Весной мне заказали детский сценарий о Третьяковской галерее. То, что я написала, заказчикам не подошло, и для программы нашли другого автора. Это бывает. Рабочий момент.
Сейчас программа вышла. Уверена, что она хорошая. А мне жалко мой текст, поэтому я решила разместить его сюда. Сценарий может оказаться полезным, например, учителям или воспитателям, пригодится младшим школьникам, как презентация. Особенно если не полениться и вставить в текст репродукции картин.
По просьбе заказчика изменяю имена героев, чуть корректирую текст и прошу комментаторов, если у вас возникнут какие-либо ассоциации, никак их не озвучивать в комментариях, перепостах, и вообще нигде. Надеюсь на понимание.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Максим Максимыч - Петрушка!
Петрушка - Я тут!
ММ - Привет!
П - Что это ты такое принёс, Максим Максимыч?
ММ - Это новый перекидной календарь. Сейчас повешу его на стену... Вот так.
П - На первой странице - красивая картина. Девочка за столом сидит. В розовой рубашке, с бантом. Держит в руках персик и на нас смотрит. Сколько света и солнца в этой картине! А сверху на обложке календаря что-то написано.
ММ - Там название календаря - «Шедевры Третьяковской галереи».
П - Я знаю! В центре Москвы есть станция метро Третьяковская!
ММ - Правильно. А название станции дала картинная галерея, которая находится недалеко. Галерея же названа в честь своего создателя, Петра Михайловича Третьякова.
П - Понятно. А что такое «шедевры»?
ММ - Шедевр - это великое произведение искусства. В Третьяковской галерее собраны шедевры живописи, то есть картины.
П - И что, этих шедевров там столько, что даже на целый календарь набралось?
ММ - Петрушка, в Третьяковке шедевров на тысячу календарей хватит! Эта галерея - гордость России, достопримечательность Москвы, всемирное достояние!
П - Ух ты! А почему мы с тобой там ещё не были?
ММ - Я как раз хотел тебя туда пригласить. На нашем скоролёте мы домчимся туда в один миг!
(заставка)
ММ - Мы у главного входа.
П - Какое красивое здание! Прямо сказочное! Терем-теремок, кто в тереме живёт? Всё такое резное, расписное, оранжевое с красным и с белым. Оконца решетчатые, сверху арки. А во дворе стоит памятник. Мужчина. Бородатый, серьёзный, себя руками обхватил.
ММ - Это и есть Павел Михайлович Третьяков. Он вырос в Москве, в купеческой семье. Вместе с братом Сергеем строил бумагопрядильные фабрики. Этот дом в Лаврушинском переулке принадлежал семье Третьяковых с середины XIX века. Примерно с того же времени Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию русского искусства.
П - А зачем он начал её собирать?
ММ - Потому что любил искусство, живопись. Ценил хороших художников и поддерживал их. Даже сам заказывал им картины. И с самого начала задумал создать «доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие». Это я привожу слова самого Павла Михайловича.
П - А как он начал создавать это хранилище?
ММ - Когда Павлу Третьякову было двадцать лет, он побывал в Эрмитаже - огромном музее, который находится в Санкт-Петербурге. Это произвело на молодого человека очень сильное впечатление, и он сам стал приобретать картины русских мастеров.
П - И хранил их в этом доме?
ММ - И хранил, и людям показывал. Коллекция Павла Михайловича росла, места для неё требовалось всё больше. К дому начали пристраивать новые залы, специально предназначенные для произведений искусства.
П - Как же они жили в таком музее?
ММ - А там уже и не жили. В 1881 году галерею открыли для всеобщего обозрения, а в 1892 году, после смерти брата Сергея, Павел Третьяков подарил дом Москве.
П - Подарил?!
ММ - Да. К этому времени в его коллекции было уже больше двух тысяч картин, и ещё скульптуры и иконы. А уже после того, как ушёл из жизни сам Павел Михайлович, в начале ХХ века известный художник разработал для Третьяковской галерее этот удивительный фасад, который так тебе понравился.
П - А-а! Значит, этот теремок с арками и резьбой сначала нарисовал художник, а потом его уже к дому пристроили?
ММ - Совершенно верно. И не простой художник, а сам Виктор Васнецов!
П - Ух ты! А кто это такой? Можно его картины увидеть?
ММ - Конечно! Они здесь, в Третьяковке, выставлены. Зайдём внутрь и посмотрим.
(заставка)
П - Мы в Третьяковской галерее. С чего начнём осмотр?
ММ - С того, что купим билет и оставим вещи в гардеробе. И ещё, Петрушка, давай договоримся. Третьяковская галерея очень большая. Все картины здесь выдающиеся, все художники - талантливые и знаменитые. За каждым полотном - история. Мы сегодня поговорим только о самых известных картинах и живописцах. А имена некоторых художников я тебе просто назову. Но ты обязательно их запомни, чтобы потом подробнее познакомься с их творчеством.
П - Хорошо, я постараюсь.
ММ - Начнём с залов Древнерусского искусства.
П - Здесь иконы... Много икон!
ММ - Да, в семи залах выставлены фрески, мозаики и иконы из Новгорода и Пскова, Ростова и Москвы, Ярославля и Вологды. Здесь есть и образы, прибывшие на Русь из Константинополя, Афона и с Балкан. Это одно из лучших собраний иконописи в мире! Самым древним иконам - более восьми веков!
П - Это очень красиво и ещё как-то... волнительно. Святые с икон смотрят на нас так внимательно, так глубоко. У меня даже по-особому забилось сердце. Максим Максимыч, но ведь иконы висят в церквях. На них молятся.
ММ - Правильно. Древние мастера писали свои иконы для православных храмов. Но великие иконописцы вкладывали в свои творения душу и создавали настоящие произведения искусства. Заслуга Третьякова именно в том, что он первый среди коллекционеров стал подбирать иконы не по сюжетам, а по их художественному значению.
П - То есть, эти иконы здесь выставлены как обычные картины?
ММ - Нет. Они выставлены, как произведения, наполненные и красотой, и величием духа.
П - Ой, Максим Максимыч, вот тут, смотри, какие образы! Золотая и голубая краска как будто светится изнутри! Там, может быть, фонарики сзади? Или они на особом материале нарисованы?
ММ - Нарисованы на дереве, как и другие иконы. И никакой подсветки нет. Это творения Дионисия. Они и вправду отличаются особым внутренним светом. А рядом - работы знаменитого иконописца Феофана Грека. А вот это особый зал. Иконы преподобного Андрея Рублёва. Начало XV века. Деисусный чин. Праздничный чин...
П - Что значит «преподобного»?
ММ - Андрей Рублёв причислен к лику святых.
П - Ах... Вот этот образ - глаз не оторвать! Позади дерево и какое-то старинное здание. А впереди вокруг стола сидят три ангела. Босые. А на столе стоит чаша. Как они смотрят! От всей иконы как будто какое-то сияние идёт. Вроде бы, всё так просто, а у меня почему-то у меня слёзы наворачиваются.
ММ - Я тебя понимаю, Петрушка. Икона «Троица» - особое произведение для нашего народа. Радостное, светлое, и, в то же время, безграничное по содержанию. Фигуры ангелов образуют круг. В иконе - символы вечности, любви, солнца, единства. Тут можно каждую деталь рассматривать долго-долго и погружаться в икону мыслями, чувствами, душевными устремлениями... Но нам пора двигаться дальше.
П - А куда двигаться?
ММ - В залы, где выставлены художники XVIII века. Тебе стоит запомнить имена Левицкий, Аргунов, Рокотов...
П - Я запомню. Максим Максимыч, в этих залах на картинах, в основном, разные люди нарисованы.
ММ - Да, в XVIII веке богатые и знатные вельможи часто заказывали известным художникам портреты - свои и своих близких.
П - Портрет - это что?
ММ - Это изображение человека или нескольких людей.
П - Ну, как фотография?
ММ - Петрушка, портрет художника отличается от фотопортрета. Художник, который рисует своего героя, стремится передать его внутренний мир и от себя что-то добавляет.
П - Вот мне эти портреты нравятся! Здесь такие красавицы! На том портрете - две темноволосые девушки. Лица у них нежные, добрые. Одна в белом платье с гитарой, другая в серой накидке с розовым шарфом и листком в руке. А! Это ноты! На втором портрете - тоже девушка. Кудрявая, в белом платье с голубым поясом. На столик облокотилась и смотрит лукаво. Вокруг девушек цветы и деревья.
ММ - Петрушка, у тебя хороший глаз. Ты выбрал две работы художника Владимира Лукича Боровиковского. «Портрет сестёр княжон А.Г. и В.Г. Гагариных» и «Портрет М.И. Лопухиной». Вот ты говорил о фотографии. Портреты Боровиковского как раз отличаются фотографической точностью деталей. Обрати внимание, здесь прорисованы все мягкие складки тканей одежды. В картине есть и лёгкость, и свежесть. А девушки действительно очень красивые - и Мария Лопухина, и сёстры Анна и Варвара Гагарины. А, ну-ка, что привлечёт тебя в следующем зале?
П - О, какая интересная картина! Верхом на чёрном коне девушка в пышном платье и шляпке. Рядом собака. А с крыльца на неё смотрит маленькая девочка в розовом платьице. С ней рядом - другая собачка. Та, которая верхом, и вторая, на крыльце, похожи на двух принцесс. Максим Максимыч, мне кажется, это не в России рисовалось.
ММ - Почему ты так думаешь?
П - Краски очень яркие. Зелень позади коня сочная, южная...
ММ - Ты прав. Художник Парл Павлович Брюллов создал свою картину «Всадница», когда был в солнечной Италии. Героини на картине - две сестры, итальянки Джованина и Амацилия Паччини.
П - Картина очень живая. Так и кажется, что конь сейчас пустится вскачь.
ММ - Да. До Брюллова принято было писать парадные портреты помпезными, выстроенными. Героев ставили в нарочитые позы, как кукол. А у Брюллова на картине - жизнь и радость. Идём дальше.
П - Ага. Максим Максимыч, мы проходим через залы, где много красивых картин.
ММ - Да, Петрушка, со временем ты обязательно познакомишься с творчеством Кипренского, Тропинина, Венецианова...
П - Ой, хи-хи, постой, Максим Максимыч! Здесь какая смешная картина! Три дяденьки сидят на траве, один что-то такое рассказывает. Ещё руки вперёд выставил и лицо скорчил, как будто медведя изображает. А друзья посмеиваются. Один за ухом чешет, другому интересно - привстал даже! Это что за картина?
ММ - «Охотники на привале». Василия Григорьевича Перова.
П - А-а! Теперь понятно! Герой, значит, охотничьи байки рассказывают! Ну, да, вот у них и ружьё, и заяц подстреленный, и утки... И собака рядом что-то в траве нашла. Художник, наверное, сам тоже охотник. Знает, что рисует.
ММ - Правильно ты догадался Петрушка! Перов любил охоту. Вот ты на трёх персонажей картины обратил внимание, а я хочу, чтобы ты оценил, с каким мастерством Перов изобразил осеннюю высохшую траву, прозрачный прохладный воздух и первый снег у кустов. И натюрморт на переднем плане тоже достоин внимания. Один медный охотничий рожок чего стоит. Как он блестит!
П - Натюрморт? Где? Рожок вижу, ружьё вижу, натюрморт не вижу.
ММ - А эти предметы как раз и составляют натюрморт. «Натюр» «морт» по-французски означает «мёртвая природа». Вот если художник нарисовал цветы, растущие на поляне, это - пейзаж, изображение природы. А если на картине - цветы в вазе, или фрукты на столе, или несколько предметов, это уже натюрморт.
П - Ага. А здесь, значит, добыча охотников - утка, заяц, и ещё рядом ружьё, и всякие вещи. Это всё неживая природа. Значит, натюрморт. Но охотники-то живые!
ММ - Да, охотники живые. И разговор у них живой. Это жанровая живопись. Художественное изображение сцен повседневной жизни.
П - Ага. Вон там ещё одна жанровая живопись. Усатый рыбак в шляпе стоит, наклонившись, на берегу, в реку всматривается. Рыба у него, похоже, клюёт.
ММ - Это ещё одна картина Василия Перова. «Рыболов» называется. Ты прав, это тоже жанровая живопись. Пойдём дальше! Обрати внимание на замечательную картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
П - Очень весенняя картина. Гнёзда грачей на берёзах, церковь вдалеке, небо прозрачное с голубыми проблесками. Мне нравится!
ММ - А вот зал с полотнами Ивана Константиновича Айвазовского.
П - Ух ты! Море! Как настоящее! Ой, и шторм! Огромные волны одна на другую накатывают. И среди волн - лодочка с моряками. Корабль их тонет, а они в шлюпке спасаются. И радуга над ними! Надо же, такой шторм, и радуга!
ММ - Картина так и называется «Радуга».
П - А рядом на другой картине - тоже море, но уже спокойное. Берег рядом, корабли. Ночь. Луна. Совсем другое настроение.
ММ - Тут ещё два полотна с Луной над морем. Даже названия картин похожи: «Лунная ночь. Окрестности Ялты», «Лунная ночь на Босфоре» и «Лунная ночь на Капри». Маринист Айвазовский любил писать разное море - и бурное, и тихое.
П - Как ты сказал? Маринист?
ММ - Да, так называют художников, которые рисуют морскую стихию.
П - У Айвазовского это здорово получается!
ММ - Согласен. Мы проходим мимо великолепных полотен. Крамской «Неизвестная», Куинджи «Берёзовая роща»... А это зал Ивана Ивановича Шишкина.
П - Здесь везде почти леса и поля. Это эти... как их?.. пейзажи?
ММ - Правильно запомнил.
П - Вот это что за картина? Спелые колосья до горизонта, раздолье, дорога через поле тянется, небо с облаками. В поле возвышаются могучие сосны. Прямо чувствуется, как жарко, какие колосья спелые, тяжёлые. Ветра нет. Похоже, скоро гроза будет - ласточки летают низко, на горизонте собираются тучи. Ой, кажется, там по дороге даже кто-то идёт! Две крошечные точки видишь?
ММ - Как это ты заметил! Молодец! Картина называется «Рожь». Шишкин часто рисовал ели и сосны, очень любил русский лес и был мастером пейзажной живописи.
(Продолжение - здесь:
http://natalyushko.livejournal.com/1110616.html)