Направился для захвата власти в соседнее село

Sep 21, 2011 13:07

Продолжаю вчера начатое. Выдержки из автореферата. С замечательным описанием Кхуцинского вооруженного выступления крестьян - одного из самых ярких "возмущений" поселенцев-старообрядцев (прежде всего) на Дальнем Востоке. Причем, выступления против советской власти. Значимо. Знаково.

"… Третье крупное крестьянское выступление произошло в 1932 г. в районе верховья реки Бикин. Причины, побудившие жителей верховьев реки Бикин, в основе своей крестьян-единоличников и охотников промысловиков, взяться за оружие и поднять восстание против советской власти, следующие:

1) До начала проведения политики хлебозаготовок и сплошной коллективизации, несмотря на своё относительное недовольство советской властью, старообрядческое население, участвовавшее в восстании, оставалось нейтральным до 1932 г. и вступило в вооружённую борьбу с советской властью только после того, как были существенно затронуты их экономические интересы.
2) Организация колхозов была воспринята как посягательство на экономическую независимость крестьянства, а не как огульное отвержение коллективного труда.

Основой идеологии восстания был мотив борьбы за веру и древнее благочестие, против царства антихриста. Однако в его ходе руководители довольно часто нарушали постановления соборов. Стиль и характер материалов донесений и приказов военного штаба восставших говорят о том, что это не был бунт религиозных фанатиков. Ссылки на Соборные Уложения можно рассматривать скорее всего, как своего рода идеологическое прикрытие и абстрактную объединяющую идею.

Вооружённые силы состояли из крестьян и охотников-промысловиков, вооружённых охотничьим и нарезным оружием, численностью до 500 чел. Общее количество восставшего населения приближалась к 1000 чел. Население было настроено вполне лояльно к повстанцам, что давало им возможность столь длительное время сопротивляться войскам ОГПУ.

Восстание, несмотря на все недостатки, всё же было в достаточной мере организовано, как в военном плане (наличие военного командования и объединённого штаба с их вполне отвечающими правилам тактики ведения партизанской войны распоряжениями и приказами), так и в идейно-политическом (наличие идеологической доктрины в виде Соборных Уложений, а также довольно грамотных и необходимых в военное время хозяйственных решений, принятых общим собранием).

Военные события, согласно обвинительному заключению (что подтверждается и другими документами), начали развиваться следующим образом:
5-го мая 1932 года прибытие из Кхуцинской долины Ефима Могильникава и доклад Повстанческому центру в Улунгуе о готовности Северного побережья к восстанию.
6-го мая в селе Улунга в доме Антона Кулагина на совещании организаторов восстания принимается решение о вооружённом выступлении.
7-го мая - открытое выступление в селе Улунга; захват кооператива, магазина госторга, снятие советских флагов. Проведение митинга с объявлением населению о свержении советской власти и объяснением целей и задач восстания. При этом населением было поддержано вооружённое выступление.

После митинга организованный отряд в 12 человек во главе с Могильниковым Ефимом и Кулагиным Антоном направился для захвата власти в соседнее село. Одновременно были установлены заставы по дорогам, идущим от Улунги в Кхуцинскую и Светлинскую долины, а так же в сторону ст. Бикин, в целях пресечения движения войск ОГПУ или людей, которые смогли бы сообщить властям о начале восстания. В этот же день отряд захватил село Лаухэ, арестовав местных представителей советской власти.

Утром 8-го мая восставшими был захвачен склад туземного кооператива и отделения Дальгосторга. Снимались красные флаги и проводился митинг и объявлялось населению о свержении советской власти. Населением восстание было встречено с одобрением. Организовывается штаб для руководства и обеспечения охраны захваченной территории и организации дальнейших действий в направлении Бикина и Лаухэ, выставляются заставы по основным направлениям.

9-го мая руководители отряда Могильников и Кулагин, забрав арестованных представителей советской власти, вернулись в Улунгу для совещания с прибывшими представителями хуторов верховьев Бикина.

Все дороги, ведущие из района восстания, были перекрыты. После перегруппировки сил было предпринято наступление на Кхуцин. Но здесь штаб повстанческих отрядов допустил грубую в военном плане ошибку, которая не позволила взять Кхуцин и предопределила военное поражение восстания. Наступление было начато спонтанно без определённой подготовки, в результате чего разведка была захвачена в плен, а действия со стороны заключённых Управления лагерей особого назначения (УЛОН) и союзников восстания в Кхуцине не получили должного направления и не были в достаточной мере согласованы.

В дальнейшем восставшие переходят к оборонительной тактике. По дорогам на Улунгу строятся земляные укрепления и ставятся заставы. Разрабатывается система условных сигналов для беспрепятственного прохождения своих и задержки войск ОГПУ. Составляется расписание смены караулов.

В дальнейшем крупных наступательных операций на Кхуцин не предпринималось. Но подготовка к ним велась. Так как взятие Кхуцина было наиболее важной задачей восстания, её решение давало восставшим в руки такие средства для дальнейшей борьбы, как оружейный арсенал, радиостанцию, водный транспорт (катера) и золотой запас. Наличие этих средств создавало плацдарм для расширения восстания. И руководители восстания это хорошо понимали. Но решить эту задачу не смогли из-за отсутствия военно-политического опыта.

В итоге всех боевых действий войска ОГПУ сломили упорное сопротивление восставших и через четыре месяца подавили восстание. Сам посёлок Улунга войска ОГПУ штурмом взяли только на пятый день.

… Экономический саботаж был самым массовым видом протеста. Он начался сразу с нажимом на крестьянство при кампании хлебозаготовок. Первым в этом ряду стало укрывательство зерна. В результате репрессивных мер прятать уже собранный урожай стало все труднее, а то и просто невозможно. Тогда крестьяне перешли к другой тактике. Они стали прятать посевные площади, а особенности Дальнего Востока позволяли это делать довольно успешно. В основном этот вид экономического саботажа практиковался крестьянами, чьи хозяйства располагались в малодоступных местах и вблизи от таежных массивов.

Сокращение посевов вызвало репрессивную меру: налог взимался с площади посева или с пашни прошлого года, независимо от того, были ли оставляемые наделы засеяны или нет.

Кроме утайки хлеба и сокращения посевов на Дальнем Востоке, как и по всей стране происходил и массовый забой скота. Размах забоя скота был так велик, что на него отреагировали в Москве. Методы подавления пассивного сопротивления мероприятиям советской власти не отличались особым разнообразием. Крестьян предпочитали судить по 61 и 107 статьям УК и, наконец, просто высылать как кулаков.

Следующим масштабным видом протеста являлась миграция населения, как за территорию страны, так и за территорию Приморской области и Дальневосточного края. Бегство крестьян в город - это наиболее массовый вид миграции, хотя правильнее назвать этих переезжавших по стране крестьян не классическим термином социологии (миграция населения), а современным термином - вынужденные переселенцы, так как крестьянин не просто выбирал новое место жительства и работы, а сбегал от насильственной коллективизации и угрозы раскулачивания. Бежали крестьяне не только в город, но и в приграничный Китай. Это особенно было характерно, для приграничного Амурского округа. Имело место также бегство только глав семей. Зная о том, что по инструкции нельзя выслать семью без трудоспособных членов, чтобы не подвергать своих близких высылке вместе с собой, многие крестьяне бежали в город или на лесозаготовки в надежде переждать трудные времена.

… Специфика Дальнего Востока состояла в том, что, во-первых, он рассматривался центральными властями как несельскохозяйственный регион и вместе с тем как традиционное место ссылки. Та же несельскохозяйственная специфика Дальнего Востока обусловила более "мягкий" вариант раскулачивания на Дальнем Востоке, чем в "хлебных" регионах и в соседней Сибири. Во-вторых, Дальний Восток характеризует более высокий процент репрессированных, чем в целом по стране, чему в немалой степени способствовал и высокий процент крестьян, которых можно было причислить к кулакам.

… Разделив всё крестьянство на три группы: кулаков, середняков и бедняков, руководители государства и единственной политической силы в стране - ВКП(б) - объявили о ликвидации кулака как класса и сделали всё возможное для исполнения этого. Кулаки, в свою очередь, делились на три категории. Деление это осуществлялось в соответствии с приказом № 4421 по Объединённому Государственному политическому управлению (ОГПУ) от 2 февраля 1930 г.

Причисленные к первой категории кулаки приговаривались постановлениями полномочных представительств ОГПУ либо к высылке в необжитые северные районы СССР, либо к расстрелу. Причисленные ко второй категории также выселялись в различные районы СССР. Если в центральных регионах высылка производилась в северные районы, то на Дальнем Востоке раскулаченные отселялись от приграничных районов, но оставались в пределах Дальнего Востока. Третья категория выселялась за пределы области, в основном в малоосвоенные районы, первоначально в Амурскую область, затем в Приморский и Хабаровский края, как рабочая сила для дерево- и золотодобывающей промышленности.

… деревня отреагировала более действенным и более длительным, невооруженным сопротивлением на развернувшиеся против неё репрессии. Дальневосточное крестьянство использовало два вида такого сопротивления: экономический саботаж и бегство из деревни. Приграничное положение юга Дальнего Востока и малая плотность населения делали последнее особенно массовым. В результате этого сопротивления деревня стала приходить в упадок. Противопоставить этому сопротивлению ничего кроме репрессий правящий режим не смог...".






Для ценителей даю ссылку на проект "Жизнь русских староверов в Маньчжурии" - ЗДЕСЬ. Информация скудная, но чудесные фотографии. А завтра, наверное, размещу еще один интересный материал на ту же тему. Наслаждайтесь.

P.S.: Свежайшие, с прошлых выходных. Опять же. Такая вся в беретике :)




статьи, история, размышления

Previous post Next post
Up