Дедушка Вася, бабушка Катя и мой Бессмертный полк

May 06, 2016 11:22



Это мой дедушка, Василий Петрович Охапкин. Отец моего отца.



Это бабушка, Екатерина Трофимовна Охапкина, в девичестве Никитина.

Я сейчас буду писать о своих предках и родственниках с отцовской стороны. Я каждый год на 9 мая повторяю один и тот же поздравительный пост. http://natalyushko.livejournal.com/993012.html Там о них пишу. А сегодня, в преддверии, решила поподробнее.
У меня со стороны отца воевали дед, четыре его брата, и ещё родной и двоюродный братья бабушки. А сестра бабушки была героиней тыла. Настоящей героиней, без всяких кавычек. Об этом как раз по ссылке можно почитать. И вот здесь ещё: http://natalyushko.livejournal.com/737125.html

Вчера в ночи перефотографировала на скорую руку снимки из бабушкиного альбома. Сейчас радуюсь, что пока старики были живы, хватило ума записать на обратных сторонах фотографий имена и родственные связи. Только сейчас начинаю понимать, кто кому кто.

У моих прадеда и прабабушки по отцовской-дедовской линии Петра Фёдоровича и Евдокии Алексеевны Ахапкиных, которые жили в деревне Ново-Внуково Луховицкого района Московской области, родилось двенадцать детей. Двое умерли в детстве, десять выжили. Когда Евдокия Алексеевна оформляла документы как мать-героиня, она зачем-то решила исправить ошибку, и записала себя и детей не Ахапкиными, а Охапкиными. Так и остались шесть братьев и четыре сестры Охапкиных: Иван, Александр, Василий, Константин, Виктор, Николай, Наталья, Татьяна, Клавдия, Анастасия.




Все, которые Петровны и Петровичи, это братья и сёстры деда.
Верхний ряд, слева направо: Зинаида Петровна, Александр Петрович, бабушка Катя, Татьяна Петровна, муж Татьяны Павел. Второй ряд: Константин Петрович, Анастасия Петровна с мужем Николаем, Константин Петрович. Нижний ряд Клавдия Петровна и племянник Николай (не знаю, чей сын). Это уже после войны. Без деда.




На этом довоенном фото в нижнем ряду Иван Петрович и Константин Петрович, в среднем - Павел - муж Татьяны, Татьяна Петровна, чуть выше - Елизавета - жена Ивана, Наталья Петровна, Виктор Петрович и крайний справа - Василий Петрович, мой дед.




Василий, Иван, Александр. Старшие братья.




Это брат бабушки Кати, Алексей Трофимович Никитин.




Константин Петрович Охапкин, Алексей Трофимович Никитин.




Иван Петрович, Василий Петрович.




В верхнем ряду дед, бабушка, дед. В нижнем в центре - бабушка, по краям две фотографии Николая Петровича. Какой был красавец!




Александр, Василий.




Николай, Константин.




Александр, Константин, Василий



" alt="" width="600" />
Две верхних фотографии - Виктор Петрович.
Внизу - прабабушка Евдокия Александровна, рядом дочь её Анастасия Петровна, в центре мальчик - мой отец, Евгений Васильевич. Девочка - Люся. Маленького мальчика имени не знаю.

Мой дед Василий Петрович был из старших детей. Невысокий, крепкий, мускулистый, был весёлым, работящим, здорово играл на гармошке и на балалайке. В тридцатых годах, видимо, в первой половине познакомился с моей бабушкой, скромной девушкой Катей Никитиной, Екатериной Трофимовной, родом оттуда же, из Луховицкого района, из одной из соседних деревень. Как там дальше получилось - или бабушка сперва переехала в Москву к тёте Даше, сестре бабушкиной мамы, а уж потом дед тоже переехал и они поженились. Или вначале поженились, потом переехали - не знаю.
Бабушкина тётя Дарья жила в бывшем барском доме на Краснохолмской набережной, в коморке без окон под лестницей. Туда и баба Катя поселилась и сестра бабушкина, Нина.
Дед поступил во Всесоюзную Правовую Академию. Им с женой дали комнату в бараке в Измайлово, на 6-й Парковой. Учился Василий Петрович старательно, успевал и спортом заниматься - футболом, волейболом, ездил во всякие ведомственные дома отдыха и на море. Фотографий оттуда сохранилось много.
Дед на спортивных фотографиях коренастый, подтянутый, с голым торсом любил щеголять.















А здесь крайняя слева стоит скромная девушка Катя. Бабушка моя.



Здесь дед под Котовского побрился. В Академии, видимо, так было модно.






Василий Петрович закончил Академию, стал работать в Московском ОВИРе. В милиции, то есть. К тому времени в его семье уже родились два сына - в 38 году Женя, мой отец, через два года, в 40 - Володя, мой дядя. Вот первая отцовская фотография:




У Василия Петровича, понятно, была бронь - работа в милиции плюс семья. Но когда началась война, он подал заявление и пошёл добровольцем в ополчение. В самокатные войска. В июне сорок первого моему папе не было ещё трёх лет, дяде Володе был годик. Конечно, своего отца они не запомнили. Знали только по фотографиям и рассказам многочисленных тёток и дядьёв.

На фронт ушли и четыре брата Василия Петровича - Иван Петрович, Александр Петрович, Константин Петрович и Виктор Петрович.
Ушёл на фронт родной брат моей бабушки, Алексей Трофимович Никитин. Ушёл и двоюродный брат бабы Кати, Василий Андреевич Жуков. Воевал храбро, был награждён боевыми медалями и даже орденами, был ранен. В госпитале познакомился со своей будущей женой Евгенией Николаевной. Она работала военным хирургом.

Несколько месяцев мать моего деда, Евдокия Алексеевна не получала от пяти своих сыновей ни одного письма. От тревоги и горя заболела. Петр Фёдорович тоже сильно сдал. Но потом письма стали приходить.
До конца войны прабабушка не дожила. Погибла случайно. С дочерью Татьяной и её детьми то ли ехала в эвакуацию, то ли возвращалась из эвакуации. На каком-то полустанке вышла за кипятком, и её сбил поезд.
Мой дедушка Вася тоже сначала писал - и матери, и жене. До конца осени сорок первого года писал. Большинство писем баба Катя, правда, сожгла, когда немец близко к Москве подошёл - боялась за сыновей. Но несколько уцелели и сейчас у меня хранятся.
А с конца осени дедушка Вася писать перестал.
Бабушка его всё равно, конечно, ждала. Посылала всякие запросы, но ответов не было.

Война кончилась. Вернулись домой Константин, Иван, Виктор и Александр Охапкины. Вернулись Алексей Никитин и Василий Жуков. А Василий Охапкин, мой дед, не вернулся.

Баба Катя ждала всё равно.

В 47 году после многочисленных её запросов пришло извещение, что муж ваш, Охапкин Василий Петрович пропал без вести в декабре 1941 года.






Ну, пропал без вести - не убит. Бабушка ждала.
Во второй половине сороковых и в пятидесятые годы баба Катя работала в Елисеевском гастрономе на Тверской, продавцом в отделе фруктов. За ней пробовал ухаживать и даже сватался то ли зам. директора, то ли сам директор гастронома. Видный, красивый армянин. Но бабушка дала полный отбой. Как же, она же замужем. И двое мальчиков. Вот Вася вернётся, что он скажет?
Всю жизнь бабушка ждала деда. С осени сорок первого до зимы девяносто четвёртого. Папе с дядей Володей давали путёвки в пионерские лагеря, как «семье погибшего», а бабушка не верила и всё равно ждала.






Мой папа - в центре, рядом с учительницей. Очень трогательно: бабушка все его почётные грамоты сохранила.

Вот такой бабушку я уже помню. Это она со своей подругой Клавдией и еще с одной женщиной, с которыми работала на ВДНХ.



У меня, видимо, очень много родни со стороны деда. Но я практически никого не знаю. У дяди Володи, папиного брата, детей не было, а с троюродными и четвероюродными сёстрами-братьями связи рассыпались ещё поколение назад. Позапрошлой весной мы, правда, успели съездить в Жуковский к самому младшему брату дедушки Васи, Виктору Петровичу Охапкину. http://natalyushko.livejournal.com/880941.html Он много рассказал того, чего я не знала. Но Костя старшего брата Василия тоже знал мало - слишком большая была разница в годах. Когда Костя вошёл в сознательный возраст, мой дед как раз уехал учиться в Москву в Академию. Считай, разминулись. Надо было бы мне в своё время поговорить с сёстрами деда, которые живы были ещё в девяностых. Не сложилось. Теперь старшее военное поколение ушло. И следующее. Отца уже пять лет нет в живых. И дядю Володю схоронили.

Я, почему-то, верю, что дед найдётся. И я смогу съездить на его могилу, поклониться, дочке показать-рассказать.

Светлая память всем погибшим на войне. Поклон и слава великому военному поколению наших дедов и бабушек.

Охапкины, война, семейное, архив, фото

Previous post Next post
Up