Перуджа - Орвьето - Равенна - Ассизи - Спелло - Сполето - Монтефалько - Треви - Ареццо - озеро Тразимено - снова Перуджа - Губбьо - Тоди - Рим - Неаполь - остров Прочида - остров Искья
К Неалопю я прицеливалась давно, но побаивалась. Рассказы знакомых были разными, мягко говоря, да и мы сами однажды съехали не туда по дороге в аэропорт и покружили по окрестным улицам. Получили сильное впечатление!
Но после посещения Помпеи (Помпеев?) я не оставляла идею побывать в Неапольском Археологическом Музее, "На такси от вокзала в музей, дальше на такси обратно (или в порт и на острова)", думала я.
Потом я почитала разные отзывы, поговорила с учительницей Стефанией, которая последние годы очень полюбила Неаполь и теперь ездит туда в каждую свою поездку в Италию - она дала мне много полезных советов и помогла спланировать поездку. Если коротко, то примерно так:
- В центре есть два района со старыми узкими улицами - Испанский Квартал (Quartrieri Spagnoli), туда не надо заглядывать вообще. А второй - вокруг собора, собственно, он и называется Исторический Центр (Centro Storico), туда заглядывать можно и нужно, там есть достопримечательности, но надо соблюдать правило - если на улице нет людей, то заходить не надо.
- Между этими районами идут несколько больших улиц, там абсолютно безопасно.
- Такси и метро нормальные и безопасные
- Люди очень открытые и доброжелательные
- Еда очень вкусная
- Кроме Археологического Музея, есть очень много всего
В результате после некоторых раздумий у меня сложился такой план: три ночи в Неаполе, посмотрим, что успеем, и сьездим на один день на Прочиду. И три ночи на Искье.
Гостиницу (а не квартиру, т.к. хотелось, чтобы 24 часа кто-то был) я сняла на одной из больших шумных улиц в 10-и метрах от выхода из станции метро Municipio, куда идёт прямая ветка от центральной железнодорожной станции. Отсюда всё можно обойти пешком, включая порт.
Гостиница нам понравилась, могу смело рекомендовать: Palazzo Turchini. Я попросила комнату на высоком этаже, и уже сейчас не помню, куда выходили окна - на улицу или во двор - но было тихо.
Завтраками, очень неплохими, кормили на самом последнем этаже с террасой и видами на окрестности. Интернет работал хорошо. Когда я буду в Неаполе ещё, наверно, остановлюсь тут же, очень удобно.
На метро мы ездили несколько раз, билеты покупали в автомате, всё удобно и понятно.
О впечатлениях. Стефания сказала, что Неаполь или очень любят, или очень не любят.
Мне кажется, это утвеждение слишком категоричное, но мне понравилось в Неаполе и сейчас я вспоминаю его с ностальгией. Недостатки, конечно, бросаются в глаза - город беспорядочный, все толкаются и лезут без очереди. Некоторые дома неплохо было бы покрасить, граффити убрать. Мусор, опять же.
Но! Город тёплый, с характером, везде море, виден Везувий. Холмы, на которые можно подняться на фуникулёре. Дворы, в которых красота - балконы, лестницы, пальмы. Археологический Музей - лучший из археологических вообще, которые я видела. И мы столько не успели посмотреть, что я обязательно приеду сюда ещё.
Насчёт безопасности - мы нигде не чувствовали себя некомфортно. Мои опасения были, получается, сильно преувеличены.
А теперь, собственно, как проходила наша поездка.
Мы приехали примерно в 10 утра, добрались на метро до гостиницы, оставили вещи и пошли гулять.
Прямо напротив гостиницы был небольшой сквер с фонтаном Нептуна 17 века:
Прямо по курсу было грандиозное здание - Кастель Нуово, резиденция Неаполитанских королей с 13 века, с Фредерика Второго, и до начала 19 века.
Мы не успевали зайти внутрь (там сейчас музей), но обошли и пофотографировали с разных ракурсов.
Неподалёку, в саду Королевского Дворца (не путать с Кастель Нуово) Неаполя есть знакомые нам всем скульптуры - бронзовые кони, укрощаемые всадниками. Автором их, как ни удивительно, является Петр Клодт - в Петербурге было отлито много вариантов этих скульптур и две были отправлены в подарок тогдашнему Королю Двух Сицилий. К одному коню нам удалось подойти близко:
Мы немного поплутали и нашли вход в сад с другой стороны:
Здесь целый комплекс, включающий театр Сан Карло (мы по дороге купили билеты на англоязычный тур попозже) и собственно дворец. Мы посмотрели на знаменитую лестницу:
,... и вышли на Площадь Плебисцита:
С площади мы прошли через арку на ресторанно-туристическую улицу и для сначала купили свежевыжатый сок из гранатов и апельсинов (наконец, я запомнила слово spremuto):
А потом решили перекусить в знаменитом кафе Гамбринус. Оно было битком набито народом, особенно внутри, но снаружи стояли столики.
Тут у меня состоялся смешной разговор: я сказала, что мы хотим поесть, имея в виду, что не только кофе с пирожными, и можно ли нам тут сесть. А в ответ услышала "Нет, поесть у нас нельзя. Мы не подаём пасту!" А в меню были и панини и салаты и десерты, и они, получается, не настоящая еда. Я сказала, что нас устроит!
"Не еда":
И дальше мы отправились на набережную гулять - и Везувий тут, и народ, и лодочки, и солнце, просто райское место:
Мы прогулялись вокруг Кастель дель Ово (яйцо) - это старинный замок с историей: по легенде Виргилий (который в средние века считался колдуном и легенда, соответственно, появилась много позже, чем сам замок) спрятал в фундамент первой версии замка яйцо: если фундамент рухнет и яйцо разобьётся, то на Неаполь посыпятся всяческие несчастья. Замок, который мы видим сейчас, был построен норманнами в 12 веке. Он и выглядит, как и другие норманскив замки.
Мы не сфотографировали его с хороших ракурсов, поэтому нашла красивые снимки в интернете:
Сейчас вокруг замка марина и рестораны.
Дальше уже пришло время идти на экскурсию в Театр Сан Карло. К сожалению, в наши дни там не было никаких концертов и опер (опер вообще в это время года у них нет) так что мы просто осмотрели театр.
Сан Карло является одним из самых старых оперных театров в мире, старше Ла Скалы - он был открыт Бурбонским королём Карлом VII в 1737 году.
У нас нет фотографий театра снаружи, зато вот как он выглядел в 19 веке. Сейчас примерно так же:
За свою историю театр страдал от пожара, бомбёжки и упадка, и переживал ремонты, перестройки и модернизации, и сейчас может похвастаться самым длинным в мире периодом "бесперебойного" показа опер.
Королевская ложа:
Вид из ложи на сцену:
Мы столько всего посмотрели, а вторая полoвина дня ещё только начиналась.
Мы вернулись в гостиницу, а по дороге одним глазом заглянули в Галерею Умберто I - торговый центр, появившийся в период "перестройки" Неаполя, который тянулся с конца 19 века до начала Первой Мировой Войны. Галерея была построена по образу аналогичной Галереи Витторио Эммануэле в Милане.
В гостинице мы немного передохнули и разложили вещи а потом отправились на гору Вомеро. Вот на эту, вид с Площади Плебисцита:
Так мы познакомились с неапольскими фуникулёрами - их в городе 6 линий и они являются частью общей транспортной системы (билеты одни и те же). Неаполю было бы трудно обходиться без фуникулёров - большая часть районов расположена на холмах, можно даже сказать - горах, и когда первую линию фуникулёра открыли в 1928 году, этот вид транспорта стал очень популярен.
Мы подошли к станции Augusteo, часть линии Funiculare Centrale, вход в которую был вот в таком типичном дворике:
А вот так выглядит конечная станция и сами вагоны:
От верхней станции мы немного прошли, поднявшись по нескольким уличным эскалаторам, и вышли к Кастель Сант Эльмо, который был закрыт в этот день недели, но мы об этом знали, и направились по соседству в Certosa di San Martino - бывший монастырь картезианцев (даже не знала, что есть такой монашеский орден. По-итальянски certosini, отсюда и название), а ныне музей.
Здесь несколько итересный вещей. Очень нарядная барочная церковь:
Двор с черепами:
Виды на город:
Но самое главное, что мне хотелось тут посмотреть, это презепио (presepe или presepio) - рождественский вертеп. Такие делают много где, но в Неаполе производство презепио произведено в искусство и вид хобби - есть специальная улица, мы её потом увидим, где продаётся всё для этого дела - отдельные домики, лесенки и всякие фигурки, которые собираются, как лего. Люди коллекционируют такие всю жизнь!
А в этом монастыре очень старые презепио, 17-18 века, и можно посмотреть как всю композицию целиком, так и отдельные фигурки. Совершенно замечательные! Мы не могли оторваться, хотелось всё внимательно рассмотреть. Прямо не вертеп, а подробная жизнь средневекового городка!
Первый день в Неаполе, наконец, закончился, мы возвращались уже в темноте. Идти ужинать уже не было никаких сил, так что мы купили что-то перекусить по дороге в супермаркете и пошли отдыхать в гостиницу.