Псков. Выставка "Путешествие чемоданных домиков". Часть 1

Mar 18, 2015 22:20

Недавно посетила выставку под названием "Путешествие чемоданных домиков", которая приехала к нам из Латвии и на некоторое время обосновалась в Картинной галерее Псковского музея-заповедника. Здесь представлены винтажные игрушки из коллекции рижского Музея искусства кукол.




Музей искусства кукол, открытый в Риге в 2008 году, в 2012 году потерял свои помещения.  Тогда руководитель музея - художник и коллекционер Инара Лиепа решила не искать новые площади, а временно продолжить свою работу в форме передвижных выставок.  С тех пор музей путешествует по миру, а чемоданы на это время превратились в "кукольные домики".

Выставка очень трогательная, конечно. Я ее всю сфотографировала и для удобства разобиваю на две части.



Но сначала еще несколько слов о музее: Частная коллекция музея искусства кукол, принадлежащая художнице Инаре Лиепе и ее семье, собиралась на протяжении более чем 20 лет и включает в себя куклы, игрушки,одежду, предметы быта разных времен - с 1820 года до наших дней. Это наследие детства жителей Латвии, которое отражает культуру, стиль и бытовые традиции соответствующего периода. В коллекции есть экспонаты из Латвии, Германии, Франции, США, России и многих других стран. Несмотря на то, что музей потерял свои помещения, коллекция продолжает пополняться новыми экспонатами, в том числе и подарками от жителей Латвии и других стран. Более подробную информацию о музее можно узнать на его сайте: http://dollart.lv/ru, а я перейду непосредственно к самой выставке, которая оформлена просто замечательно, с очень большой любовью..




Создательница экспозиции Инара Лиепа привезла в Псков 21 куб-постамент, в котором и создавались композиции из старинных игрушек. Помимо кукол в ней есть предметы быта, книги, открытки и другие антикварные вещи. Здесь каждый чемоданчик рассказывает свою историю. И, конечно, все сопровождается подробными этикетками, текст которых я буду использовать в своем посте, выделяя курсивом.



Эмблема Музея кукольного искусства

Открывает экспозицию стеллаж с куклами в национальных латвийских костюмах.



Куклы в латышских национальных костюмах, с 1936-2010 гг.
Часто кукол переодевали из их оригинальной одежды в национальные костюмы, которые специально создавались для кукол. В середине - тряпичная будуарная французская кукла, переодетая в национальный латышский костюм.
Слева - кукла 1930-ых гг., Германия, тоже переодета в национальный костюм. Кукла справа сделана в 1920-ых гг. в лагере беженцев в Германии.
Знаменитые латышские куклы Байба (середина 1960-ых - 1970-ых гг) создавались в Риге на фабрике "Straume". Они стоили 11 рублей. Это был очень популярный подарок из Латвии в 1960-ых гг., помимо рижского бальзама, радиоприемников "ВЭФ" и шпрот.




Коллекция старинных фарфоровых кукол «Встреча в саду...». Примерно 1910-ые гг.



Удивительная антикварная фарфоровая кукла фабрики Армана Марселя (большая кукла). Создатель этой кукольной империи, захватившей весь мир от Европы до Америки, родился 120 лет назад в Петербурге, но после длительного путешествия по Франции, Швейцарии и Германии решил остановиться в тюрингском городе Кобурге. В 1884 году, будучи 28-летним молодым человеком, под впечатлением знакомства с кукольной промышленностью в соседнем Зоннеберге, Арман купил там игрушечную фабрику Ламберта. Так начался путь кукол Армана Марселя, которые полюбились во всем мире - и коллекционерами, и детьми, которым куклы покупались для игры.

Арман Марсель (Armand Marseille) был, наверное, самым крупным и плодовитым фабрикантом в сфере кукольного производства: его компанией выпущено несколько миллионов голов из бисквитного (неглазированного) фарфора разного качества. Более 40 лет эта продукция продавалась во всем мире, причем в разных ценовых категориях, рассчитанных на разный круг покупателей. Неслучайно кукол компании Армана Марселя довольно часто можно встретить сегодня в разных музеях и коллекциях.

Арман Марсель всегда очень дорожил отношениями с Россией: в его доме висели русские иконы, а во время светских приемов он даже поднимал у себя на крыше Российский флаг как знак кровной связи с этой страной. Поэтому он активно заключал договоры с русскими торговцами и много своей продукции отправлял на экспорт в Санкт-Петербург Несколько его кукол оказались даже в коллекции детей последнего русского императора Николая II, которая сейчас хранится в Загорском музее игрушек.

Вторая кукла - 1920-ые гг., Германия. Старинные 3-D-открытки (т.е. трёхмерные, пространственные) - 1820-ые годы.







"Воспоминания о прошлом...". 1870 - 1920-ые годы.



Антикварная французская кукла Bebe Bru (в коляске) - конец 1870-х годов - является самым старинным экспонатом в коллекции. Она удивительна тем, что ее туловище сделано из кожи, голова - из бисквитного фарфора, глаза стеклянные, а волосы - натуральные.

Всемирно известная французская фирма по производству кукол Леона Казимира Брю, существовавшая в 1860-1880-е годы, была одной из самых востребованных и популярных. В начале на ней изготовляли куклы-леди. Эти куклы периода Второй Империи были отражением модных и бластящих дам того времени, вопрощали собой всю парижскую элегантность и шик, которые делали Париж самым заманчивым городом всего мира. Их называли "парижанками" и в течении десятилетий они являлись образцами хорошего вкуса в одежде. Их лица были созданы лучшими художниками, а тела повторяли грациозные женские формы.







"Уголок будуарных кукол. 1920-е гг."



Будуарные куклы стали популярны у модных дам в 1910-х годах и выпускались до начала Второй Мировой войны. Куклы предназначались для дамских будуаров, как декоративный элемент интерьера. Они были тряпичными, их лица были красиво расписаны на прессованной форме, обтянутой материей. Иногда этих кукол брали даже с собой на бал, что бы привлечь таки образом внимание к себе кавалеров...

Куклам шили красивые наряды, надевали на них изумительные туфельки. Очень часто в одежде кукол, в стиле предметов быта отражалась мода того времени. Куклы с длинными ресницами делались во Франции и одевались известными модельерами. В США их называли "заплатки" или "подростки".

Композитных подростков в 1920 году выпускали с модной короткой стрижкой, с сигаретой во рту, обутых в башмачки на высоких каблуках и одетых в брючный костюм дерзкого мужского покроя. В Англии будуарные куклы производились фирмами "Дине рег Бук" (серия "Высшее общество", например, герцогиня в одежде из шкуры леопарда и с лорнетом), "Чад Велли" - карнавальные куклы, одетые в яркие наряды карнавального вида и все они имели на щеках черные завитки, как у Пьеро.

Делали их и такие известные фирмы как "ЛЕНЧИ" в Италии и "Штайфф" в Германии.







«Игра в домино»



Часто было принято девочкам дарить куклы, а мальчишкам - медведей, но играм радовались и играли все дети во все времена. Дизайн рисунка цирка - одной из любимих игр не толко детей, но и взрослых - часто менялся, но игра сохранилась до наших дней и являетса любимой игрой во многих семьях во многих странах мира. То же самое можно сказать об игре домино. В наши дни детали игры делаются из пластмассы, а в старину использовали кость.

Когда наши прабабушки учились писать, то они это делали мелом на специальной доске, поскольку тетрадей и ручек в то время еще не было. Такая доска сохранилась до наших дней и имеется в коллекции Музея искуства кукол.

Мартышка - уникальная игрушка фирмы Маргарет Штаиф 1910-ые гг., Германия.
Куклы - 1930-ые гг., Германия.
Настольная игра «Цирк» - 1930-ые гг.
Домино - примерно 1930-е гг., кость.
Школьная доска - 1930-ые гг.










"Приходи - поиграем!"



Куклы и паровозик - 1950-ые гг., Германия.
Кукла-девочка - первая четверть 20-го века., фабрика Kammer&Reinhardt, Германия.
Скакалка периода Первой мировой войны.
Счеты и гармошка - 1960-ые гг., СССР.
Слоник - 1930-ые гг., частная мастерская в Риге.
Барабан - примерно 1930-ые гг.










"Кукольный магазин"



Куклы 1960-х гг., Германия
Куколки из ваты - елочные игрушки советского периода













"Приглашение на чай". Игрушки 1930 - 1950-ых гг.



Тряпичные куклы создавались в маленьких частных мастерских Риги. На данных куклах сохранилась оригинальная одежда.
В этой экспозиции также представлена разная кукольная посуда и предметы кухни.
Как часто "куклы ходили друг к другу в гости" и устраивали пир...
Часто справлялся День рождения куклы, устраивались чаепития и пекли песочные торты и печенья...
На праздник приглашали не только кукол, но и их друзей медвежат, собачек, и котят, которые были не менее любимыми игрушками.
На фоне также экпонируются старинные спичечные коробки из обширной колекции Музея искусства кукол.
Очень любимая игра детей в ту пору были секретики, когда в земле делалась ямочка и туда клали цветочки, бабочки, фантики и другие "ценности", которые накрывали кусочком стекла о посыпали сверху песком.










Коллекция глиняных свистулек. 1930 - 1950-ые гг., Латвия.



Свистулька латышский народный старинный музыкальный инструмент.

Могут изготовляться из глины, дерева и других природных материалов. Получили распространение во многих странах мира, с языческих времен они использовались как магические инструменты для вызывания дождя и ветра и летнюю жару и для огпугивания нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек.

Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило оригинальных для каждой местности. Готовые игрушки сушат, обжигают а затем раскрашивают.

Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.

В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек но ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жалейки.

Механические куклы - мальник и девочка в латышских национальных костюмах, фабрика "Straume ", I960 г. Рига.

Деревянная лошадка - самодельная игрушка 1930 г., Латвия.










Куклы 1930 - 1960-ых гг.



Кукла в оригинальном розовом платье сделана в Германии в 1930 году.

Имя куклы - Zubite - в честь имени девочки, которой куклу подарили на день рождения в 3 года. Благодаря тому, что к кукле относились очень бережно и с ней играть позволялось только по особым праздникам, она сохранилась в хорошем состоянии и радует глаза посетителей выставки.

Кукла напротив - возможно сделана в Германии в 1950-ые годы. Одета в детское платье. Очень часто кукол наряжали в платья самих владельцев кукол.

Механическая заводная игрушка "попугай" - 1960 год. СССР.













Это только половина выставки. Продолжение следует...

Псков, Фоторепортаж, Выставки, Куклы и игрушки

Previous post Next post
Up