События в стране на гребне перестройки-2 стремительно ускоряются, являясь нам во всей своей двусмысленности. Не успели мы контурно
обсудить ряд издержек и рисков, связанных с концепцией Территорий опережающего развития (ТОР), которую взяло на вооружение Минвостокразвития под руководством профессора ВШЭ Александра Галушки, а также планами по их
«дерегулированию» (а дерегулирование может как снять лишний морок с системы управления, так и разложить систему управления), как мы сталкиваемся с новыми рискованными инициативами и планами.
Для начала кратко озвучим уже выявленные риски и проблемы:
- неравные условия для отечественных предприятий и внутренняя конкуренция;
- усугубление проблемы вытеснения местной рабочей силы иностранной;
- ползучая экспансия иностранного капитала, и как следствие чего риск утраты контроля за регионом;
- помноженность вышеперечисленного на фактор криминальности российского капитализма и принадлежности Галушки к Высшей Школе Экономики (ВШЭ), как интеллектуальному центру внутрисистемных либералов.
И вот, 12 августа в Республике Саха (Якутия)
завершилось пятидневное проектно-аналитическое мероприятие, посвященное формированию картины будущего и разработке комплексных проектов развития для регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) - «Форсайт-флот 2014», в котором принял участия и Александр Галушка. Мероприятия, как и полагается в таких случаях не обошлось без участия представителей регионального бизнеса и «институтов развития», которые по итогу выдали Галушке 20 проектов. Вот как их комментирует сам Галушка:
«Из всего многообразия предложений важно выделить те, которые можно сделать уже сегодня, и те, которые можно реализовать только завтра… Кроме того важно понимать рамки, в которых возможна реализация сформулированных предложений. Многие из них требуют существенных изменений... даже в Конституции Российской Федерации. И необходимо отдавать в этом отчет»
Пока, к сожалению, конкретики очень мало, но хотелось бы узнать, что за инициативы такие и в какой степени они требуют изменений Конституции РФ? Не о обособлении ли региона от центра, то есть децентрализации идет речь? Особенно сейчас, когда эта тема все чаще звучит из уст
региональных и федеральных интеллектуалов или экспертного сообщества? Ведь по сути дела, именно Конституция, какой бы она не была, обеспечивает централизацию России в правовом поле. Согласитесь, вопрос принципиальный, особенно в контексте нижеследующего.
Спустя 3 дня после окончания «Форсайт-флота», 15 августа
стало известно, что Галушка приедет на фестиваль V-ROX во Владивосток, который пройдет с 29 по 31 августа с целью (внимание!) участия в дискуссии о предпосылках формирования, существования, развития и перспективах созданию Тихоокеанской республики! Заседание по этому странному донельзя вопросу запланировано на 30 августа. В нем помимо Галушки примут участие Максим Немцов (Москва) - переводчик, редактор, Василий Авченко (Владивосток) - писатель.
Василий Авченко является журналистом «Новой газеты во Владивостоке» и автором романа «Правый руль». В соавторстве с вокалистом группы «Мумий Тролль» Ильей Лагутенко он написал книгу «Владивосток 3000», где, собственно и говорится о Тихоокеанской республике. В планах у авторов и кинофильм по книге.
Вот что о книге говорится в аннотации: «Книга «Владивосток-3000», киноповесть о Тихоокеанской Республике - ... тесно связанная с реальностью киноповесть о существовании параллельного мира-пространства - города Владивосток-3000, в котором черты настоящего Владивостока слились с чертами его альтернативных, но нереализованных воплощений - от английского Порт-Мея до китайского Хайшеньвэя. Владивосток-3000 - романтическая мечта о Тихоокеанской республике… об идеальном городе-порте - свободном, экологически чистом, независимом, где никто не обращает внимание, с какой стороны у машины руль, а добыча даров моря из отрасли экономики превратилась во всеобъемлющую полумистическую республиканскую марикультуру. Киноповесть рассказывает о том, как попасть в эту Тихоокеанскую республику, можно ли попросить в ней политического убежища, и как связаны между собой два мира - реально существующий Владивосток… и удивительный Владивосток-3000, существующий пока только на страницах одноимённого произведения».
То есть министр развития Дальнего Востока приедет во Владивосток обсуждать «предпосылки образования» фентезийного постмодернистского геополитического конструкта, который был рожден в умах мягко говоря не совсем понятных личностей с сомнительной степенью компетентности при очевидной сепаратистской направленности оного?
Вот что говорит известный музыкант из Владивостока Илья Лагутенко об этом произведении: «...Все, кто приезжает на Дальний Восток, поддаются настроению… Помечтать о том, как бы было, если бы не было, и если бы было, то, как здорово бы… Борьба за светлое будущее не была и не будет легкой. Мы придумываем себе варианты этих светлых будущих, чтоб найти здравый компромисс в реальной жизни».
Если судить по аннотации, то помечтать предлагается о том, что было бы, если бы Владивосток был китайским Хайшенвэем (китайское название города) или Порт-Мэйем (английское название бухты Золотой Рог, где расположен Владивосток). Иначе говоря, если бы город не был в составе России, а отошел к Англии или Китаю и на основе этого сконструировать себе «светлое будущее».
А вот комментарий Василия Авченко: «… „Владивосток-3000“ и Тихоокеанская республика, о которой мы говорим, - это метафорическое изображение Владивостока как отдельной планеты, особого мира. Мира обособленного, загадочного, ни на что не похожего, волшебного…»
То есть речь идет об обособлении города (или края, а может и быть всего ДВ) от России, как некого «особого мира» в рамках Тихоокеанской республики. Нехило, правда?
Кстати, разговоры о «правом руле» (ущемлении прав «праворуких» автомобилистов) здесь тоже неспроста. Василий Авченко является автором пошлой постмодернистской поделки «Правый руль», вышедшей в 2009 г.
об отношениях человека и машины на грани сексуальных извращений: «Я - ее разум. Она - мои железные мышцы. Наконец-то мы нашли друг друга. Человек сотворил себе машину, как бог - человека. Мы обрели друг в друге то, чего недостает каждому из нас в отдельности».
Книга написана в разгар акций протеста во Владивостоке 2008-2010 гг. против постановления о повышении с 12 января 2009 года ввозных пошлин на иномарки, которые с самого начала организовывались и подогревались сепаратистской организацией ТИГР (Товарищество Инициативных Граждан России), состоящей в тесной связи с местной КПРФ при активном участии
нацболов.
По большому счету это все выполнило функцию замера протестного потенциала, который можно сконструировать на базе законодательного повышения пошлин.
Правда Авченко постоянно пытается оправдываться, заявляя, что он не сепаратист, но получается это довольно странно, когда рядом с подобными заявлениями говорится о восхищении «революционным пафосом» и «взрывным сепаратистским потенциалом» «праворульной религии»:
«На самом деле я удивлен, что в хаосе 1917-1922 годов… дальневосточная окраина была сохранена. Ведь был момент, когда Владивосток был последним оплотом белогвардейцев и теоретически вполне мог отсоединиться… Если опять начнутся протесты, естественно, я буду там. Но у меня нет сепаратистских настроений... Мне нравится революционный пафос «праворульной религии», ее бунтарство, освобождение от стереотипов. Но я вижу и ее взрывной, сепаратистский потенциал. До сих пор правый руль фактически работал на сохранение российского присутствия на Дальнем Востоке. Но он же может стать линией разлома».
По Авченко выходит, что «правый руль» - это та самая скрепа, которая и держит территориальную целостность РФ на Дальнем Востоке и если ударить по ней, это может послужить причиной отделения региона от России. Бредовость этого высказывания вовсе не означает отсутствия какого-либо смысла. Речь идет о формировании искусственного повода для сепаратистских выступлений, который можно было бы выдавать за «объективные причины» для обособленчества или даже отделенчества.
Помимо данных господ на обсуждении Тихоокеанской республики будет присутствовать и
Максим Немцов, который с 1986 по 1991 гг. был редактором неофициального журнала альтернативной культуры «ДВР» (интересная аббревиатура, правда?), а с 1994 по 2001 гг. работал помощником консула по прессе и информации в Генеральном консульстве США во Владивостоке.
В общем и целом, компания для министра развития Дальнего Востока подобралась крайне интересная. А еще интересней участие самого Александра Галушки в подобного рода псевдокультурных мероприятиях, где помимо всего прочего ему предлагается (а он соглашается) обсуждать сепаратистские обособленческие проекты для Дальнего Востока.
И в этой связи совершенно иначе смотрится высказывание дальневосточного регионалиста из Хабаровска из обоймы «ишаевской элиты» Леонида Бляхера,
призывающего к созданию Дальневосточной Республики касательно деятельности А. Галушки: «Сейчас собираются делать новую программу развития Дальнего Востока, и… это редчайший случай, когда программу делают без традиционных для нас китайских страшилок - мол, придут страшные китайцы и нас всех захватят… Это все бесспорный плюс… Пока что сам факт наличия данного министерства является "костью в горле" половины министерств РФ, он достаточно сильно давит на их полномочия.»
В переводе на русский это означает, что территориальная целостность региона перестала быть по словам Бляхера для Минвостокразвития непоколебимым приоритетом. Без активных и вопиюще-очевидных действий Галушки - это лишь контекст, формируемый некими интеллектуалами. Однако, участие в полумаргинальных форумах, посвященных обсуждению перспектив отделения Дальнего Востока от России и выводя их своим присутствием за рамки маргинальности является первым шагом превращения контекста в текст.