На пересечении бульваров Монпарнас и Распай расположен знаменитый перекресток Вавин (Vavin). Это то самое место, где художественная жизнь Парижа била мощным ключом в течении первых тридцати лет 20-го века, переняв эстафету у Монмартра. Вот они - знаменитейшие кафе Монпарнаса - «Дом»
"Куполь"
"Ротонда"
"Селект"
В этих кафе все стулья были буквально просижены людьми, ставшими впоследствии знаменитыми художниками, скульпторами, а тогда бедняками и трудягами, искавшими свой путь в искусстве. Модильяни, Пикассо, Вламинк, Дерен, Матисс, Ван Донген, Кислинг и другие были здесь очень частыми гостями.
Конечно, теперь это уже не те кафе, да и атмосфера здесь совсем не та. Хотя этот перекресток, судя по всему, и по сей день остается местом притяжения.
Оказавшись здесь, я не могла не обратить внимания, на то, что для этого времени суток здесь слишком мало машин и слишком много полицейских. Мне это показалось странным, но все вскоре прояснилось. Сюда приближалась большая демонстрация. Я, конечно, не могла не сфотографировать это событие из жизни французской столицы.
Не знаю, против чего они протестуют или за что выступают, но обычно просто так люди на манифестации не выходят. Наверное, что-то серьезное их беспокоило.
Так что, если некогда этот перекресток был центром художественной жизни Парижа, то теперь это центр жизни общественно-политической. Свято место, как говорится...
Интересно, что конечным пунктом этой манифестации был переулок, где установлен памятник Бальзаку работы Родена.
Я оставила митингующих митинговать, а сама продолжила путь к Люксембургскому саду. До него здесь уже рукой подать. Но прежде сворачиваю на небольшую улочку - «коротышку Компань-Премьер», как называл ее Владимир Маяковский. Здесь в доме №9 когда-то находились мастерские художников Монпарнаса, а в подвале дома №3 в то же время располагалась знаменитая молочная лавка «У Розали». Добрая матушка Розали, сама бывшая натурщица, кормила за гроши этих самых художников. Бедных, вечно голодных, но таких неистовых в работе.
Здесь же располагается известный отель «Истрия», где и останавливался Маяковский, будучи в Париже. Кстати, в этой гостинице проживало в разное время много и других знаменитостей, чьи имена перечислены на памятной табличке рядом с входом.
Случайно увидела не то магазин, не то кафе с названием «Natacha», Наташа, то есть.
Уверенная в том, что носительниц этого имени здесь не обслуживают бесплатно, я возвратилась на бульвар Монпарнас и дошла до авеню Обсерватории. Вот здесь я увидела вывеску еще одного знаменитого кафе, стоявшего у самых истоков расцвета Монпарнаса - кафе «Клозри де лила», что в переводе означает «Хуторок в сирени». Здесь по большей части проводили время литераторы - поэты и писатели - Шарль Бодлер, Поль Верлен, а позднее Андре Жид, Гийом Апполинер, Франсис Карко. Бывали здесь и Хемингуэй, и Скотт Фицджеральд.
Конечно, не смогла просто так пройти мимо фонтана Обсерватории, или как его еще называют фонтан «Четыре части света», украшенного скульптурной группой работы Жана Батиста Карпо.
Ну вот и знаменитый Люксембургский сад.
После того, как в 1610 году был убит король Франции Генрих IV, его вдова Мария Медичи решила поселиться подальше от Лувра. Она купила земли на левом берегу Сены и повелела построить для нее дворец во флорентийском стиле. Она хотела, что бы он напоминал ей Италию, откуда она была родом. Что и было сделано. А в 1613 при дворце был разбит Люксембургский сад.
Во время французской революции во дворце была устроена тюрьма, а со времен Второй империи здесь заседает Сенат.
Поскольку уже вечер, то народу очень много. И опять все заняты своими делами. Кто-то прогуливается, кто-то сидит у фонтана Медичи.
Поскольку сейчас довольно-таки жарко, народ оккупировал тенистые аллеи, деревьям которых придана интересная форма.
Не пустует площадка для игры в петанк, да и зрительские места вокруг нее. Любят французы эту игру.
И на все это приятное людское времяпровождение безмолвно взирают статуи королев Франции, установленные здесь в 19 веке.
Гуляя здесь, не возможно не обратить внимание, на то что в парке помимо скамеек очень много стульев. Сегодня сидеть на них можно бесплатно. А вот в начале 20 века, например, все было по-другому. Анна Ахматова в своем очерке о Модильяни писала, что по причине его крайней бедности в Люксембургском саду они с ним были вынуждены всегда сидеть на скамейках, а не на платных стульях, как это было принято.
Я тоже немного посидела здесь в тени деревьев и пошла гулять по Парижу дальше, благо, что не посещенных мною интересных мест, было предостаточно.