דבר אל־בני ישׂראל לאמר בחדשׁ השׁביעי באחד לחדשׁ יהיה לכם שׁבתון זכרון תרועה מקרא־קדשׁ׃
23. И говорил Господь Моше так: 24. Говори сынам Исраэля так: В седьмом месяце в первый (день) месяца будет у вас прекращение трудов, памятование с трубным гласом, наречение святым.
Тора с комментарием Раши.
Книга Ваикра
Недельный раздел Эмойр 23:24
.
В этом отрывке из Торы говорится о седьмом месяце, т. е. о месяце тишрей, если вести отсчет от нисана. Первого числа седьмого месяца наступает праздник, и поэтому запрещена любая работа. Кроме того, одна из особенностей праздника Рош hа-Шана отражена особой заповедью трубления в шофар Тора называет этот день -йом труа - День трубных звуков.
Фотография с
сайта Сказал раби Абагу : "Почему трубят в бараний рог? Сказал Святой, благословен Он: трубите предо Мной в рог барана, чтобы вспомнилось вам принесение Ицхака, сына Авраама, в жертву. И приму Я это, будто вы сами приносите себя в жертву предо Мной" (Рош hа-Шана, ХVII).
В наше время в синагоге момент трубления в шофар является духовной кульминацией праздника. В шофар трубят после чтения Торы и также по время молитвы Мусаф.
Каждый еврей обязан слушать в этот день звук шофара.
В шофар трубят во время утренней молитвы оба дня Рош hа-Шана, так что всего раздается до 100 трублений. Если первый день выпадает на суботу, то трубят только во второй день. Звуки шофара пробуждают человека для тшувы.
Мудрецы наши говорят, что звуки шофара призваны пробудить человека ото сна. Слыша звуки шофара, он должен заглянуть себе в душу, задуматься о своих прежних поступках и принять решение впредь следовать путем истины и правды.
Шофар
ШОФА́Р (שׁוֹפָר), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла.
В семитских языках слово шофар и название горного барана - однокоренные слова. (
ЕЭЕ)
Многие мудрецы высказывались по этому поводу. Общепринятое мнение : для трубления обычно пользуются рогом барана (шофаром).
Рош hа-Шана, 3 (из стихов 2-5)
Все шофары подходят, кроме коровьего рога, ибо у коровы - (просто) рог, (но не шофар).
Рабби Иегуда говорит: «В Рош hа-Шана трубят только в (витые) рога баранов.» В приведенной выше выдержке из книги Бемидбар сказано: "День трубления да будет он у вас" , а в книге Ваикра (25:9) сказано: "И воструби в шофар в седьмой месяц в десятый день месяца, в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей".
И в том, и в другом случаях рог, в который следует трубить, назван "шофаром". Рог коровы называется не "шофар", а "керен". Отсюда мудрецы сделали вывод, что речь идет не о роге коровы, но только роге козла или барана.
Рабби Иегуда считает, что в Рош hа-Шана нужно трубить только в витой бараний рог. Шофар служит напоминанием о том, что человек предстает в этот день перед судом. Перед судьей следует стоять, смиренно склонив голову. Поэтому шофар делают из "согбенного", а не прямого рога.
ВСЕ ШОФАРЫ ПРИГОДНЫ для исполнения заповеди о трублении в Рош hа-Шана: как изогнутый, из рога домашнего барана, так и прямой, из рога горного козла (часто встречающегося среди скал Эйн-Геди и в горах, расположенных в районе Мертвого моря). КРОМЕ КОРОВЬЕГО - сделанного из рога коровы (или быка), ПОТОМУ ЧТО ОН называется просто РОГ, а не шофар. Однако в Рош hа-Шана надлежит трубить именно в шофар, как следует из аналогии между Рош hа-Шана и Йом-Кипуром года йовель, о котором сказано буквально (Ваикра 25:9): "И пусть прозвучит шофар - трубление в седьмом месяце, в десятый день месяца".
Из рогов каких животных может изготавливается шофар?
Талмуд разрешает изготовлять шофар из рогов кошерных парнокопытных животных , имеющий витые рога. К таким животным относятся прежде всего бараны, дикие и домашние козлы, а также газели (галели под большим вопросом ??? В мишне говорится, что у них не полые рога, но приводимые виды принадлежат к полорогим) и антилопы. Коровы не подходят под это определение.
Отряд Парнокопытные (Artiodactyla)
Подотряд Жвачные (Ruminantia)
Семейство Полорогие (Bovidae)
Подсемейство Козлы и бараны (Caprinae)
Азиатский муфлон (Ovis orientalis) прародитель наших домашних овец.
Фотография с
сайта Фотография с
сайта Всё о муфлонах можно прочитать
здесь Домашняя овца (Ovis orientalis aries)
По мнению многих исследователей, в частности, известного ученого Т. Кука, именно
«золотая» логарифмическая спираль, которую она называет «кривой гармонического возрастания», наиболее чаще проявляется в рогах баранов, коз, антилоп и других рогатых животных.
Баран гривистый Ammotragus lervia
Фотография с
сайта О баране гривистом можно прочитать на
сайте Негев
Фотография с сайта Подсемейство Винторогие антилопы (Tragelaphinae)
Куду большой (самец) Tragelaphus strepsiceros
Три фотографии куду с
сайта:
Самец
Самка
Самка с детёнышем
Подсемейство Газели (Antilopinae)
Импала (Aepyceros melampus)
Фотография с
сайта Спрингбок (Antidorcas marsupialis)
Фотография с
сайта Орикс газелла Oryx gazella
Сернобык (Oryx gazella) на национальном парке Этоша (Намибия)
Фотография с
сайта Что касается бараньих рогов, то в Израиле баранов достаточно, а все дикие виды козлов, газелей и антилоп находятся под охраной и приходится рога этих животных ввозить из Марокко, Алжира и из других стран юга Африки.
Процесс изготовления
Шофары, сделанные из рогов кошерных животных, имеют различные формы и размеры. Из шофара, даже тщательно изготовленного из бараних/козьих рогов, можно исторгнуть только несколько гармоник. Йеменский шофар имеет более низкий звук и на нём можно сыграть даже джазовую мелодию. Обычно шофар использовался для подачи сигнала боевой готовности/тревоги, а в праздники лучше из-за музыкального звучания использовать Йеменские шофары .
В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение. Самый известные фирмы-изготовители шофаров находятся в Хайфе, Тель Авиве, Израиль и в Хьюстоне, США "Trumpets of God"
Шофары
фотографии с
сайта Технология проста и за три тысячелетия изменилась только в инструментальном отношении.
Итак, сам процесс изготовления шофара начинается с того, что отпиленные рога несколько дней вываривают в кипятке, чтобы удалить мякоть, после чего можно приступать непосредственно к изготовлению шофара. Надо быть очень осторожным, чтобы в процессе работы рог не вывернулся и не выскочил из рук, иначе из него не получится шофар, который можно использоваить для трубления. Бараний рог чрезвычайно скручен и его сначала немного распрямляют, для этого его держат над пламенем и силой рук "разворачивают" , опять очень осторожно, так как рог может в любую минуту принять исходную форму или треснуть. Обработанный таким образом рог кладут в специальную металлическую форму и закрепляют, там он остывает и принимает нужную форму.
Теперь надо сделать мундштук, для этого лобзиком отпиливается верхушка рога, в месте спила сверлится дырка до полости рога. Получившийся сквозной канал прочищается проволокой, обрабатывается огнём и придаётся ему овальная форма.
Фотография с
сайта Потом рог для гладкости обтачивается на точильном ремне и, наконец, покрывается лаком.
BAR SHESHET RIBAK ISRAEL SHOFAROT
Фотография с
сайта Есть ещё один вид музыкального инструмента, изготавливаемого из рога сернобыка (oryx gazella). Форма его - прямая трубка, но называют его тоже "шофар",
фотография с
сайта Шофар имеет запах, это натурульный запах животного. Избавиться от него чрезвычайно сложно, пользуются раствором уксуса, хлорки и прочих хим. средствами (уничтожителями запахов), самый лучшый способ обработать специальным составом рог изнутри.
Шофра нельзя упаковывать в пластмассовый или любой другой футляр, шофар должне хранится на подставке в свободном пространстве, лучше всего в темном месте.
Шофар не должен быть отполирован до «нуля, могут быть оставлены неровности, напримен у мундштука до 6 колечек. На качестве звука это не отражается. Шофар очень редко трескается или разрывается, но ,конечно, сильный удар может его разбить.
«Классический шофар» на конце спрямлён, для того чтобы он имел элегантную, длинную форму. Эта форму придают во время изготовления. Дело чрезвычайно тонкое, так как рог может треснуть в любую минуту. Если он ломается в этом месте, то эту часть отрезютт и делают мунштук более широким. От этого качество не ухудшается, даже удобнее играть, но удлинённость и элегантность теряется
Фотография с
сайта На Йом-Кипур трубят в шофар с посеребрянным мунштуком, а в Рош-ha-Шана - с позолоченным. Так делали раньше в Храме.
Фотография с
сайта Еврейская традиция
И всё же рекомендуется использовать именно рог барана, поскольку это животное ассоциируется с жертвоприношением Ицхака; в эти дни в синагогах читается соответствующая глава Торы (Рош hа-Шана 16а). Когда ангел задержал руку Авраама, занесённую с ножом над Ицхаком, Бог повелел Аврааму принести в жертву вместо сына ягнёнка. Так как баран, таким образом, стал символом покаяния, раввины отдают ему предпочтение перед другими животными. Кроме того, они запретили применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов (Рош hа-Шана 26а).
Юлиус Шпор фон Каросфелъд.
Авраам приносит в жертву Исаака, 1860
Фотография с
сайта В шофар трубят каждое утро (кроме Шаббата) месяца элюль, который предшествует Рош hа-Шана, напоминая о покаянии. Одно долгое трубление обозначает конец Йом Киппур - Дня покаяния.
Фотография с
сайта По утверждению основателя хасидизма Бааль Шем-Това шофар учит нас, что покаяние должно исходить из глубины души: «В царском дворце есть много комнат, и к каждой двери есть хитроумный ключ, но топор сильнее любого ключа. Отмычка ко дворцу Бога - это разбитое сердце».
С библейских времён шофар ассоциировался с мессианским избавлением. Мидраш утверждает, что шофар из левого рога барана, принесённого в жертву Авраамом, звучал на горе Синай, а в шофар из правого рога будут трубить, когда соберутся вместе разрозненные колена Израиля (Пиркей де Рабби Элиезер). Исайя пророчествовал: «и будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться на горе святой в Иерусалиме» (27:13).
В средние века сложилась легенда, что перед приходом Машиаха пророк Илья будет трубить в шофар три дня. Шофар также должен возвестить о воскресении мёртвых.
После библейского периода шофар перестал использоваться в еврейских священнических, военных и гражданских обрядах, но сохранился в еврейской традиции.
Иногда для провозглашения наказания в виде изгнания из общины применялся специальный чёрный шофар.
В шофар трубили во время поста, объявляя смерть, в знак прекращения работ, зажигания свечей в Шаббат. В некоторых сефардских общинах в шофар трубят на похоронах.
В современном Израиле шофар используется при инаугурации президента, в честь торжественных событий, военных побед (например, после освобождения Западной стены Храма в 1967 г.).
Фотография с
сайта В еврейских общинах в США шофар иногда используют в общественных церемониях.
В силу своей значимости в еврейской жизни шофар стал популярным мотивом в ритуальном и декоративном искусстве. В древних синагогах, на могилах и других ритуальных объектах шофар зачастую изображался вместе с менорой, лулавом, этрогом и предметами из Храма, что символизировало надежду на мессианское избавление.
Шофары. Вильнюс. Литва. 19 в.
©
Йохевед Альтшуль В древности люди верили, что шум отпугивает демонов. Еврейская традиция также связывает шофар с этим представлением. Раввины утверждают, что на Рош ха-Шана в шофар трубят, чтобы смутить Сатану (Рош ха-Шана 16b). Каббалисты усилили это представление, связав трубление в шофар с чтением отрывков из ТАНАХа, имеющих особое мистическое значение.
Мишнa. Глава 3. О шофаре и трублении Слушай, Израиль! Это звучит шофар!
Трубить в шофар куда сложнее, чем в трубу. Нужно по особому сжать губы, что трудно, и даже опытные люди не сразу могут извлеч нужный звук.
Есть старая знакомая история о том, как Бешт выбирал человека, который будет трубить в шофар в его синагоге в Рош гашана. Не просто мастера дуть в дуду, не горниста, а того, кто сумеет вложить в звуки правильный смысл - кавану. Собралось немало кандидатов, каждый протрубил перед Бештом установленный ряд звуков, а затем ответил на вопрос: о чем он думал, что чувствовал, когда «рождались звуки. Один сказал: «Я перебирал в памяти один за другим все эпизоды в Торе и у пророков, где упомянуты трубные звуки». Другой вспоминал талмудические дебаты о том, в каком порядке трубить, третий мысленно произнес все кабалистические формулы, связанные с шофаром. Последний же из кандидатов, потупясь, признался Бешту: человек он неученый, все эти тайны и толкования ему незнакомы. А думал он вот о чем: три дочери у него на выданье, а приданого нет. И плакало отцовское сердце вместе с шофаром. Вот его-то и выбрал Бешт.
Из шофара можно извлечь только первый и второй обертоны, составляющие квинту.
Различают следующие виды звуков шофара:
«тки’а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
«тки’а гдола» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное). Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
«тру’а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
«шварим» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты.
Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
Рав Лазарь Ривкин, США демонстрирует, как надо играть на празник Рош-ha-Шана.
Click to view
А так классно звучит Йеменский шофар :
Click to view
Отрывок из
фильма От редакции: статья находится в стадии написания. Если Вы располагаетете фотографиями самого шофара или церемонии, мы были бы очень признательны за линк на них. Замечания будут учтены.
Ссылки:
http://www.pensionmoney.info/baran_griwistjy.htmlhttp://www.judea.ru/article.php3?id=1749http://www.theshofarman.com/cart.htmhttp://www.oranim.ac.il/Site/ru/General.aspx?l=5&id=1429http://jjew.ru/index.php?id=101&a7=5872http://www.sbg.ac.at/zjk/sites_at/material/feste/rhsh.htmhttp://www.rakkav.com/kdhinc/pages/instruments.htmhttp://en.wikipedia.org/wiki/Greater_Kuduhttp://www.naturfoto-cz.de/grosser-kudu-foto-1384.htmlhttp://www.buchara.at/index.php?option=com_content&task=view&id=51&Itemid=43&lang=deuhttp://www.livt.net/Clt/Ani/Cho/Mam/Atd/Cpr/cprp02.htmhttp://www.travel-images.com/israel.htmlhttp://www.mammalogy.org/mil_images/MSLArtiodactyla.htmhttp://www.jewishpetersburg.ru/userimages/RoGlava3.htmhttp://www.eleven.co.il/article/14893http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%84%D0%B0%D1%80http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/current/571.htmhttp://www.bibarch.com/Music/Music%20and%20the%20Bible.htm