Вчера довелось-таки побывать в военном музее под открытым небом "Линия Сталина" в деревне Холматка Островского района Псковской области, на территории которого проходила реконструкция одного из боев по прорыву оборонительных укреплений немецко-фашистских захватчиков летом 1944 года. Так что впереди два поста по итогам этой поездки. Сейчас я расскажу (и покажу), что из себя представляет музейный комплекс "Линия Сталина", а в следующей записи будет фоторепортаж о реконструкции боя.
Начну я с небольшого вступления о том, что вообще такое "Линия Сталина". Как сообщает нам Википедия,
"Линия Сталина" - это система узловых оборонительных сооружений на «старой» (то есть до 1939 года) границе СССР, состоявшая из укрепрайонов от Карельского перешейка до берегов Чёрного моря. Вначале их было 13, а затем появились ещё 8 укреплённых районов вдоль западных рубежей Советского Союза.... Все укреплённые районы возводились по единым типовым проектам, их организационная структура определялась в соответствии с едиными требованиями по единой методике...
Интересно, что в Советском Союзе эти укрепрайоны официально никогда не называли «Линией Сталина». Так их именовала только немецкая пропаганда и западная пресса. Это название впервые возникло в декабре 1936 года, в статье русскоязычной газеты «Сегодня», издававшейся в Латвии. Затем эта статья была перепечатана в британской газете «Дейли Экспресс», и термин «линия Сталина» получил распространение....
....Строительство первых тринадцати укрепрайонов (УР) началось в 1928 году: Карельский, Кингисеппский, Псковский, Полоцкий, Минский, Мозырский, Коростенский, Киевский, Новоград-Волынский, Летичевский, Могилёв-Подольский, Рыбницкий, Тираспольский укрепрайоны.
Эти укрепрайоны были протяжённостью от 50 до 150 км по фронту, включали передовые позиции и препятствия глубиной до 12 км и основные позиции глубиной около 4 км. По возможности, фланги УРов прикрывались естественными препятствиями, и каждый УР должен был прикрывать важный маршрут.
В 1938 году началось строительство ещё восьми новых УРов, между уже существовавшими: Островский, Себежский, Слуцкий, Шепетовский, Изяславский, Старо-Константиновский, Остропольский, Каменец-Подольский укрепрайоны.
После присоединения к СССР в 1939 - 1940 годах Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских республик и Бессарабии - «Линия Сталина» была законсервирована, и примерно на 300 километров западнее стала возводиться новая Линия Молотова.
Несмотря на снятие с постоянного боевого дежурства, «Линия Сталина» сыграла некоторую роль в начале Великой Отечественной войны. Некоторые из УРов были заняты в начале июля 1941 года приписанными к ним пулемётными батальонами, а также некоторыми из отступавших частей Красной Армии, и оказывали сопротивление противнику от нескольких дней до двух недель. Карельский УР с лета 1941 до июня 1944 года служил основой обороны Ленинграда с севера. Киевский УР с начала июля по 19 сентября 1941 года служил основой обороны Киева.
Так что Островский укрепрайон, на территории которого мы вчера побывали - это лишь небольшой участок существовавшей некогда военно-оборонительной системы государственного масштаба. И здесь, в деревне Холматка Островского района уже несколько лет действует военный музей под открытым небом "Линия Сталина", где можно увидеть сохранившиеся сооружения укрепрайона и боевую технику времен Великой Отечественной войны.
Заградительные линии...
Одноместный ДОТ (долговременая огневая точка)
Траншеи
Ружейный окопный щиток
Пулеметная точка
Выставка автотехники
Автомобиль ЗИС-5. Выпускался Московским автозаводом им.И.В.Сталина в 1933-1941 годах
Я не увидела таблички к этим двум экспонатам, но судя по внешнему виду, это какой-то очень мощный пулемет
А это как-будто что-то противотанковое Если я ошибаюсь, то поправьте меня, пожалуйста. (UPD. Я, конечно, ошибалась. И меня поправили
знающие люди. Оказалось, что и на этой, и на предыдущей фотографии - пулеметы Максим. А все подробности в
этом комментарии)
Есть здесь и более тяжелая техника
Трактор-тягач "Сталинец"
Танк Т-34 (выпуск 1942 года)
Остов самоходки
Самолетные винты
Небольшая выставка репродукций советских плакатов времен Великой Отечественной войны.
Авиационные бомбы, различные снаряды
Территория музейного комплекса очень большая
Пулеметный ДОТ. (Я специально сфотографировала его вместе со схемой, потому что снаружи, да и внутри пока тоже, не видно, что это очень сложное многоэтажное сооружение)
Надо сказать, что внутри темно и страшно. Но я не исключаю, что этот ДОТ когда-нибудь будет отреставрирован...
Помпа для откачки воды воды из ДОТа
В поле стоят артиллерийские орудия
Пограничный столб. Он весь в следах от пуль...
На территории комплекса организован мемориал в память о погибших за Родину в 1941 - 1945 годах.
Поисковые отряды до сих пор находят останки советских бойцов, погибших на этой земле. Их хоронят здесь с почестями.
Часовня
Это затопленный ДОТ
Вот примерно так сегодня выглядит военно-исторический комплекс "Линия Сталина" в Холматке. Но насколько я поняла, музей находится в процессе развития и пополнения новыми экспонатами. Так что не исключено, что лет через 5-6 он будет выглядеть несколько иначе. И если бы нашлись силы и средства для полной реконструкции одного из ДОТов, то это было бы вообще здорово.
Добавлю еще, что военно-исторический комплекс "Линия Сталина" в деревне Холматка Островского района Псковской области, является филиалом
"Военно-исторического музея Псковской области" в Острове, о котором я не так давно рассказывала.
Но это пока не все. В следующей записи будет
фоторепротаж о реконструкции одного из боев лета 1944 года.
UPD. Френд
p66g прислал ссылки на свой фоторепортаж о том, как выглядел комплекс "Линия Сталина" ровно пять лет назад, в день своего открытия. Это очень интересно, потому что можно сравнить как было тогда, и увидеть какая работа уже проделана...
http://p66g.livejournal.com/41994.htmlhttp://p66g.livejournal.com/42716.html