Пока есть немного времени - начну про обещанную станцию. Итак, станция КВЖД - многим известная и точно многим неизвестная станция Имяньпо. Немного истории и чуть больше - неархитуктурных достопримечательностей. Поехали.
Имяньпо - селение на реке Маихэ, 200 км от Харбина. Для вхождения во вкус - чуть исторического описания. "… На КВЖД было немало и других станций, где исторически сложились русские общины, хотя и меньшие по численности, чем в других населенных пунктах… В 1915 г. … была открыта гимназия, которая являлась единственным учебным заведением от станции Имяньпо на восток до самой границы. Директором ее в течение многих лет был А.Т.Лузин… Станция Имяньпо издавна служила дачным районом для харбинцев благодаря горному воздуху, реке, лесу, в котором было много хвойных деревьев. В поселке имелась старая Сергиевская церковь. В 1920 г. там работали пивоваренный (к теме пития я еще вернусь) и стекольный заводы, также была крупная мельница. Здесь располагалось двухклассное железнодорожное училище, преобразованное в гимназию, была группа бой-скаутов".
![](http://pics.livejournal.com/natpopova/pic/005896cf)
![](http://pics.livejournal.com/natpopova/pic/0058ag5x)
![](http://pics.livejournal.com/natpopova/pic/0058b3zf)
Еще истории - из книги "Белый Харбин" Г.В. Мелихова (лежит в инете): "Крупными станциями с оборотными депо здесь закладывались две: Имяньпо и Ханьдаохэцзы (
смотрим предыдущий пост). По воспоминаниям начальника дистанции И.И. Обломиевского, первым прибывшего в район будущей станции Имяньпо, местность эта к моменту появления на ней строителей дороги представляла собой сплошную горную и заболоченную тайгу.
Жилья не было, если не считать 2-3 убогих фанз маньчжуров-рыболовов. Тем не менее, и в этом глухом месте вскоре закипела напряженная работа.
Прежде всего пришлось озаботиться жилищами и питанием. Личного хозяйства, конечно, никто не вел, жили и питались коммуной: все до рядовых десятников включительно патриархально садились за общий стол; большое участие в хозяйстве принимала жена начальника участка г-жа Цивинская, не побоявшаяся разделить с мужем походное существование в глухой тайге.
Из построек, первым делом, кроме обычных циновочных бараков, - вспоминал И. И. Обломиевский, - приходилось возводить русские хлебопекарные печи, из которых одна сохранилась до 1923 г. в станционном поселке Имяньпо.
Ближе к осени пришлось строить всякого рода временные, примитивных типов дома: из самана, из хвороста, обмазанного глиною или из двойного ряда досок с засыпкой промежутков землей" (Исторический обзор Китайской Восточной железной дороги. Харбин, 1923, с. 96-97).
В последующий период эта станция, тяготевшая к земледельческому району Харбин-Имяньпо, быстро развивалась. Здесь возникли два поселка - русский и китайский, и население ее уже в 1923 г. составило 3981 чел.
Бывшие имяньповцы - Леонид Кожевников, И. П. Иванова (Захарова), Александр Григорьевич Кожевников (Алматы), Ирина Иванова (Филадельфия, США), С. И. Меределина и ее брат Иван Иванович (Вихоревка Иркутской обл.), Валентин Антонович Вацура (Челябинск) и другие - стали позже активными мемуаристами, опубликовав в газете "На сопках Маньчжурии" и других изданиях большое число воспоминаний о прекрасной станции-курорте".
Терь историю отставим в сторону. И здания российского периода тоже, потому как решила выложить их отдельным постом. Чем еще славен Имяньпо? Ну, например, прекрасным парком, о котором вскольз, но весьма эмоционально упоминают некоторые китайские источники (кстати, все источники будут во втором посте) или… матрёшками. Китайцы, в принципе, согласны, что матрёшка - это символ России, но они не против как-то к этому символу присоседиться на правах соседа, кхм. Потому на матрёшках, создаваемых в Имяньпо, они рисуют китайские стилизованные цветочки и местные достопримечательности. И называют всё это "китайской матрёшкой". Незамысловато, но правда.
В настоящее время в поселке творят прекрасное 50 матрешечных мастерских. Те, которые не проходят по стандартам китайской красоты, экспортируются в Россию и, полагаю, продаются в наших сувенирных мастерских и даже - о, ужас! - на Красной площади. А вай нот?
Что еще. Известно, что возле упомянутой станции есть трудовой исправительный лагерь. Что там, как и кого исправляют - данных не нашла, но сам факт внушает. Аналогичные лагеря есть рядом с другими станциями бывшей КВЖД.
Ну и бонус. Любой современный китаец, хоть немного знающий Северо-Восточный Китай, при упоминании Имяньпо с ностальгией и влажными глазами вспоминает о… вине и фруктовых напитках. И как некоторые из нас с тоской вспоминают советские газированные напитки-лимонады, так и около-имяньповцы вспоминают о местном... мм... как-то не могу назвать это алкоголем. Этикетки собирают :) Кстати, многие хвалят имяньповский хмель (видимо, пивная индустрия тоже процветает).
Продолжение следует. В ближайшее время.
Станция Хэндаохэцзы