Ну вот, наконец-то дошла очередь до рассказа о путешествии в Печорский район Псковской области, которое состоялось еще в ноябре прошлого года. Программа этой поездки была очень насыщенной. Мы побывали в деревне Сигово, которая по праву считается самой музеефицированной деревней Псковской области, ведь здесь находятся два музея, посвященных народности сето (один частный, другой - государственный) и располагается новая интересная достопримечательность - усадьба - литейный двор "Дивные звоны". Мы посетили все три этих объекта и о каждом из них я, конечно, расскажу в ближайших публикациях. Ну а поскольку сначала мы отправились в Музей-усадьбу народности сето, то с него я и начну свой рассказ...
Но прежде всего несколько слов о том, кто такие сету (сето). Сето - это малый народ, относящийся к финно-угорской этнической группе. Сето издревле поселились на этой территории, в приграничных районах русской и эстонской земель. Места своего проживания они называют Сетомаа, то есть - "земля сето". Несмотря на то, что в настоящее время это малочисленный народ - всего сейчас сету в мире насчитывается порядка 10 тысяч человек (из них в России проживают около 200 чел), но они сумели сохранить свою уникальную материальную и духовную культуру.
До XVI века сету были язычниками, но после основания Псково-Печорского монастыря, постепенно приняли православие, не отказавшись при этом от языческих обрядов. Поэтому их еще называют "полуверцами".
Народное творчество сето богато песнями, сказками, загадками и пословицами. Крупнейшим эпосом сето является эпос "Пеко", где повествуется о жизни и приключениях народного героя Пеко, который стал богом плодородия, помогал Иисусу Христу и похоронен в Псково-Печерском монастыре. Сету сохраняют свой язык, но у них нет письменности, так что сетосский фольклор сохраняется в устных преданиях, а записан он на русском и эстонском языках.
Музей-усадьба народа сето, куда мы отправились сначала, является частью Изборского музея-заповедника. Музей размещается в подлинной усадьбе конца XIX - начале XX века, принадлежавшей семье Кюлаотс, которую Изборский музей приобрел 1999 году.
Нас встретили женщины сето в национальных костюмах, которые познакомили нас с историей народа, их традициями и особенностями жизненного уклада.
Сето - земледельческий народ. Его культуре всегда был присущ патриархальный уклад. Они выращивали зерновые культуры, лен, разводили скот. Немалое значение в домашнем производстве имели обработка льна, прядение, ткачество.
Мы заглянули в амбар 1899 года постройки, который представляет собой каменное помещение с толстыми стенами и узкими окнами, которое всегда запиралось на ключ. Раньше в амбарах хранили продукты питания, зерно. Сейчас здесь можно увидеть тот инвентарь и инструменты, многими из которых сето пользуются до сих пор.
В больших дубовых бочках солили свинину, огурцы, капусту. Сето держали молочный скот, поэтому здесь много разных маслобоек. В ступах, выдолбленных из дерева, дробили цельное зерно. В амбаре хранили и леккрственные травы - полынь, зверобой, тысячелистник.
Это деревянная фигура - сетосский бог плодородия Пеко. Его фигурку хранили в темном месте и лишь во время сева выносили на поля, чтобы освятить землю.
В соседнем сарае экспозиция, если можно так выразится, посвящена льну, а если точнее его обработке и здесь можно увидеть совершенно уникальный экспонат.
Это конная льномялка конца 19 - начала 20 века. Такой "агрегат" мог принадлежать только зажиточным крестьянам. Она каким-то чудом сохранилась до наших дней. Это разборная льномялка, которая собиралась только на период уборки льна (сентябрь-октябрь), а потом, по окончании работ разбиралась, что бы освободить место для других инструментов и инвентаря.
А потом мы заглянули в дом сето.
В сенях расположена касса музея и сувенирный ларек
где среди книжек, буклетов и магнитиков можно купить, например, варежки ручной работы из чистой шерсти с сетусским узором.
В самом доме нескольк комнат. Сначала попадаем в кухню, где центральное место занимает плита с котлом для горячей воды. За ней расположен хозяйственный угол, где находятся квашня, маслобойки и лопаты для выемки хлеба.
Потом переходим в гостиную - главную комнату в доме. Здесь находится экспозиция, посвященная женским рукоделиям сето и отдельное место отведено национальным костюмам сето.
Очень интересно, что национальная одежда сето сохранилась до наших дней. Лучше всего традиции народной культуры сохранились в женской одежде. Когда во второй половине 19 века в Сетомаа стала распространяться фабричная одежда, то в моду она вошла среди мужчин, а женщины Сетомаа не желали менять свои традиционные одежды на «городские». В настоящее время традиционная одежда сето из повседневной превратилась в праздничную.
Женские праздничные костюмы не могли обойтись без большого количества металлических украшений. Среди серебряных цепочек и монист выделялся сыльг (или суур сыльг - большая фибула) - массивный металлический круг с изображением яйца мира и солнца в центре. При движении украшения начинали бренчать, извещая о проходе по улице женщины задолго до ее появления. Считалось, что звон серебра отпугивает нечистую силу. У замужних женщин сето вес украшений доходил до 5 - 6 кг.
Фрагмент женского головного убора (лен, шерсть, браное ткачество)
Здесь же можно увидеть ткацкий станок
Женщины использовали очень сложную технику создания изысканных текстильных изделий, которую осваивали с детских лет.
Иконы сету всегда украшены особым видом тканых полотенец
И еще одна комната - это спальня
В сундуке, как и раньше храняться предметы такчества - заготовки для головных полотенец и для рукавов рубашек, полотенца, пояса, а так же вязаные изделия.
Ну а после осмотра экспозиции гостиприимные хозяйки напоили нас травяным чаем и угостили пирогами. Что было очень даже кстати... :-))
А потом мы еще немного побродили по усадьбе...
На территории музея-усадьбы находится еще небольшая площадка со сценой и зрительным залом. Здесь раз в год в конце августа проходит праздник народа сету - традиционный фестиваль "Сетумаа. Семейные встречи", куда съезжаются предствители сету из разных городов и стран. Главным мероприятием этого фестиваля являются выборы короля сету.
Ну и еще немного фотографий усадьбы, как здесь все выглядело в ноябре 2018 года
Баня, которая топится по-черному.
Местные сетосские котики. Куда же без них! :-))
Ну а мы покинули гостеприимную усадьбу сето и отправились во второй "сетосский" музей, расположенный в деревне Сигово - в частный музей Татьяны Николаевны Огаревой. И об этом будет рассказ в следующей части...
Все мои фоторепоражи из предыдцщих поездок по Псковской области можно увидеть
здесь.
Страничка фоторепортажей из поездок по Печорскому району -
здесь.