Пингвины удивительные создания во всех аспектах, начиная с их «нелепой» морфологии. Однако то, какие испытания им приходится преодолевать в вопросе размножения, достойны отдельного внимания.
В данном случае речь об императорских пингвинах, единственных животных, вынашивающих потомство в столь суровых условиях как полярная ночь материковой Антарктиды.
А дело обстоит так. Колония продвигается далеко вглубь материка, где около двух месяцев уходит на поиски подходящего партнера и установление брачных связей. Все это время пингвины ничего не едят, так как пища в тех местах отсутствует. Самки, отложив яйцо, спустя несколько часов передают их каждая своему самцу, и отправляются обратно к океану за пропитанием. Чтобы было понятно, береговая линия может находиться на расстоянии до 100 км., и топать до нее приходится порядка месяца.
Самцы остаются высиживать переданные яйца. Наступает арктическая ночь, период самых суровых ветров и морозов. Самцы по-прежнему голодают, и практически лишены возможности двигаться - на лапах у них драгоценный груз. Выжить в таких условиях они могут только сбившись в плотную группу и повернувшись спинами к пронизывающему ветру. Птицы, в спины которых больше дует ветер, периодически передвигаются в середину круга. Так поочередно они меняются местами, давая согреться каждому.
И вот в огромном белом пространстве, где нет никакой жизни - лишь ночь, снег, ветер и страшный мороз - в течение двух месяцев стоит огромная стая птиц, сбившихся в плотную группу, чтобы сохранить яйца и драгоценное тепло. Такая система позволяет поднять температуру в группе на 20 градусов и держаться, ожидая возвращения самок. За это время пингвины теряют до 40% веса, сильно худеют, оперение их становится грязным, совершенно утратившим первоначальный блеск и шелковистость.
Когда приближается время вылупления птенцов, начинают приходить самки. Каждая возвращающаяся в колонию самка несет в своем желудке не менее килограмма частично переваренной рыбы, а у некоторых вес этой ноши достигает 4 килограмм. Оживление, наступающее среди отцов, при виде показавшихся вдалеке самок, трудно передать словами. Каждая самка находит своего самца по голосу (!). Изголодавшийся в течение четырех (!) месяцев самец императорского пингвина поспешно отдает своей подруге яйцо и сам торопится к морю, открытая поверхность которого находится теперь очень далеко от гнездовий. И ему еще нужно этот путь пройти.
Подробнее:
здесь и
здесь Еще лучше это увидеть.
Например, в потрясающем фильме
«Марш пингвинов» (2005)