Поездка в Калифорнию - 2

Jun 24, 2008 18:23

Один умный человек сказал, что о стране можно судить по состоянию общественных туалетов и кладбищ. С этим трудно не согласиться. За год очень активных разъездов я укрепилась во мнении, что с первым здесь всё в порядке. Только один маленький, но очень характерный пример: на середине тропы, проложенной в Каньоне красных скал, в 10км от ближайшей трассы и в 35км от города, стоит сарайчик всем понятного назначения. В этом сарайчике есть: а) свет, б) освежитель воздуха, в) туалетная бумага и одноразовые седушки. Далее искать изъяны в этом направлении было бессмысленно, и я занялась вторым пунктом.

На следующий день наш путь лежал через аэропорт Боба Хоупа. Небольшой и не самый приметный, если бы не одно всё перекрывающее "но": его богатейшая, но мало кому известная история. Аэропорт был открыт с большой помпой и авиашоу в 1930 году, в День Памяти. Много раз менял владельцев и название, пережил сильнейший пожар, но уже на следующий день снова работал в привычном режиме: электронное оборудование было взято напрокат в ближайшем аэропорту Лос-Анджелеса и установлено во временном ангаре. В этом же ангаре устроили временный пассажирский терминал и выдачу багажа. В 2003 году было принято решение дать аэропорту имя Боба Хоупа - красавца-англичанина, чья звезда взошла в США. Актёр, комедиант, легендарная персона на радио и телевидении, он был страстным поклонником авиации, летал на фронты Второй мировой, Корейской и Вьетнамской войн, чтобы поддержать солдат, жил недалеко от аэропорта и именно на его лётном поле держал свой личный самолёт. В данном случае всё совпало: 2003-й год стал сотым в истории авиации (считая от первого полёта братьев Райт) и сотым (увы, последним) для самого Хоупа.




К сожалению, авиация во все времена была явлением небезопасным. По иронии судьбы (или по чьему-то недомыслию?) лётное поле аэропорта Хоупа отделено неширокой дорогой от... кладбища. Старого мемориального лётного кладбища, к которому я попросила свернуть. В отличие от героев Джерома, меня не надо уговаривать "посмотреть могилы" - мне это действительно интересно. Поскольку я никогда не бывала на американском кладбище, интересно вдвойне. А если учесть, что я внучка авиатора, прошедшего войну и отдавшего полжизни самолётам, чувства мои становятся вполне понятны.

Могу сказать, что я была поражена. Такую чистоту и порядок редко встретишь даже здесь. Интересно и другое: нет ни оград, ни вертикальных памятников, ни портретов. Только идеально ухоженный газон с однотипными прямоугольными плитами: имя, фамилия, год рождения и год ухода, одна строка от родных. У изножья многих могил вкопаны капсулы для цветов, при этом на въезде висит табличка с информацией, в какой день газон приводят в порядок (раз в неделю) и, соответственно, убирают все цветы.



В память о первых отважных покорителях воздуха в 1924 году был построен Портал сложенных крыльев. 17 декабря 1953 года здание портала было официально обозначено как посвящённое памяти всех погибших лётчиков. Плиты в полу портала - могилы авиаторов, на стенах - памятные доски.





Когда я посмотрела вверх, сразу вспомнила потрясающие строки Роберта Рождественского:
В могиле лежат посреди тишины
Отличные парни отличной страны.
Светло и торжественно смотрит на них
Огромное небо, огромное небо...
Здесь небо не одно на двоих, но одно на всех. На всех безумцев и романтиков, уверенных, что в небе лучше, чем на земле.



Очень правильно, когда люди гордятся своей страной и прилагают усилия к тому, чтобы она стала хоть чуточку лучше. И так же правильно, когда страна не забывает своих людей ни при жизни, ни после ухода. Так должно быть! Налоги должны идти, в частности, сюда, а не на покупку роскошных служебных квартир и авто для депутатов. И думать надо о ветеранах, которые 60 лет (!) стоят в очереди на жильё, а не о том, кого назначить очередным отравителем и какую очередную сумочку купить у Луи Виттона. Я так думаю! (с)









Видя такое отношение к прошлому, понимаешь, что у страны есть будущее. Как только я подошла к памятной плите, чтобы сделать фото, за моей спиной появился один из работников кладбища. "Простите, на этой плите есть кто-то из близких Вам людей?" - Вы бы слышали, с какой искренней болью он спросил об этом. Дорогого стоит!

Это не парковый уголок. Это колумбарий, друзья мои. В эту часть кладбища живые цветы приносить нельзя - таковы правила. Розарий огромный, тянется в обе стороны, в нём несколько десятков видов роз. По пальмам скачут белки, совершенно не боясь людей. Жаль, пока я выбирала лучший ракурс, они ускакали по своим беличьим делам.



Ну вот, нагнала я тоску и на себя, и на вас. Больше не буду, честное слово! :) Продолжение следует...

P.S. Здесь выложена лишь часть фотографий. Остальные - в альбоме "Калифорния"

калифорния, личное, акын

Previous post Next post
Up