В настоящее время в Мемориальном музее-квартире Ю.П.Спегальского (Октябрьский пр-т, 14-74) действует выставка "Золотой век псковской реставрации". Выставка посвящена четырем знаменитым архитекторам-реставраторам, с именами которых связан расцвет псковской школы реставрации памятников архитектуры древнего Пскова. Это Юрий Павлович Спегальский (1909 - 1969), Всеволод Петрович Смирнов (1922 - 1996), Борис Степанович Скобельцын (1921 - 1995) и Михаил Иванович Семенов (1929 - 1996).
На выставке можно увидеть документы, фотографии, рисунки, альбомы, а так же некоторые из личных вещей героев выставки. Часть экспонатов для выставки предоставили друзья и родственники мастеров.
Выставка "Золотой век псковской реставрации" - совсем не большая. Она занимает две комнаты в Музее-квартире Ю.П.Спегальского.
Борис Степанович Скобельцын.
Б.С.Скобельцын родился 30 апреля 1921 года в Петрограде в семье инженера завода "Русский дизель" Степана Владимировича Скобельцына и Софьи Ивановны. В 1941 году Борис Степанович окончил школу младших авиаспециалистов и с началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Сражался на разных фронтах в составе истребительного авиационного корпуса, участвовал в битвах за Москву, Польшу, Берлин.
В 1945 году в Берлине познакомился с Еленой Ивановной Дамберг. Вместе приехали в Ленинград. С 1946 по 1948 гг. учился в Ленинградском Инженерно-строительном институте, в начале 50-х гг. ХХ в. работал в различных Ленинградских организациях на архитектурных и конструкторских должностях. В 1952 году был приглашён на работу в псковскую реставрационную мастерскую. В 1955 году семья Скобельцыных переезжает в Псков. Его первым рабочими объектами сталли часовня XVII века на Мироносицком кладбище и участок стены вдоль реки Великой. Занимался реставрацией многих памятников Пскова, среди них: северный фасад собора Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Нерукотворного образа, Дом Сутоцкого на Романовой горке. Продолжил работу по восстановлению церкви Николы со Усохи. Работа по восстановлению этого храма была начата ещё реставраторами Юрием Спегальским и Верой Лебедевой. Борис Степанович проводил консервационные и противоаварийные работы с частичной реставрацией на объектах Крыпецкого монастыря, церквей Рождества Богородицы и Никольской в Порхове, Рождества Христова в деревне Малы Печорского района и других. Занимался восстановлением храма XV-XVI веков
Николы в Устье.
Был автором проекта реставрации
крепости Порхова и дворцового ансамбля в
усадьбе Волышово, изучал керамиды пещер Псково-Печерского монастыря: производил обмеры и фотофиксацию, расшифровывал надписи. В ходе архитектурных работ проводил обязательную фотофиксацию процесса и этапов реставрации. Коллекция Скобельцына содержит более 10 тысяч негативов по различным темам, это и памятники архитектуры Пскова и области; пейзажи, народное творчество; современное строительство в Пскове и области и др.
До самого конца жизни Борис Степанович Скобельцин читал лекции, выступал с докладами, публиковал статьи, проводил экскурсии. В 1995 г. Борису Степановичу было присвоено звание "Почётный гражданин города Пскова". Умер Борис Степанович 12 ноября 1995 г., похоронен на Дмитриевском кладбище в Пскове.
Говоря о Б.С.Скобельцыне нужно особо отметить, что необходимость фотографирования этапов реставрационных работ постепенно переросла в потребность художественного творчества. У него проходили фотовыставки не только в Пскове, но и в других городах нашей страны. Его фотографии использовались для создания календарей и открыток, а так же было издано несколько фотоальбомов, например, "Псков" и "Земля Псковская".
Страницы альбома "Псков" 1969 года издания.
Экспонометр Б.С.Скобельцына
На стендах выставки приведены высказывания героев выставки.
а так же мнения об их деятельности других известных людей, их современников.
Художник П.П.Оссовский очень высоко ценил талант Б.С.Скобельцына как фотографа.
Михаил Иванович Семёнов
Заслуженный работник культуры РФ, Михаил Иванович Семёнов, родился 15 марта 1929 г. в деревне Межник Карамышевского района. Учился в школе №2 г.Пскова. В Пскове он провёл и все годы фашистской оккупации. Пришлось ему побывать и в трудовом лагере под Печорами, откуда людей угоняли на работу в Германию, но ему удалось бежать, и до полного освобождения Псковского края от оккупантов семья скрывалась.
В 1947 г. он начинает работу в архитектурно-планировочный мастерской "Облпроект". Его первыми учителями стали архитекторы Г.Е. Гедике и Э.П. Штольцер. В 1949 г. поступает учиться в Псковский техникум гражданского строительства, откуда со второго курса его призвали на службу в армию. В 1955 году после демобилизации он продолжил работу в "Облпроекте" старшим техником, затем техником-архитектором. В 1960 г. окончил техникум. В Псковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской он проработает все последующие 40 лет жизни.
В 1961 г Семёнов получил должность старшего архитектора, а в 1967-1968 гг. работал главным архитектором реставрационных мастерских. Позднее он возглавил коллектив реставрационный мастерской. Среди объектов которыми занимался М.И. Семёнов, были стены и башни Кремля и Окольного города, колокольня церкви Покрова Богородицы от Торга,
церковь Успения в д. Мелётово, Изборская крепость, церковь Покрова от Торга, Власьевская башня, южная стена Довмонтова города. В составе группы научно-производственного центра по охране памятников он выезжал в область и на выезде занимался реставрацией памятников, которым нужна была срочная помощь. В 1995 г указом Президента РФ ему была присуждена Государственная стипендия за выдающийся вклад в дело реставрации памятников.
Весь процесс реставрации необходимо фиксировать на фотоплёнку, и фотография стала увлечением Михаила Ивановича. Около тридцати тысяч негативов фотоархива Семёнова обогатили фонды Псковского музея-заповедника. Они охватывают период с 1946 по 1995 гг. и содержат фотоматериалы, посвящённые послевоенному строительству и восстановлению Пскова. Его художественная мастерская находилась в приделе церкви Св. Климента, где он занимался живописью и резьбой по дереву, пробовал себя в кузнечном ремесле.
Михаил Иванович Семёнов погиб 16 октября 1996 г. Похоронен на Орлецовском кладбище в Пскове.
Рисунок "Церковь св. папы Римского Климента"
Ковш деревянный. Вырезал М.И.Семенов.
Без малого двадцать лет М.И.Семенов посвятил реставрации стен и башен крепости Псково-Печерского монастыря, и, конечно, в ту пору судьба его свела с необыкновенным человеком - архимандритом Алипием, который был тогда наместником в Псково-Печерской обители.
Для М.И. Семёнова, как и в случае Б.С.Скобельцына, фотография стала очень сильным творческим увлечением и второй профессией. Его работы не только отражали этапы реставрационных работ, они передавали красоту и своеобразие псковских памятников. В 1995 в Париже был издан фотоальбом "Псково-Печерский монастырь".
"Птица". Скульптура из дерева, выполненная М.И.Семёновым
Всеволод Петрович Смирнов
Всеволод Петрович Смирнов родился 2 апреля 1922 года в Тверской губернии, Удомельского района, в деревне Мста. Юность В.П. Смирнова пришлась на годы Великой Отечественной войны. Он прошёл боевой путь до Берлина, награждён боевыми наградами, в том числе двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени. Всеволод Петрович закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
В 1955 году он переезжает в Псков. С этого момента он свою жизнь посвящает Пскову. Работая в Пскове на должности архитектора (с 1955 г.), затем главного архитектора (с 1958 г.) и директора (с 1962 г.) Псковской Специальной Научно-реставрационной производственной мастерской, он руководил несколькими проектами реставрации и быстро зарекомендовал себя как первоклассный специалист.
Свыше 40 лет своей жизни Художник посвятил Псковской земле и сохранении её культурного наследия. Всеволод Петрович Смирнов - член Союза художников и Союза архитекторов - был участником художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными. Пробовал себя и в качестве театрального художника, оформив два спектакля в Псковском театре: "Операция "С Новым годом" и "Стена".
С 1967 г. Всеволод Петрович работает как мастер художественной ковки. Он возродил псковские традиции кузнечного ремесла. Он создал на псковщине современную школу художественной ковки.
Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения Богородицы с Пароменья. В его мастерской побывали многие выдающиеся деятели русской и зарубежной культуры, поклонники его творчества.
Известность Всеволода Смирнова шагнула за пределы Пскова и в 1960 г. всесоюзный журнал "Огонёк" выходит с его портретом на обложке. Творчество Всеволода Петровича разнопланово и многообразно. Среди его работ возрождённые памятники древнепсковского зодчества, мемориалы, воспевающие историю Псковской земли, художественная ковка, акварели. Любимая тема художника - пейзажи Псковской земли.
Скончался Всеволод Петрович Смирнов 22 января 1996 г и похоронен на Иоанн-Богословском кладбище в Пскове.
Я напомню, что в прошлом 2022-м году мы отмечали 100-летие В.П.Смирнова. По этому случаю в Пскове были открыты несколько выставок, посвященных жизни и творчеству В.П.Смирнова. Об одной из них, а именно о выставке "Кованый венец Всеволода Смирнова", которая располагалась в палатке звонницы храма Успения с Пароменья,
я рассказывала в апреле 2022 года.
Приглашение на выставку работ В.П.Смирнова
Юрий Павлович Спегальский Архитектор, реставратор, художник, верхолаз - один из самых видных деятелей культурного возрождения России второй половины ХХ в. Крупнейший исследователь древнего псковского зодчества и автор проекта архитектурных заповедников в Пскове, участник верхолазных работ по сохранению архитектурных шедевров Санкт-Петербурга.
Родился в Пскове 3 июня 1909 года. Крещён в церкви Георгия со Взвоза. По линии матери происходил из рода Печенко. Его отец Павел Константинович Спегальский работал каменщиком и мастером декоративной лепки. Детские и юношеские годы Юрия проходили в Доме Печенко - старинных палатах XVII в. В 1928 г. Спегальский приехал в Ленинград, где окончил Институт инженеров коммунального строительства и устроился на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме. В 1936 г. вернулся в Псков и приступил к реставрационным работам на Гремячей (Космодемьянской) башне. Под его руководством были спасены от разрушения вторые палаты Меншикова - памятник гражданского зодчества XVII века. Со второй половины 1930-х гг. находился в Ленинграде и был востребован в качестве уникального специалиста-архитектора-верхолаза. За участие в верхолазных работах блокадного периода был удостоен медали "За оборону Ленинграда".
Ю.П. Спегальский создал проекты реставрации церквей Богоявления с Запсковья, Николы со Усохи, Василия на Горке, Иоакима и Анны, колокольни церкви Михаила Архангела, куполов Троицкого Собора, дома Ксендза, занимался разработкой проектов архитектурных заповедников в Пскове с особыми зонами застройки и благоустройства.
Идеи проекта архитектурных заповедников Спегальского легли в основу генерального плана восстановления Пскова. Они помогли усовершенствовать принципы охраны историко - архитектурного наследия в масштабах всей послевоенной России. В 1947 г. вернулся в Ленинград. Здесь он поступил в аспирантуру и в 1951 г. защитил диссертацию "Псковская каменная жилая архитектура XVII века". Затем устроился на работу в институт археологии АН СССР и освоил новую специальность, работая научным сотрудником в группе славяно-русской археологии.
В 1968 г. Спегальского пригласили в Псков на должность главного архитектора реставрационной мастерской. Вместе с ним уехала и жена Ольга Константиновна Аршакуни. 17 января 1969 г он ушёл из жизни в неполные 60 лет.
Сборник статей "Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР".
В сборнике напечатана статья Ю.П. Спегальского "Памятники зодчества в Пскове". Статья посвящена древним псковским памятникам, разрушенным немецкими захватчиками во время оккупации в 1941-1944 гг. Написана специально для сборника статей "Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР", который вышел под редакцией академика И.Э. Грабаря в 1948 году.
Альбом Ю.П.Спегальского "По Пскову XVII века" и его косоворотка
На выставке можно увидеть и рабочие инструменты Ю.П.Спегальского
Академик Д.С.Лихачев очень высоко отзывался об исследовательской деятельности Ю.П.Спегальского и его широчайших познаниях.
Ну а теперь несколько фотографий постеров с изображениями некоторых из упоминавшихся выше памятников архтитектуры Пскова и Псковской земли, над восстановлением и реставрацией которых работали Мастера - герои этой выставки.
Церковь Николы со Усохи
Покровский угол - Покровская башня и церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
Крыпецкий монастырь
Стены и башни Псково-Печерского монастыря
Ну вот, пожалуй, на этом всё...
Добавлю лишь, что текст, выделенный курсивом, взят из сопроводительных материалов к выставке - ©
Псковский музей-заповедник.