстояниями между объектами (населённые пункты, транспортные магистрали, водные объекты и т.п.). Доля транзитных дорог и троп среди всей ДТС возрастает по мере удаления от водных объектов и жилой застройки.

3. Транзитные пути иногда ветвятся, и угол между ответвлениями составляет в среднем 41 плюс-минус 1 градус при коэффициенте вариации 33%.

4. Вблизи протяжённых объектов транзитные пути, как правило, ветвятся, причём угол между ответвлениями составляет в среднем те же 40 градусов (см. пункт 3); ветвление транзитного пути начинается на расстоянии чуть меньшем, чем протяжённость этого объекта (точнее - должен учитываться не сам объект, а его проекция на перпендикуляр к транзитному пути); отношение длины "дельты" транзитного пути к длине проекции объекта составляет 0,9 плюс-минус 0,1 при коэффициенте вариации 28%; суммарный угол "дельты" транзитного пути - в среднем 60 плюс-минус 3 градуса при коэффициенте вариации 19%; расстояния между "устьями" ответвлений - от 30 м в непосредственной близости от жилой застройки и близ наиболее посещаемых пляжей до 300 м около водных объектов, отстоящих от застройки и транспортных магистралей на несколько километров.

5. От выходов улиц в лес, мест остановок транспорта и других точечных объектов транзитные пути обычно расходятся веером, но, как правило, идут не "просто в лес", а к определённым объектам; угол между отдельными путями составляет в среднем 40-50 градусов и редко бывает меньше 20 градусов.

6. Вдоль опушки леса обычно проходят дороги и тропы, приблизительно повторяющие конфигурацию опушечной линии.

7. Если опушка леса имеет выступы, то возникают два или более опушечных путей, местами сходящихся: внешний - идущий точно по опушке, внутренний (спрямляющий, реже дублирующий) - идущий на некоторой глубине в лесу; иногда внешний путь проходит около русла реки, а внутренний - по её коренному берегу (или террасам).

8. Вдоль дорог с искусственным или улучшенным покрытием (реже - вдоль интенсивно используемых дорог без покрытия) образуются дублирующие тропы, составляющие в некоторых участках леса до 10% всей ДТС.

Нежелательными элементами ДТС являются обходные и спрямляющие тропы, "паутина" троп-проходов между куртинами древостоя, подроста и подлеска, "паутина" дорог, обусловленных заездами автотранспорта и т.п.

Обходные тропы возникают при разрушении транзитных и опушечных дорог и троп автотранспортом, при появлении на них свалок мусора и т.п. Спрямляющие тропы - при "петлянии" транзитных дорог (например, лесовозных), если углы поворотов превышают 15-20 градусов. "Паутина" троп-проходов - в интенсивно посещаемых участках леса при отсутствии сети удобных для отдыхающих транзитных путей и изреженном подлеске. "Паутина" дорог обусловлена плохой охраной леса, отсутствием вокруг городского лесного массива ограды, а у въездов - шлагбаумов и т.п. В недавнем прошлом нежелательные элементы ДТС были связаны также с лесовозными дорогами, так как эти дороги не вполне совпадали с направлениями движения отдыхающих или по окончании рубок оставались в плохом состоянии, но теперь интенсивность рубок в городских и пригородных лесах резко снизилась.

Проектирование искусственной ДТС в рекреационном лесу вблизи проектируемых застройки или водного объекта должно начинаться с нанесения на карту рекреационно значимых существующих и будущих объектов (застройка, выходы улиц в лес, шоссейные дороги и места остановок общественного транспорта, водные объекты и пляжи, живописные поляны). Далее эти объекты должны соединяться транзитными дорожками с учётом изложенных выше закономерностей. Желательно избегать значительного "петляния" дорожек, их ветвления под углом менее 30 градусов и более 50 градусов, пересечения или расхождения веером с углами менее 20 градусов, отсутствия "дельты" вблизи протяжённых объектов, слишком узких (менее 40 градусов) и слишком широких (более 70 градусов) "дельт", искусственного покрытия дорожек вне самых основных направлений движения. Возможна прокладка опушечных (внутренних и внешних) дорожек на границе леса с застройкой и значительными водными объектами. Иногда нужны также дорожки-дублёры вблизи железных и шоссейных дорог.

При ведении хозяйства в рекреационных лесах недопустимы разрушение существующих дорог, рубки подлеска, прокладка лесовозных дорог под некоторым углом к основному направлению движения отдыхающих, отсутствие у въездов в лес шлагбаумов и т.п.

Сравнение реально существующей ДТС с оптимальной, соответствующей приведённому выше описанию, может рассматриваться в качестве методики оценки состояния ДТС.
Литература

Насимович Ю.А. Использование закономерностей стихийного формирования дорожно-тропиночной сети при её проектировании в рекреационных лесах. М., 1989. Деп. во ВНИИЦлесресурс, N 748-ЛХ. 6 с.

МЕТОДИКА ЗОНИРОВАНИЯ ЛЕСНЫХ МАССИВОВ ПО ГУСТОТЕ ДОРОЖНО-ТРОПИНОЧНОЙ СЕТИ
Ю.А. Насимович

Для обоснования функционального зонирования рекреационных лесов, обычно используется такой показатель как посещаемость различных участков лесного массива отдыхающими. Но непосредственное определение посещаемости - это слишком трудоёмкая операция, чтоб она на самом деле могла использоваться при проведении проектных работ. О посещаемости судят по её последствиям - нарушению травяного покрова, образованию отграниченных тропами куртин подроста и подлеска и т.п. В качестве косвенного показателя интенсивности посещения леса особенно удобна густота дорожно-тропиночной сети (ДТС).

Чем выше посещаемость, тем гуще стихийно возникшая ДТС. Чем гуще ДТС, тем больше число пересечений дорог и троп с просеками, а этот последний показатель определяется сравнительно легко. На его основании выделяются зоны различной интенсивности рекреационного использования леса.

Для разработки методики в 1984 г. полностью была закартирована ДТС на площади 968 га в Куровском и Талдомском лесхозах Московской области - 128 км дорог и троп (Насимович, 1985). Позднее предлагаемая методика применялась автором для зонирования городских лесов Москвы (Измайловский и Битцевский леса, московская часть Лосиного Острова и др.), загородных лесных массивов (подмосковная часть Лосиного Острова, часть Томилинского и Учинского лесопарков близ Москвы, часть Солнечногорского лесхоза, "Зелёный Город" близ Нижнего Новгорода). Опубликована картосхема подобного зонирования Фили-Кунцевского лесопарка (Насимович, 1994). Приводились статистические показатели точности методики (Насимович, 1989). В крупных загородных массивах леса (например, в Учинском) удавалось выделить до семи зон, но в городских лесах их число не превышало пяти. Эти пять зон до некоторой степени соответствуют пяти стадиям рекрационной дигрессии (РД) по Н.С.Казанской и В.В.Ланиной (1975), хотя связь между двумя показателями не всегда чёткая.

При зонировании леса по густоте ДТС последовательно производятся следующие операции:

1. Подготовка картографической основы. По материалам лесоустройства вычерчивается (или бледно ксерокопируется) схема лесного массива с нанесёнными на неё границами леса, просеками, главными дорогами, водными объектами, болотами, балками, крупными полянами и т.п. Кроме того, желательно заблаговременное выявление и ориентировочное нанесение на схему границ жилой застройки, объектов стационарного отдыха, основных входов в лес, мест остановок транспорта и мест концентрации отдыхающих (анализ карт и опрос работников леспаркхозов).

2. Картирование пересечений просек с ДТС. Передвигаясь по просеке, наблюдатель картирует пересечения просеки с дорогами и тропами. Учитываются все дороги и тропы, кроме едва заметных ("временных") троп, проложенных при собирательстве и т.п. видах деятельности. "Временные" тропы отличаются от остальных хорошей сохранностью напочвенного покрова (трава только примята). Пересекающие и отходящие тропы учитываются одинаково. Дороги и тропы различной интенсивности использования учитываются одинаково (это не приводит к ошибке, так как в лесу редко бывают участки с тропами только какой-то определённой интенсивности использования). Расстояние от начала или от перекрёстка просек проще всего измерять в парных шагах. Удобно использовать тетрадочную бумагу в клеточку (1 клеточка - 10 парных шагов), а затем в соответствующем масштабе переносить данные на картографическую основу (поле-камеральная работа). Такой стереотип работы при некотором навыке избавляет от необходимости учитывать среднюю длину шага, которая в разных условиях различна (например, меньше в сырых лесах и на заросших просеках).

3. Аналогичное картирование пересечений при прохождении опушек и главных дорог. Эта операция производится в случае слишком редкой просечной сети или необходимости особенно точного зонирования наиболее посещаемых участков леса. Точность можно увеличить, пересекая лесной массив "челноком" через каждые 200, 100 или 50 м.

4. Нанесение на схему точек пересечения границ зон с просеками и т.п. Эта операция производится камерально. Точка ставится на схеме там, где при передвижении по просеке частота пересечений, уменьшаясь или увеличиваясь, начинает соответствовать показателям для другой зоны. В зависимости от поставленной задачи можно выделить разное число зон. Наибольший биологический смысл имеют следующие придержки: 1 и менее пересечений на 500 м маршрута (I стадия РД); примерно 1 пересечение на 200 м маршрута (I-II стадия РД); 1-2 пересечения на 100 м маршрута (II стадия РД), 3-4 пересечения (II-III стадия РД), 5-7 пересечений (III стадия РД), 8-10 пересечений (III-IV стадия РД), более 10 пересечений на 100 м маршрута (IV-V стадия РД).

5. Соединение проставленных точек плавными кривыми линиями. При этой операции нужно учитывать конфигурацию опушечной линии, а также наличие водных объектов, балок, полян, болот и т.п. На полянах и болотах данная методика не работает. Связь между посещаемостью и густотой ДТС в этих случаях иная и сложнее, чем в лесу. Маленькие по площади болота можно целиком включить в ту же зону, что и окружающий лес. Большие, трудно проходимые и непривлекательные болотные массивы можно условно отнести к менее посещаемой зоне, а некоторые болота (например, клюквенные) - к более посещаемой. Поляны обычно являются центрами концентрации отдыхающих, хотя тропы на них плохо видны из-за рекреационной устойчивости травяного покрова на освещённых местах.

Для особенно точного зонирования необходимо картирование всей ДТС. Удобно начинать с картирования пересечений пути наблюдателя с дорогами и тропами при движении по квартальным просекам и нанесённым на карту лесным дорогам. Затем внутри кварталов проходятся наиболее крупные дороги и тропы, начало и конец которых уже нанесены на картосхему.

При точном зонировании малых по площади участков (менее 10-20 га) в интенсивно посещаемых местах иногда целесообразно пользоваться не подсчётом пересечений, а картированием стадий дигрессии, т.е. не применять данную методику.

Если известна частота пересечений дорог и троп (шт/км), то приблизительную густоту ДТС (м/га) можно определить, умножая эту величину на эмпирически найденный показатель 22,5. Если нужно определить густоту ДТС квартала, можно поспользоваться описанным выше общим способом (с домножением на 22,5), а можно обойти квартал по его границе и подсчитать только дороги и тропы, отходящие вглубь него. В этом случае для приблизительного определения густоты ДТС (м/га) достаточно число отходящих дорог и троп разделить на длину границы квартала (км) и умножить на 35. Чем гуще ДТС, тем более сходные результаты дают эти два способа. При относительно равномерном распределении дорог и троп в пределах квартала второй способ даёт более точный результат.

Работая по описанной выше методике, нужно учитывать, что стадии рекреационной дигрессии не в полной мере соответствуют зонам определённой густоты ДТС. Эти стадии зависят не только от посещаемости леса, но и от устойчивости живого напочвенного покрова, а она в свою очередь - от механического состава почвы, освещённости под пологом леса и т.д. (например, в светлом лесу травы устойчивей к вытаптыванию). Густота и заметность троп тоже коррелируют с устойчивостью травяного покрова, но всё же эти параметры в большей степени определяются посещаемостью. Строго говоря, связь между густотой ДТС и стадией РД нужно определять эмпирически для каждого конкретного лесного массива (с преобладанием сосны, ели, липы или мелколиственных пород, сырого или сухого, подвергавшегося выпасу скота и не подвергавшемуся). В большинстве городских лесов Москвы (лиственных, не очень сухих, без выпаса скота) можно воспользоваться упрощённым вариантом методики (см. Выделение деградирующих насаждений...).
Литература

Казанская Н.С., Ланина В.В. Методика изучения влияния рекреационных нагрузок на древесные насаждения лесопаркового пояса г.Москвы в связи с вопросом организации территорий массового отдыха и туризма. М., 1975. 68 с.

Насимович Ю.А. К методике функционального зонирования рекреационных лесов. - в кн.: Современные проблемы рекреационного лесопользования. М., Гослесхоз СССР, 1985. С.184-185.

Насимович Ю.А. К методике зонирования лесных массивов по интенсивности рекреационного использования на основе анализа дорожно-тропиночной сети. М., 1989. Деп. во ВНИИЦлесресурс, N 749-ЛХ. 12 с.

Насимович Ю.А. Ценные природные объекты Фили-Кунцевского лесопарка в Москве. М., 1994. Деп. в ВИНИТИ, N 1837-В94. 72 с.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕГРАДИРУЮЩИХ НАСАЖДЕНИЙ В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ МОСКВЫ ПО ГУСТОТЕ ДОРОЖНО-ТРОПИНОЧНОЙ СЕТИ И ХАРАКТЕРУ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Ю.А. Насимович, В.А. Романова

Густота дорожно-тропиночной сети (ДТС) отражает посещаемость леса отдыхающими и может использоваться как индикатор его рекреационной нарушенности. Зонирование леса по густоте ДТС - это сравнительно простая операция (Насимович, 1985). Ещё удобнее использовать частоту пересечений дорожек и троп с просеками и т.п. объектами (Насимович, 1989). Так удаётся выявить до 7 зон. Важно отделить зоны с деградирующим лесом на IV-V стадиях рекреационной дигрессии (РД) по Н.С.Казанской и В.В.Ланиной (1975 и др.) от зон с благополучными насаждениями (I-II стадии РД). Разделительная линия должна проходить по участкам на III стадии РД.

В загородных лесах, где на воздействие рекреации часто накладывается современный или недавний выпас скота, зона с насаждениями на III стадии РД бывает узка, хорошо различима по состоянию травяного покрова и не имеет чёткой связи с густотой ДТС (Насимович, 1989). Поэтому деградирующие насаждения могут быть легко выделены непосредственно по стадиям РД, и применение данной методики нецелесообразно. Но в городских лесах к этой зоне может относиться значительная часть лесного массива, и разделительную линию провести трудно, если пользоваться описанием III стадии РД по Казанской и Ланиной (увеличение освещённости в связи с изреживанием подлеска и подроста, начало образования отграниченных тропами куртин подроста и подлеска, внедрение луговых и сорных видов, выбитые участки занимают от 5 до 10% всей площади). Поэтому в 1988 г. авторы попытались выделить ряд подзон в лесах на III стадии РД и связать стадии РД с частотой пересечений ДТС, для чего произвели сопоставление этих показателей в городских лесах Москвы на площади более 500 га (в Лосином Острове, Битцевском и Измайловском лесах). При подсчёте пересечений одинаково учитывались все дорожки и тропы, кроме "паутины" так называемых "временных" троп с хорошо сохранившимся травяным покровом.

Как выяснилось, в большинстве случаев II стадия рекреационной дигрессии соответствует 1-3 пересечениям ДТС на 100 м маршрута, III стадия - 3-10 пересечениям (густота ДТС - от 700 до 2300 м/га), IV-V стадия - 10 и более пересечениям. В лесах на III стадии РД выделены 3 подзоны: IIIа - 3-5 пересечений, IIIб - 5-7 пересечений, IIIв - 7-10 пересечений. Крайние подзоны по состоянию травяного покрова и перспективам развития тяготеют соответственно ко II и IV стадиям РД, а разделительную линию между деградирующими и благополучными насаждениями нужно проводить по подзоне IIIб. Применение этого норматива в практике зонирования рекреационных лесов позволяет несколько упростить процедуру выделения деградирующих насаждений. Центральные участки лесного массива с числом пересечений менее 3-5 на 100 м маршрута при проведении зонирования могут вообще не посещаться.

Наиболее посещаемые участки городских лесов расположены в непосредственной близости от жилой застройки и привлекательных водных объектов (приселитебные и околоводные рекреационные участки). Особенно посещаемы места контакта леса, крупного водоёма и луга (комплексные рекреационные участки). Именно эти, как правило, маленькие по площади территории с густотой ДТС более 5-7 пересечений на 100 м нуждаются в комплексном благоустройстве и направленном формировании определённого состава и структуры леса с учётом его рекреационного использования (ограждение леса, создание обустроенных входов через каждые несколько сотен метров для канализации потоков отдыхающих, оптимизация дорожно-тропиночной сети, посадка деревьев и кустарников на определённых участках с их временным ограждением, создание куртинно-полянных комплексов, посадка почвозащитного подлеска под пологом леса, создание рядом с лесом буферной полосы с детскими и спортивными площадками, отвлечение отдыхающих к прудам с травяными пляжами вокруг них).

Обнаружена количественная зависимость, позволяющая с большой точностью определять долю деградирующих насаждений в зависимости от протяжённости границ лесного массива с жилой застройкой и его площади (Романова, 1985). Самые маленькие лесные массивы Москвы (площадью менее 100 га) оказались нарушены на 85% и более, среднеразмерные - на 15-20%, а самый крупный (Лосиный Остров) - только на 6%. Чем компактнее лесной массив, тем он в среднем меньше нарушен.
Литература

Казанская Н.С., Ланина В.В. Методика изучения влияния рекреационных нагрузок на древесные насаждения лесопаркового пояса г.Москвы в связи с вопросом организации территорий массового отдыха и туризма. М., 1975. 68 с.

Насимович Ю.А. К методике функционального зонирования рекреационных лесов. - в кн.: Современные проблемы рекреационного лесопользования. М., Гослесхоз СССР, 1985. С.184-185.

Насимович Ю.А. К методике зонирования лесных массивов по интенсивности рекреационного использования на основе анализа дорожно-тропиночной сети. М., 1989. Деп. во ВНИИЦлесресурс, N 749-ЛХ. 12 с. Библиогр. указатель "Депонированные научные работы", N4 (210), 1989, с.122.

Романова В.А. Зависимость состояния городских и пригородных лесов от характера сопредельных территорий. - в кн.: Современные проблемы рекреационного лесопользования. М., Гослесхоз СССР, 1985. С.40-41.

http://temnyjles.narod.ru/Pr-dts.htm

статьи Юрия Насимовича и соавторов по рекреационной экологии и охране природы

книги и статьи Юрия Насимовича и соавторов по естественнонаучному краеведению

краеведение на сайте temnyjles.narod.ru

рекреационная нагрузка, экология города, социальные проблемы природоохраны, экологический ущерб

Previous post Next post
Up