Кумыкская свадьба, часть 2*.

Aug 27, 2009 10:11

-------
* Материалы фольклорно-этнографической экспедиции Фонда казачьей культуры (Санкт-Петербург) по Северному Кавказу, июль-август 2009 г. (с)

Часть первую смотри здесь:
http://natalyushko.livejournal.com/464706.html



Cвадьба в селении Карабудахкент, в 30 километрах от Махачкалы Дагестан. Банкетный зал «Москва», 2 августа. Более 600 человек гостей.
Фото мои и Валины (с). Много. Комментарии мои.

Подружки и сестры невесты готовятся встречать молодых. Блюдо с халвой (по вкусу и виду - чак-чак, но они называют это блюдо из теста, меда и орехов именно халвой).



Невесту зовут Патимат.



Брат жениха и сестра невесты выводят Патимат из отчего дома.



В зале уже дожидаются гости. Зал условно поделен на две части. В одной сидят женщины, в другой - мужчины. Деление не строгое и не обязательное, просто так получается само собой. Так принято. На столах у женщин спиртного нет вообще. У мужчин, вроде бы, бутылки видела. Замечу: в кадр вошли далеко не все ряды столов. Гостей гораздо больше.




Перед прибытием новобрачных происходит обряд объединение родов. На крыльцо банкетного зала выходят старшие мужчины из рода жениха. Выносят поднос с хлебом, мясом, курицей, воткнутым кинжалом, бутылками вина, водки, наполненной рюмкой. Все это символы. Благополучия в доме, сытости, «полной чаши» и т.п. Навстречу им выходит такая же группа старших мужчин из рода невесты. Будущие родственники потихоньку сближаются, перекрикиваясь и перешучиваясь. Не знаю, о чем они шутили - говорили на кумыкском. Время от времени из одной и из другой группы пытались вырваться вперед отдельные джигиты, их хватали за плечи и втаскивали обратно в общую толпу. Наконец обе группы бросились друг к другу и обнялись. Побратались, породнились. Два рода теперь один род.






Вот и молодые. Они уже расписались гражданским браком, теперь идут праздновать.



В зале - живая музыка «нон-стоп». Синтезатор сзади только помогает. О лезгинках я уже писала. Барабанщики сменялись, не прекращая игру ни на минуту. У девушки с микрофоном - очень красивый голос. Она исполнила несколько песен. Говорят, очень перспективная и хочет стать большой артисткой.




Столы там вообще ломились. Трудно даже назвать блюдо, которого на столах не было. Люля-кебаб и пахлава, рыба и мясо всех сортов и способов приготовления, фрукты-овощи, соленья-варенья, шашлыки-машлыки... И проворные официантки все подносили и подносили новые угощения.
Такая свадьба - очень дорогое удовольствие. Причем нужно, чтобы было не хуже, а по возможности лучше, чем была предыдущая свадьба у свата (брата, кума, соседа, двоюродной тетки сестры подруги первой тещи...). Поэтому цифры в миллион, два там никого не удивляют. И поэтому же самый желанный подарок на свадьбе - деньги. Рядом с входом в банкетный зал сидят специальные казначеи - мужчины, которые принимают от гостей денежные взносы. Окупиться, конечно, затраты не окупятся, но так, все лучше, чем безделушки какие-нибудь дарить.
Здесь на фото слева - кусок какого-то национального блюда. Не омлет, не лепешка, но что-то очень вкусное. Если кто может идентифицировать - просветите.



Вот еще одна традиция. Родственники невесты привезли Патимат жениху и за это теперь могут требовать всего, чего захотят. Родственники жениха обязаны выполнять любые их капризы. Невестина родня составила список своих желаний. Скромненько, но со вкусом.



Родня жениха старается исполнить все максимально «близко к тексту». Приносили и живого кролика (а потом «шашлык из этого же зайца», видимо, потихоньку замененный на бараний), и мороженое, как заказывали, и жвачку, и сигареты... Для новых родственников в лепешку расшибись, а будь добр, угоди.



Молодые холостяки проходят испытание - пьют бурду, составленную из семи напитков. Намешать аксакалы им могут все, что угодно. Водку с кока-колой, томатным соком, рассолом, вареньем, шампанским и коньяком, например. И надо выпить, показать, что у тебя есть выдержка, мужество, терпение. А иначе какой ты джигит?



Один из гостей, проникшийся особым почтением к Юрию Ефимовичу, зазвал его к себе за стол. Пистолет в кадре, конечно, игрушечный. Но за поясом у многих парней в зале ясно просматривались отнюдь не игрушки.



О лезгинке я уже писала. Когда танцор входит в раж, он, кажется, забывает обо всем на свете. Но при этом все равно работает на публику. Они все - артисты!



На последнюю лезгинку выходит сама невеста. Как бы не старались гости, родственники, друзья, одноклассники жениха, как бы не выкаблучивались перед ней, невеста остается печальной. Так положено. Деньги сыплются на нее дождем!




Родственницы жениха не имеют право уходить со свадьбы раньше окончания последнего танца невесты. Нужно еще подойти к новой родственнице, заглянуть к ней под фату - посмотреть, какая она, кого взяли в свой род. Познакомиться. Отголоски старых обрядов, когда, конечно, не фата была, а плотное покрывало, и проверить, не порченную ли подсунули, нужно было обязательно.



Это было очень интересно. Ничего подобного, ничего такого масштабного, богатого и самобытного я, кажется, в жизни не видела.

В общем, за день мы успели, пусть чуть-чуть, но очень ярко коснуться очень интересной, самобытной жизни древнего кумыкского народа. Казаки, кстати, в Карабудахкенте тоже бывали. Только отзывы о них не самые лестные. Рассказывают, что пришли, все хотели разграбить, «беспредельщики». Говорят, вышел к ним мулла - прадед одного из гостей свадьбы - с хлебом-солью. Удалось договориться, к миру прийти. У всех своя правда.

экспедиции, фольклор, этнография, фото, Фонд казачьей культуры, путешествия

Previous post Next post
Up