Как Норвегия отделилась от Церкви и что та ей за это сделала

Feb 02, 2018 20:00

Недавно я опубликовал пост, где в иллюстрациях показал, что в России, где Церковь конституционально отделена от государства, никакие чиновники не имеют права публично демонстрировать свою религиозность и выполнение каких-либо религиозных обрядов в пользу какой-либо одной религиозной конфессии, и тем более это не имеет права делать президент страны. А поскольку, как известно, гр. Путин большой любитель, выражаясь языком Сергея Шнурова, покрестить живот перед телекамерами и понырять в прорубь под одобрительные кивания попов и поповиц, то он не имеет права быть президентом страны, поскольку публично, грубо и систематически нарушает Конституцию, гарантом которой является.

Но мои любознательные читатели спрашивают меня: а как с этим обстоит дело там, в далекой Норвегии? Каковы взаимоотношения Норвежской Церкви и Короля? И как там с этим вообще?..


С удовольствием рассказываю.



Норвегия - моноконфессиональная страна. Это значит, что подавляющее большинство поданных королевства, за исключением беженцев с Востока и иммигрантов из Европы, включая Россию, исповедуют единую религию.

Церковь Норвегии (Norske Kirke / Den Norske Кyrkja) - Норвежская лютеранская евангелическая церковь (одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве; с лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм), официальная церковь Норвегии.

Рассказываю, что это значит.

До реформы 2012 года Норвежская церковь являлась государственной церковью / statskirken, т.е. находилась на полном государственном финансировании, и ее официальным главой являлся Король Норвегии. Король имел право назначать / смещать церковных епископов / Biskop и пробстов / Prosten (это что-то вроде старшего пастора в определенном географическом регионе, подчиненного епископу), а все ее священнослужители имели статус госслужащих со всеми прилагающимися к этому делу пряниками (заработная плата, социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии и т.п.). Управление Церковью осуществляло Министерство по делам культуры и церкви Норвегии.

Я говорю об этом в прошедшим времени, потому что сейчас это не так.

В отличие от Президента России, застрявшего в средневековье, и Король Норвегии понимает, что на средневековых "скрепах" далеко не уедешь. К тому же последние годы наблюдается совершенно очевидная тенденция отхода практичных норвежцев от мистически-религиозных воззрений на мироустройство. Поэтому в мае 2012 года Стортингом / Stortinget был принят Закон об отделении Церкви Норвегии от государства.

И вот свершилось. Процесс отделения завершен, и год назад, 1 января 2017 года норвежская церковь стала полностью отделена от государства, получила статус самостоятельной общественной организации с собственным бюджетом, ее служащие потеряли статус государственных, а Король Норвегии перестал быть главой норвежской Церкви.



На сегодняшний день в Церкви Норвегии состоит около 70% жителей страны, чье население составляет почти 5,3 млн человек. Это очень много и я объясню почему.

Согласно действующему в то время закону, в прихожане автоматически записывались все рожденные в стране дети, если хотя бы один из родителей является членом Церкви Норвегии.

Поскольку церковь была составной частью Королевства, причисление граждан к ней было не "вопросом совести и веры", как в России, а осуществлялось на основе бюрократического акта - формальной записи в "члены" Норвежской Церкви.

Дело в том, что объем госфинансирования церкви напрямую зависел от числа прихожан, поэтому Церкви было очень важно иметь в своем составе как можно больше "списочных" лиц.

Однако с началом процедуры отделения церкви от государства число ее "членов" стало стабильно уменьшаться - только за 2016 год ее "лоно" покинуло более 40 тысяч человек.

Рекордный отток паствы в 2016 году объясняется тем, что заявления о выходе из церкви с 2016 года стало возможным подать пробсту не лично, а через интернет, а также тем обстоятельством, что освобожденное от опеки государства и Короля Руководство Церкви Норвегии пустилось во все тяжкие и в апреле 2016 года решением Генерального синода Церкви Норвегии утвердило новые правила венчальной литургии, которая позволяет сочетать церковным браком однополые пары.



И вот, ровно год назад, 1 февраля 2017 года в полночь, как только новые правила венчания вступили в силу, в церкви коммуны Эйдскуг / Eidskog, впервые обвенчалась однополая пара. Специально для тех, кто брезгливо скривил рожи, добавлю, что новобрачные 63-летний Кьелль Фройлих Беньяминсен / Kjell Frølich Benjaminsen и 70-летний Эрик Скьелнес / Erik Skjelnæs к этому времени прожили вместе 36 лет, что было больше возраста венчавшего их пастора Беттины Экбо / Bettina Eckbo. ...Многие ли "традиционные пары" выдерживают столь длительный срок совместной жизни?..

Да, пастором церкви в Эйдскуг была женщина. Но это еще что! В октябре 2017 года на Конференции епископов Норвегии епископом норвежской столицы была тоже избрана женщина - архиепископ Хельга Хогланд Бюфуглиен / Helga Haugland Byfuglien. Вот такая страна!

...Конечно, Король Норвегии Харальд V / Harald V может помолится в церкви, если захочет, ибо в Норвегии это не ущемит и не оскорбит лиц другого исповедания - их просто нету. И это не нарушит никаких законов Норвегии и, тем более, ее Конституции (которая, кто не знает, является второй по "возрасту" конституцией в мире, уступая только американской). Тем не менее, насколько я знаю, театрально-публично, как это делает Президент России, "крестить себе живот" он все-таки не будет. Ибо вопрос это все-таки личный и глубоко интимный. Хотя бы поэтому. Хотя в Норвегии Король куда более открыт и доступен для своих поданных, чем Президент Российской Федерации.









Норвегия, религия, Харальд V

Previous post Next post
Up