700 фантастических романов в год.

Apr 27, 2016 00:13



Наткнулся на новость, что количество выпускаемых в России фантастических романов в год достигло 700. Статистическими данными поделился председатель оргкомитета конвента "Интерпресском", издатель Александр Сидорович.

Сидорович сравнивает эти показателями с началом 90-х, затрагивая тему количества:

"Количество фантастики - до 700 романов в год - поистине огромно, особенно если учесть, что в начале 90-х годов классик жанра Борис Стругацкий не мог набрать и десятка книг на эту тему"
Конечно, можно возликовать проснувшемуся интересу к фантастической литературе со стороны читателя и авторов, однако, как мне кажется, куда важнее вопроса о количестве, как оно всегда бывает, - вопрос качества.



"По его словам, за последнее пятилетие наметилось большое число фантастической прозы на тему "попаданцы": герой попадает в прошлое или в будущее и каким-то образом действует там как человек современной цивилизации. Вторую тематическую тенденцию он назвал "лит РПГ" и связана она с компьютерными играми. По сюжету сам игрок оказывается внутри предложенной ему игры или придуманной им самим, из которой непросто выбраться "в свое время". Нередко это связано с попыткой "переиграть" какие-то исторические события - будь то крымская или русско-японская война. Авторам, пишущим на эту тему, в среднем не более 25 лет, и их сочинения нередко оказываются очень популярными в Интернете."

То есть, если верить Сидоровичу, фантастикой эти труды можно назвать с большой натяжкой. Это скорей фэнтэзи. Если истории про "попаданцев" еще можно в принципе интересным образом обыграть и какие-то серьезные вопросы худо-бедно попытатсья поднять, например, как Азимов, то с "лит-РПГ" все намного хуже.

РПГ - это жанр компьютерных игр в той или иной вымышленной вселенной, где игрок примеряет на себя шкуру виртуального протогониста и вершит судьбы вымышленных миров. Вещь крайне вторичная сама по себе. Что-то вроде Бордрияровской симуляции, только в пока еще не очень совершенной форме. Форма эскапизма.

А тут, значит, по этим вторичным игрушкам еще и книги пишут. Никогда не понимал, зачем, для чего и о чем? Что это может и кому дать, кроме убитого времени?

Со стороны же, эти 700 романов мне больше напоминают 700 романов Дарьи Донцовой. Фантастику превратили из воплощения полета мечтательской мысли, устремленной в светлое космическое будущее человечества, в бесконечное копошение в  альтернативных линиях истории, топтание на месте в РПГ-вселенных и, по большому счету - в коммерческий продукт. "Для девочек" ведь есть Донцова, значит и "для мальчиков" должна быть аналогичная жвачка.

Фантастика должна открывать горизонты, пытаться угадать, предсказать будущее человечества. Поднять вопросы, которые должны быть разрешены на пути к построению этого будущего. Вопросы этические, технические, практические, метафизические, в конце концов. Однако, в том-то и проблема, что нет ни у кого образа этого будущего, нет видения завтрашнего дня. Есть исчерпанность настоящего и попытки из его рассыпающихся осколков собрать какокого-то франкенштейна. Да и вообще, фэнтэзи уже давно как жанр стало популярней любой самой корявой фантастики. А это уже не просто топтание на месте, это желание откатиться в архаизированное прошлое и барахтаться там до бесконечности.

литература

Previous post Next post
Up