Внезапное продолжение

Feb 17, 2014 14:27

Я тут моментами копаю материал, продолжая тему НЕкитайского названия Хабаровска - надо же все-таки выяснить, что за брат Бохори и где эта река Елань (см. здесь). И таки кое-что накопала. Вопросов очень много, потому как лезу уже в дебри, о которых никто не может поведать с абсолютной уверенностью. Тем сложнее... Но попытаться стоит. Особенно интересно будет получить ваши возражения и несогласия, потому как только таким образом можно узнать что-то ещё.

А теперь - обнаруженные подробности.

Итак, надо выяснить, что за брат Бохори, что за Елань, и почему Бохори вышел из Кореи. Для этого идем во тьму.

Сушени (лезем в инет и вспоминаем, кто такие), трансформировавшись в уцзи, дали жизнь пяти, а по другим данным - семи, а по третьим - пяти плюс два племенам (группам племен) мохэ: сумо (сунмо), боцзу, аньчэгу, фуне, хаоши, хэйшуй и бошань. Сунгарийские мохэ, конкретнее - сунмо мохэ дружили с государством Корея-Когурё, которое всегда поддерживали и были его неизменными союзниками (впрочем, Когурё поддерживали все мохэ). Хэйшуй мохэ были самыми северными, самыми независимыми (оно и понятно - кому еще тот север нужен) и самыми боевыми - видимо, сказывался климат.

После разгрома Когурё многие когурёсцы бежали к сунмо мохэ. Те их приняли, учли все достижения и совместными усилиями воздвигли государство Бохай. Бохайские источники настойчиво заявляют, что в Бохае тусили все мохэ, но это не так: хэйшуй мохэ (шестнадцать племен), будучи до одури независимыми и гордыми, от Бохая дистанцировались (насколько это было возможно) и были сами по себе. Бохай это жутко бесило...

Самыми независимыми были совсем северные нюйчжи или нюйчжэни (они же чжурчжени, если не по-китайски - именно это название потом распространится на всех остальных оставшихся в живых мохэ и тех, кого они возьмут под крыло), которые, судя по всему, жили где-то в наших широтах.

"... Но самое удивительное рассказывалось о коренных обитателях страны - чжурчжэнях. Все поражало в них средневековых путешественников в чужие и далекие северные земли - внешний вид, одежда, прическа, пища, образ жизни, обычаи и общественная жизнь. Это был народ большого мужества и благородства, необыкновенной отваги и выносливости, свободолюбия и воинственности. Чжурчжэни, как отмечалось в источниках, простоватые, безыскусные люди, храбрые и свирепые, не знающие в должной мере цену жизни и смерти. Они были отважны и дерзки. Каждый раз, отправляясь на войну, воины надевали многослойный панцирь. Вперед высылался авангард, называемый "крепкой армией". '"Летучая" конница чжурчжэней подобно вихрю проносилась по речным долинам и спускалась, "как бы летая", с гор, наводя ужас на врагов. Воины-чжурчжэни терпеливо сносили невзгоды походной жизни - голод, жажду, тяжелые и длительные переходы. Реки не составляли для них преграды. К удивлению врагов, отряды чжурчжэней, не останавливаясь и не наводя мостов и паромов, вплавь на лошадях форсировали такие широкие реки, как Амур...". А китайцы считали их лживыми и жестокими, что не может не радовать :)

Чжурчжени продолжали бесить Бохай, периодически нападая на его северные границы, но тут пришел Кидань. Кидань жаждал разгромить Бохай, и вот тут-то хэйшуймохэские богатыри вышли на защиту земли русской мохэской. С киданями не то чтоб разобрались, но силушку показали. Кидань таки воцарил, а чжурчжени разделились на три части. Более-менее мирные переселились на юг в киданьское подданство, нейтральные согласились на определение "приписанные", а воинственные (по некоторым данным - около двух миллионов человек, между прочим) собрались на своем родном севере и оттуда бузили против власти. При этом каждая из частей - мирные, нейтральные и воинственные - состояли из ряда племен, и, что удивительно, история сохранила для нас названия некоторых из них. Известно, что бассейн реки Уссури заселяли племена удигай (или ужэ), хэшиле и ваньянь (еланского поколения). Учтём и запишем, объясню далее.

В это время кидани и корейцы рвали друг у друга кусочки приграничной чжурчженьской территории и никак не могли поделить ее по-честному. С 930 по 1050 годы в бассейне р. Ялу, где, словно меж двух огней, проживали те самые переселившиеся на юга мирные чжурчжени, нападения и бои стали обычным делом. Уставшие от бесконечных войн ялуские чжурчжени поднялись с мест и подались в более спокойные центральные районы Маньчжурии и северо-восточные приморские области. И вот тут начинается увлекательное.

Среди снявшихся с мест было некое семейство или племя Ши (Ши или Шен нюйчжень), которое возглавили два брата - Сяньпу и Бохори (по другой транскрипции - Ханьпу и Баохоли). Изначально братьев было трое, но третий - старший Агунай - остался "в Корее", то бишь на той же территории, куда мирных чжурчженей переселил Амбагань (о нем потом как-нить), и где он (Агунай то есть) позже основал так называемый округ Хэсугуан. А средний Сяньпу и младший Бохори сотоварищи ушли на северо-восток и северо-запад соответственно, где инициировали процесс объединения чжурчжэньских племен и в дальнейшем стали... прародителями Золотой империи. Та-дам!

Но немного интересных деталей. Сяньпу добирается до территорий племени Ваньянь, которые живут в бассейне реки Пугань (иначе Пухань), а Бохори отправляется, как я уже писала, на реку Елань (вот она!). Очередные источники утверждают, что Елань - это Уссури, но пока сомневаюсь, поскольку появился другой, более интересный вопрос: выяснилось, что рядом с рекой Пугань протекала река... Бухори!

Что это за река, и откуда появилось название Бухори - еще предстоит выяснить (но имя Бохори и название Бухори явно связаны). А пока - дальше про братьев. Сяньпу путем переговоров, незапланированных убийств и женитьбы на шестидесятилетней женщине (!) роднится с племенем Ваньянь, которое входит в число воинственных племен чжурчженей. После этого все члены семейства Ши становятся ваньянцами, включая и Бохори, который в это время основательно приживается на Елани. Таким образом, на довольно обширной и стратегически важной территории закрепляется господство племени Ваньянь. С этого и начинается объединение чжурчженей, их возвышение и борьба за независимость от киданей, корейцев и прочих.

И да, так началась история Золотой империи чжурчженей, но всё это так запутано и нестройно (и не имеет прямого отношения к названию нашего города), что продолжу как-нибудь потом. Но, по крайней мере, выяснилось, что хэйшуй мохэ - это не совсем (совсем не) Бохай, что Бохори не был корейцем, что слово "бохори" не имеет никакого отношения к корейскому языку, что Елань - это, предположительно, Уссури, и более-менее утрясли вопросы относительно последовательности событий.

Возражения?

P.S.: И стала понятна запись из летописи "История дома Цзинь, царствовавшего в Северной части Китая с 1114 по 1233 годы (Аньчунь Гурунь)" о событиях 1115 года, когда Хушимэнь говорил Тайцзухану: "Наши деды были три брата, кои, разделившись, поселились в разных местах. Я потомок Агуная, а Шутумэнь и Дигунай суть два потомка Бохори...". Ибо выяснилось, что:

Хушимэнь - потомок Агуная, упомянутого старшего брата, который остался в Корее;
Тайцзу (Тайцзухан) = Агуда - младший брат Уясу, оба - потомки Сяньпу; именно Агуда раскидает киданей, сделает корейцев вассалами и будет провозглашен государем новой империи Цзинь;
Шутумэнь и Дигунай - таки действительно потомки Бохори.

Все эти ребята потом объединятся и устроят имперское шоу, но к моменту описываемых событий они еще не родились...

Далее:
Часть первая, картографическая

Хабаровск, князь, история

Previous post Next post
Up