Сегодня хочу рассказать о выставке замечательного псковского художника-графика Валентина Михайловича Васильева (1940-1986) "Магический резец", которая проходила в феврале-начале марта в Выставочном зале Союза художников. Эта выставка - большое событие в культурной жизни Пскова, т.к. сегодня работы одного из известнейших псковских художников выставляются крайне редко. А жаль, ведь сила таланта Валентина Васильева такова, что увидев однажды его гравюры, уже не забудешь их никогда, его ни с кем другим не перепутаешь. У него свой художественный почерк, свое восприятие окружающего мира: тонкое, глубокое и очень лиричное, которое мастер передает нам через свои графические работы...
Я очень рада, что эта выставка все-таки состоялась в Пскове. Прежде всего потому, что я хоть и была знакома со многими работами Валентина Васильева, но здесь я поняла, что далеко-далеко не со всеми. Да и те, которые я раньше уже видела в альбомах, репродукциях или в газетных публикациях, я отрывала для себя как бы заново. И я практически ничего не знала о жизненном пути В.М.Васильева, кроме, пожалуй, таких известных фактов, что он в свое время стал самым молодым из принятых в члены Союза художников СССР, а так же, что он был создателем псковской Детской художественой школы. И это всё. Поэтому я позволю себе вставить в свою публикацию текст, посвященный жизни и творчеству В.М.Васильева, который был составлен организаторами выставки (он будет выделен курсивом).
Афиша выставки, открытие которой было приурочено к 80-летию Валентина Васильева.
".... самая большая радость человека, наверное, заключается в том деле, которому он отдает свою душу....
И пусть под твоим живым резцом снова зацветет красота мира."
М.Дудин. (из письма к В.М.Васильеву, 1970-е гг.)
Родился Валентин Михайлович Васильев 9 февраля 1940 года в Пскове, в семье служащих. Совсем маленьким в годы Великой Отечественной войны, он лишился матери, погибшей под бомбежкой, и оказался в концентрационном лагере под Псковом. Избежать участи быть отправленным вместе с другими узниками еще дальше от дома помог случай: поезд по дороге в Саласпился разбомбили. Четырехлетнему мальчику с бабушкой, сестрой и тетей удалось скрыться и вернуться в Псков.
Рисовать Валентин начал с детских лет. В 1958 году он стал студентом ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, но по окончании второго курса был призван в армию. В 1959 году поступил в заочный народный университет им. Н.К.Крупской, в котором занимался до 1962 года. После демобилизации учился в Ташкентском художественном училище им. П.П.Бенькова и на художественно-графическом факультете Костромского педагогического института им.Н.А.Некрасова. Вся последующая жизнь Валентина Михайловича была неотделима от родного города. Первой страницей его профессиональной деятельности была работа художником на Псковской студии телевидения.
После работы на телевидении Валентину Михайловичу предложили вести студию-кружок в Доме детского творчества. Занятия пользовались успехом - приходили заниматься взрослые и дети разного возраста. Вскоре стало мало места, помещение не вмещало всех желающих.
Тем временем общественность в городе прилагала усилия к организации в Пскове художественной школы. Заняться конкретным осудествлением этой идеи было предложено Васильеву. Сначала были "выделены" два класса при школе №2, затем для художественной школы предоставили деревянный дом за зданием ОВД. Организационная и педагогическая нагрузки, которые в течении десяти лет директорства легли на плечи В.М.Васильева, не помешали его собственному интенсивному художественному росту. Рано определившись как сложившийся художник-график, успешно работавший в техниках линогравюры и гравюры на пластике, он с 1965 года участвует в городских, зональных и республиканских выставках и в 26 лет становиться членом Союза художников СССР - самым молодым по Союзу на тот момент. За участие в конкурсе "Наш вернисаж" В.Васильев шесть раз награждался призами "Недели". Его заслуги в области графики были отмечены медалями. Работы Васильева храняться в собрании Псковского музея-заповедника. Издано несколько альбомов, иллюстрированных его гравюрами. Последние семь лет жизни художник тяжело болел - испытания военных и послевоенных лет не прошли бесследно....
Творчество В.М.Васильева строгое и классическое, в высоком и непоколебимом во времени понятии - консервативно. Художнику никогда не были нужны ни авангардистская революционность в технике и выборе тем, ни громкие декларации на злобу дня, ни ориентация на эпатаж и скандальную популярность.
Образные средства в работах художника строги и лаконичны. Линия, рожденная движением штихеля и спроецированная на белое поле листа, выполняет изобразительную и выразительную роль, передавая как конкретные устойчивые предметы пейзажа, так и преходящее, переменчивое, связанное с состоянием природы. Варьируя композицию, используя пластические возможности разработки пространства штрихом, Валентин Васильев стремился создать неповторимую мелодию каждого листа.
Афиша выставки эстампов Валентина Васильева 1968 года
Избрав для своего искусства резцовую гравюру, предполагающую авторское тиражирование, он, как никто другой из его предшественников, воздал славу архитектурным шедеврам псковской земли. Особое место в творчестве Валентина Васильева, занимает серия пушкиногорских пейзажей. Подчеркнуто камерный характер этих работ влечет за собой небольшой формат и особые средства выразительности. В лучших работах этой серии художник передал богатство состояния русской природы и извечную свежесть ощущений, даримых человеку сменой времен года. В природе он замечал то грозную силу и размах ("Тригорское. Старый дуб"), то нежную прелесть ("Михайловское. Дом-музей А.С.Пушкина"), то уют и отдохновение ("Домик няни"). Немногословные, эмоционально-сдержанные - то суровые, то проникновенные и поэтически изящные - гравюры пушкиногорской серии связаны с обликом и характером самой псковской земли. Обращенные к широкому зрителю, они помогают познать эту землю и постигнуть ее притягательную силу.
Как и все настоящие художники, он был романтиком и трагиком одновременно. За годы тотальной технической революции гравюры Валентина Васильева не утратили свежей ауры современности - того совершенно особенного чувства подлинности, которое передается человеку только от истинных произведений искусства.
Использованы фрагменты статей Н.Шабловской, Л.Шлосберга, В.Галицкого.
Дипломы В.М.Васильева за участие в различных выставках
А теперь перейду к самим работам... Конечно, я сфотографировала далеко не все гравюры, которые были представлены на выставке. И, к великому сожалению, никак не получилось уйти от бликов, но тем не менее.... Многие из работ подписаны самим автором и в соответсвии с этими подписями были сделаны этикетки с названиями картин. Эти названия я выделяю жирным шрифтом.
Совершенно замечательная гравюра "Славен древний Псков"
"Псковский Кремль"
"Псков. Гремячая башня"
Еще одно изображение
Гремячей башни, но теперь уже образное, которое относит нас
к одной из легенд, связанных с самой таинственной башней Пскова.
"Всполошный колокол"
"Завеличье строится" (поясню: Завеличье - это район Пскова за рекой Великой.)
"Старый Изборск"
Еще "Изборск"
"Малы" (поясню - д.Малы находится в Печорском районе, недалеко от Изборска. Когда-то там располагался мальской монастырь, от которого до нас дошли колокольня и храм Рождества Христова)
Это тоже "Малы"
Пейзажи
"Март"
"Луга отзвеневшего лета"
"Хлеб"
"Поля Нечерноземья"
"Осень"
"В озерном краю"
К пушкинским местам Псковской земли у Валентина Васильева было особое отношение. Это отдельная тема в его творчестве..
"Михайловское"
"Пруд в Михайловском"
"Озеро Маленец"
"Пора - перо покоя просит"
Работа без подписи, но похоже на Домик няни в Михайловском
"Святогорский монастырь"
"Пушкиногорье"
Еще здесь можно было увидеть печатные формы (линолеум для линогравюры)
Валентин Васильев оформил много программ для различных мероприятий, в том числе Пушкинского праздника поэзии в Михайловском
Такая программка - сама как произведение искусства
Работы Валентина Васильева часто публиковались в различных периодических изданиях, причем не только псковских, но и всесоюзных. Здесь на витрине представлены письма из некоторых редакций, которые лично мне очень интересно было читать...
Вот, например письмо из газеты "Советская Россия: "Уважаемый, Валентин Михайлович! Что-то давно Вы нас не баловали своими работами. А нет ли у Вас чего-то зимнего, весеннего, лирического что ли... Ждем. С дружеским приветом. Зав. отделом иллюстраций В.Шин"
Или из редакции журнала "В мире книг": "Уважаемый тов. Васильев! Редакция журнала "В мире книг" заинтересовалась Вашими работами, опубликованными в газете "Советская Россия". напишите, что бы вы могли предложить из своих работ на тему "Литературные места нашей Родины". Если есть готовые работы, то просим выслать их в редакцию по адресу....."
Очень интересное, практически личное письмо из редакции журнала "Наука и религия": "Здравствуйте, Валентин Михайлович! Высылаю Вам номер журнала, где в фоторазвороте по пушкинским горам опубликована и ваша гравюра. Гонорар выслала бухгалтерия - почтой... Вы меня не знаете, но, вероятно, помните мою маму - Катю (Екатерину Алексеевну Черняеву из Риги). Я - ее дочь. Так случилось, что в мои отроческие годы пришли к нам в дом Ваши работы и через них - Пушкинские горы. С той поры Пушкиногорье во мне навсегда связано с Вами. Так и появилась ваша гравюра в нашем журнале. Спасибо Вам за это. / Мл. редактор М.Пискунова"
А это письмо из Центра подготовки летчиков-космонавтов СССР: "Уважаемый Валентин Михайлович! Летчики-космонавты СССР выражают благодарность за предоставленную возможность ознакомиться с графическими работами, посвященному великому русскому поэту А.С.ПУШКИНУ, которые экспонировались в Доме культуры Звездного городка к 180-летию со дня рождения поэта. Желаем вам доброго здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов. / Начальник политического отдела Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина генерал-майор авиации П.Климчук)"
Ну и еще немного работ В.М.Васильева
"Сгоревшая печь"
"Живая вода"
"Набат"
"Кижи"
"В небе Карелии"
Вот такая интереснейшая выставка художника-графика Валентина Васильева проходила в Пскове. В одной из следующих публикаций я продолжу знакомить вас с творчеством этого замечательного Мастера.