Хождение по мукам Лидии Чуковской

Jul 29, 2014 10:19

Оригинал взят у zhen_ka_ya в Хождение по мукам Лидии Чуковской
Оригинал взят у knigoljubka в Хождение по мукам Лидии Чуковской


Долгое время, читая о Лидии Корнеевне Чуковской, я воспринимала ее только как дочь известного и любимого у нас детского писателя Корнея Чуковского. Ведь естественно, что у большинства известных людей есть дети, которые часто упоминаются в рассказах об их родителях.

Но вот в 1988 году я прочитала ее повесть «Софья Петровна». Ее героиня, как и многие простые граждане нашей страны конца 30-х годов, жила, не придавая особого значения арестам знакомых. Считая, что это никогда не коснется ее, она любила свою работу в московском издательстве и радовалась успехам Коли, сына-студента. Но вдруг сына, уже молодого специалиста, об успехах которого написали в газете, арестовывают… Тотчас жизнь Софьи Петровны изменяется: ее увольняют с работы, от нее отворачиваются знакомые… Не выдержав сего незаслуженного испытания, женщина сходит с ума…

Надо сказать, что в годы перестройки появилось очень много произведения о том смутном времени. Повесть «Софья Петровна» отличалась тем, что была написана по следам тех печальных событий - перед войной.

Тогда Лидию Корнеевну саму коснулась эта беда - арестовали ее любимого мужа, физика-теоретика, Матвея Петровича Бронштейна. Его гибель многие современные ученые рассматривают, как тормоз в развитии квантовой гравитации в нашей стране на несколько десятилетий. А еще, с легкой руки С. Маршака, Матвей Бронштейн был автором нескольких научно-популярных книг для детей - «Солнечное вещество», «Строение вещества» и «Атомы, электроны и ядра». Между прочим, книгу «Солнечное вещество» в 11 лет с большим интересом прочитал будущий российский лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов. Она подлежала изъятию из фонда библиотеки, где работала мама будущего ученого. Книжка должна была уничтожена, как написанная «врагом народа». Но библиотекарь решила взять ее домой и дать сыну почитать… Кто знает, может, именно она помогла Алферову с выбором профессии…

В тот страшный год Лидия Чуковского окунулась в скрытую от большинства граждан сторону жизни в СССР. Передачи в тюрьму, встречи со следователями, письма в высокие инстанции подтолкнули ее к созданию нескольких произведений, первым из которых стала «Софья Петровна».

В конце 50-х годов Лидией Корнеевной была написана еще одна книга о предвоенных репрессиях - «Спуск под воду». Она автобиографична. Ее героиня, писательница Нина Сергеевна, в конце 40-х годов приезжает в подмосковный дом писателей, чтобы написать книгу-воспоминание о муже, расстрелянном 10 лет назад. Волей-неволей ей приходится общаться с другими отдыхающими, что, конечно, нарушает ее творческий настрой. Но в то же время эти разговоры открывают иные взгляды на то, что творилось в СССР до войны…

Упомянутые две художественные книги, несомненно, повлияли на начало работы над документальной повестью «Прочерк» в 1980. К сожалению, она так и не была завершена, а потому в печати появился лишь первый вариант произведения. Произошло это уже после смерти Лидии Корнеевны, в 2001 году.

«Прочерк» - до боли пронзительное произведение о превратностях судьбы не только самой писательницы, но и о бедах ее поколения. Лидия Корнеевна щедро открывает читателю дверь в свою молодость с того момента, когда она 17-летней девушкой поступает на Словесное Отделение Государственных Курсов при Институте Истории Искусств и одновременно на курсы стенографии. С этого момента начинается ее взрослая жизнь, которая будет регулярно преподносить ей не очень приятные сюрпризы. Первый из них она получила уже на втором курсе в виде ареста и ссылки в Саратов. Поводом послужила антисоветская листовка напечатанная подружкой на машинке Корнея Чуковского. Но то был лишь пробный шар - из трех положенных лет по приговору, она прожила в Саратове только 11 месяцев…

Потом было неудачный брак с историком литературы Ц. С. Вольпе, рождение дочери, развод, новый брак с М. П. Бронштейном. Казалось бы - вот оно, счастье. Но то была лишь чудесная искорка, мощный импульс которой перевернул всю дальнейшую жизнь Лидию Чуковской. Внезапный арест мобилизует все силы молодой женщины и тех, кто был рядом. Корней Чуковский, Самуил Маршак, под началом которого она работала в ленинградском отделении Детгиза включились в борьбу за освобождении Матвея Петровича. Не остались в стороне и коллеги молодого ученого - С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе постоянно подавали прошения о пересмотре дела в соответствующие инстанции. Все было бесполезно. Расстрел Бронштейна через полгода становится известным лишь в 1940 году, а еще через 17 лет его посмертно реабилитируют…



Лидия Корнеевна стала вдовой. Комок несправедливой боли навсегда поселился в ее душе, сделав ее неравнодушной к страданиям других. ХХ съезд КПСС в 1956 году принес светлую уверенность в опубликовании, наконец, «Софьи Петровны», в счастливую судьбу начатой повести «Спуск под воду», но… Оттепель оказалась кратковременной. Уже в начале 60-х годов издательство «Советский писатель» отказалось печатать «Софью Петровну», хотя за нее была уже выплачена часть гонорара… Разозленная Лидия Корнеевна подала в суд на издательство и отсудила у него весь гонорар, положенный ей за книгу.

Дальше - больше. В энциклопедии вдруг стали заменять причину смерти репрессированных с «расстрелян» на «трагически оборвалась жизнь». Ряд писателей (Солженицын, Даниэль, Синявский) были подвергнуты преследованиям властей. Лидия Чуковская, помня нелепый арест и расстрел мужа, смело вступалась за них. Естественно, это сказалось на ее собственной судьбе. Ее публикации становятся нежелательными.

Причем, часто это скатывается к полному абсурду, порой, просто чудовищному. В 1969 умирает ее отец, Корней Иванович Чуковский. Дочь демонстративно не включают в комиссию по наследству! Меж тем, она к этому времени уже 6 раз работала в таких печальных комиссиях, которые создавались после ухода из жизни А. Ахматовой, Н. Анциферова, Ф. Вигдоровой, Т. Габбе, Б. Житкова, М. Ильина!!! Этот поступок Лидия Корнеевна справедливо называет «экзекуцией на свежей могиле»… Ей отказывают в публикации книги «Памяти моего отца». С особым трепетом Чуковская готовит к печати последнюю статью своего отца с добрым названием «Признания старого сказочника», но… газета «Литературная Россия» не хочет упоминать ее, как человека, подготовившего посмертную публикацию… Представляете, что она, дочь К. Чуковского, чувствовала в душе, согласившись на постыдное условие редакции?!!

Но даже такое кощунство не остановило Чуковскую. Она продолжает поддерживать преследуемых властью, за что ее в январе 1974 года исключают из Союза писателей. Став свободной от сей организации, она пишет книгу «Процесс исключения», где описывает преследования людей за инакомыслие - к сожалению, травля писателей продолжается. Изгнаны из страны А. Солженицын, В. Войнович, И. Бродский…

Сердце Лидии Корнеевны трепетно отзывается на несправедливо жестокий приговор писателям Даниэлю и Синявскому, получившим 7 лет лагерей строгого режима за опубликованные за рубежом критические повести и рассказы о жизни в СССР. Михаил Шолохов, выступив на XXIII съезде КПСС, высказал недоумение по поводу «мягкости» сего приговора. На что Чуковская возмущенно написала открытое письмо в адрес выступившего писателя и послала его в Правления Союза писателей СССР и РСФСР, а также в редакции газет «Правда», «Известия», «Литературная газета» и некоторых других. Естественно, оно нигде не было опубликовано. Тогда Лидия Корнеевна опубликовала его на Западе.

Примерно та же история случилась и со статьей «Гнев народа», написанной в 1973 году в защиту А. Сахарова и А. Солженицына.

В заключении хочу сказать несколько слов о совершенно уникальном произведении - «Записках об Анне Ахматовой». Судьба свела двух женщин в роковой 1938 год, когда Лидия Корнеевна носила передачи в Кресты своему мужу, а Анна Андреевна - своему сыну, Льву Гумилеву. Общая беда объединила и подружила их. Несмотря на довольно большую разницу в возрасте (Чуковская была младше Ахматовой на 18 лет) обе женщины стали необходимы друг другу. Чуковская воспринимала дружбу с Ахматовой, как высший подарок Судьбы, поэтому старалась запомнить все их разговоры. А потому старалась после каждой встречи записать, о чем они говорили… После смерти Ахматовой Лидия Чуковская собрала все свои записи, обработала и подготовила к печати. Но, увы, этот замечательный труд смог увидеть свет лишь за рубежом… Ведь имя дочери К. Чуковского было под запретом до 1987 года. А между тем эта книга, на мой взгляд, является жемчужной мемуарной литературы, хотя сама автор не относила свою книгу к такому жанру. Она говорила, что мемуары пишутся по воспоминаниям, а она писала непосредственно сразу почти после каждой встречи с Ахматовой. Благодаря этому Лидия Корнеевна трепетно создала и показала читателю пронзительно яркий портрет крупнейшего поэта XX века и одновременно не очень счастливой женщины, матери, у которой лишь в конце жизни появилось собственное жилье… Хочу еще отметить, что «Записки об Анне Ахматовой» замечательно выделяются не только среди мемуарной, но и документальной литературы эпохи конца 30-х - середины 60-х годов прошлого столетия.



Впрочем, любое произведение Лидии Чуковской, будь то повесть, статья или мемуары, неразрывно связано и с ее судьбой, и с историей нашей страны. А потому я очень советую познакомиться с ее творчеством всем, кому интересно непростое прошлое СССР, его культура, литература. Вы откроете для себя много интересного!

Previous post Next post
Up