Псков. Выставка копий фресок Мелётовской церкви Успения Пресвятой Богородицы

Jan 22, 2017 23:21


На псковской земле до наших дней дошли три выдающихся памятника фресковой живописи - это фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря 12 века, фрески собора Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре 14 века и фрески Успенского храма в Мелётово 15 века.

В конце прошлого года стало известно, что Мелётовский храм Успения Богородицы с его уникальными фресками находится в катастрофическом состоянии. По оценкам специалистов, если не предпринять срочных мер, то через пять лет мы можем потерять выдающийся памятник Псковской школы архитектуры и монументальной живописи 15 века. Эта новость вызвала очень большой общественный резонанс и в сети были опубликованы две петиции с требованием спасти храм Успения в Мелетово.




Не знаю, петиции ли помогли, или кто-то очень грамотно составил документ в Министерство культуры с обоснованием необходимости в кратчайшие сроки начать на Успенском храме восстановительные работы (до этого Минкульт не раз отказывал в финансировании), но вчера стало известно, что на Успенский храм выделены 8 млн.рублей, которые пойдут на противоаварийные и проектные работы. Об этом сообщила искусствовед Тамара Васильевна Шулакова, которая проводила экскурсию по выставке, посвященной фрескам Мелётова.

Выставка "Живопись Мелетова в созвездии памятников древнерусской фрески" открылась 18 января в Выставочном зале регионального отделения Союза художников.  Она проводится в поддержку восстановления уникальнейших фресок и самого храма.








Успенский храм в Мелетово - выдающийся памятник Псковской школы архитектуры и монументальной живописи 15 века. Я сама туда еще не доехала (храм находится в Карамышевской волости Псковского района), но очень рекомендую интересующимся пост о храме и фресках, опубликованный в сообществе Псковская земля. А сюда ставлю фото храма, взятую на сайте Соборы.ру.




Вчера, 21 января, экскурсию по выставке проводила искусствовед, большой знаток псковской художественной старины Тамара Васильевна Шулакова. Было очень много людей.




Тамара Васильевна замечательный рассказчик, слушать ее - одно удовольствие. Она рассказывает и о фресках, и о древнем Пскове вообще, с очень большой любовью и вдохновением.







Я, конечно, не смогу здесь повторить ее рассказ, скажу лишь вкратце, что уникальность фресок Мелетова состоит в том, что это чисто псковский памятник фресковой живописи. Если Мирожские фрески - это первый урок византийских мастеров псковичам, Снетогорские фрески - это первые шаги уже собственно псковских мастеров монументальной живописи, ну а фрески Успенского храма в Мелетово - это уже зрелая работа псковских мастеров, порой довольно смелая, с включением в росписи и неожиданных сюжетов из литературных источников, и с неканоническим изображением канонических сюжетов. Там в росписях использовано множество сюжетов литературных произведений, известных в то время, но уже хорошо забытыех сегодня (в 2015 году фрескам исполнилось 550 лет). К тому же Мелетовские росписи содержат ряд уникальных иконографических сюжетов, отражающих культурно-исторические особенности жизни Псковских земли того времени. Росписи Мелетовского храма изучаются более ста лет, но многие сюжеты еще не прочтены и не поняты.
Памятник этот актуален и техникой, в которой созданы сюжеты картин.  Существует предположение, что здесь над росписями работало порядка десяти разных мастеров со своими бригадами. Специалисты считают, что росписи выполняли как мастера фресковой живописи, так  и художники, которые работали в технике книжной миниатюры и даже иконописцы.

Еще один интересный момент, что фрески написаны исключительно местными красками - черлень, охра, голубая глина, которые добывались здесь же и были довольно дешевы. Но при всей их простоте, мастера вытаскивали из них огромное количество оттенков. Поэтому цветовая гамма росписей храма, хоть и сдержанная, но разнообразная.

По художественной ценности фрески Мелетова стоят на одном уровне с Сикстинской капеллой Микеланджело.




Копированием фресок Мелетова на протяжении многих лет руководил профессор живописи, руководитель мастерской церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств Александр Крылов. Большинство представленных здесь копий выполнены им.




Крылов А.К. (1981). Копия фрески "Святой Николай"



Крылов А.К. (1981). Копия фрески "Святая Галла Милостивая и Апостол Петр"



Гусев Н.В. Копия фрески "Уверение Фомы"












Крылов А.К. (1982). Копия фрески "Святой Фиофилакт"



Крылов А.К. (1983). Копия фрески "Святой Афанасий - архиепископ Алесандровский"






Крылов А.К. (1983). Копия фрески "Святой Никифор - патриарх Константинопольский"



Крылов А.К. (1983). Копия фрески "Ангел летящий". Эта фреска производит очень сильное впечатление. Абсолютно четкое ощущение движения.






Федотов С.Н. Копия фрески "Неизвестный святой" (или "Неизвестная святая")



Крылов А.К. (1980). Копия фрески "Аид Скоморох".
Про это сюжет Т.В.Шулакова рассказала следующее: исследователи очень долго не могли понять, что именно здесь изображено, пока Д.С.Лихачев не высказал предположение, что это фресковая композиция изображает притчу о скоморохе, который ругал и хулил Богородицу. Богородица являлась к нему несколько раз и просила не делать этого больше. Но он ее не слушал. Тогда Богородица наказала его - он лишился рук и ног. Он понял, что пострадал от собственных кощунств и раскаялся.




Эта фреска широко известна как древнейшее и единственное (до 17 века) изображение скомороха в церковной живописи, сделанной русскими мастерами.










Вот такая выставка проходит сейчас в Пскове. Ее уже продлили до 8 февраля.

Кстати говоря, наряду с копиями фресок Мелетова, здесь же можно увидеть фотокопии фресок Довмонтова города, но о нах я расскажу в последующих публикациях, потому как это еще одна интересная тема...

Добвлю еще, что экспозиция организована Союзом художников, центром им. Волошина при поддержке Госкомитета по культуре Псковской области и Псковским музеем-заповедником.

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковские фрески, Псковская земля, Мелетово

Previous post Next post
Up