Чать 1. Там, где начинается жизнь
Перинатальный центр при ККДБ мне, как жительнице Красноярска, был уже известен. В нашем городе о нем говорят только хорошее, что редкость для народной молвы, сами знаете. Многие хотят попасть на роды именно сюда. Одна из нас, блоггер из Москвы, была так поражена удобством, чистотой и техникой центра, что захотела рожать непременно здесь!
Но это вряд ли. Перинатальный центр - бесплатное медицинское заведение для жительниц Края, которые стали жертвой патологии беременности.
Лучше, конечно, рожать без патологий.
Сейчас - о Перинатальном Центре.
Видите этого человека, который разводит руками, как бы говоря: "А что мы можем сделать?" Это - главврач Центра, Андрей Владимирович Павлов, и говорит он о Самой Главной Сибирской Проблеме: низкая плотность населения.
Эту проблему можно решить, и она решается. Там, где при обычной населенности достаточно одной больницы - в Сибири требуется четыре. "Здесь один человек на квадратный километр" - поется в одной нашей песне, и это не такое уж и большое преувеличение.
Вертолеты, самолеты 2000 рейсов санитарной авиации в год доставляют больных и рожениц в центр.
Кстати, Перинатальный Центр мечтает о собственной вертолетной площадке, чтобы доставлять пациентов прямо по адресу, а не трястись в пробках.
В ближайшее время планируется постройка Перинатального центра в Ачинске - чтобы охватить Назарово, Шарыпово. Край у нас большой, а населенные пункты друг от друга далеко - это и есть проблема "низкой плотности населения".
Немного статистики.
По статистике в Красноярске происходит 40 000 родов в год, при смертности - 30 000 человек в год. Нас всё больше...
Патологии беременности - вещь часто страшная, но, с появлением в Красноярске Перинатального Центра шанс родить ребенка и вырастить его здоровым значительно растет!
Этот человек на фото - вот который не просто рассказывает, а еще показывает рукой - первый заместитель министра здравоохранения Красноярского края, Добрецов Вячеслав Григорьевич. Он замечатльный рассказчик, очень любит Перинатальный Центр, и как мега-удачный проект, и как великолепную больницу... его собственный ребенок был одним из первых малышей, рожденных тут.
Вот мы все идем по идеально чистому коридору, я пытаюсь выпытать что-нибудь интересное про домашние роды с плохим финалом - но в Центр таких мамочек ни разу не привозили.... ну и к лучшему.
Чистота идеальная - уборку делают с помощью специальной техники, Центр очень велик, там можно заблудиться. Если вы посмотрите на пол, вы увидите, что плинтусов нет. Так вот, это специальная технология. Не дать грязи ни малейшего шанса!
Перешли в новый цвет - все этажи, секторы и отделения различаются по цветам, это удобно, современно, и веселит глаз.
А эти люди - самые квалифицированные няни в мире. Их пациенты особо малы и требуют самого нежного ухода - детишки весом от 500 грамм. Пройдут месяцы, и малыши поедут домой, будут выглядеть, как обычные младенчики. А пока их пищеводы толщиной со стержень от авторучки, желудочки - меньше двух миллиграм, меньше половины чайной ложечки... и этих крох нужно покормить, напоить, согреть и вырастить.
Вот этими вот легкими большими руками.
Угадайте, кто внутри? Девочки и мальчики.
Вокруг совершенно особая реальность. Просто и точно о впечатлениях сказала Анна из Питера: "Это космос какой-то..."
Я спросила врача: "Они... спят?" - "Кто-то спит, кто-то кричит..." - "А почему кричит?" - "Мало ли, почему... голодный, может... им занимаются..." - "А почему не слышно, почему так тихо?" - "Но ведь они кричат тихо-тихо, это, собственно, не крик... Мы это видим на мониторах" - "А им не больно?" - "Мы не можем знать, что они чувствуют, но если судить по данным мониторов, они не чувствтвуют боли или страха, а в основном - спят".
Еще десять лет назад эти дети были бы обречены. Это были, собственно, и не дети... Плод.
Кстати, больше половины выхоженных малышей имеет шансы стать здоровенькими. Здоровыми дожить до взрослых лет (а потом уже можно портить свое здоровье на общих основаниях...)
...Мы пришли в опер-блок, куда никого чаще всего не пускают, а вот нас - пустили! И показали волшебную полоску на полу. Все гениельное просто! Наступаешь - и грязь с обуви прилипает к поверхности. Идеально!
Вот персонал ожидает женщину, ее вот-вот привезут на операцию.
Это - специальный стол для перемещения с каталки. Нам его показали в действии (но снимать пациентку, конечно же, не разрешили)
А это - операционная. Конечно, не одна - их в центре достаточно. Пока в соседней оперируют, нам показали освободившуюся. Тут тоже появляются на свет маленькие детки.
Тут должны были быть фотографии палат, где лежат мамы и дети, но я таких фотографий не сохранила, рекомендую, впрочем, подождать поста в журнале
Ольги Финкбайнер, надеюсь, она палаты сфотографировала! Они уютные, чистые, удобные, в каждой палате - свой туалет и свой душ. Родственники - строго по пропускам! Дети лежат с мамами. Питание доставляется в палату (впрочем, есть и общая столовая, все по желанию).
Вот такое бесплатное медобслуживание развивается в городе Красноярске.
Ну а это - гордость Центра, конференц-зал. Зарубежные гости, медицинские специалисты, и многие другие, собираются тут на прес-конференции, на встречи, работает видео-связь, можно пообщаться по скайпу и на большом экране.
Чудо-дерево:). На каждом яблочке - имена малышей, которые родились в Перинатальном Центре, и благодарные слова родителей.
Часть 2. Там начинается другая жизнь
Несомненный позитив Перинатального Центра - это хорошо, но на другой день мы посетили совершенно не позитивное, как нам показалось, место - Красноярский Краевой Клинический онкодиспансер имени А.И. Крыжановского.
Было несколько не по себе.
Сначала мы увидели старые корпуса, убогие, жуткие, сделанные в свое время под общагу. Как там можно было выздоравливать, не представляю - только помирать! А ведь врачи-онкологи работали и там, спасали людей - там...
Там облегчали страдания, продляли сроки.
Получив новое здание, где есть все, чего только врача душа пожелает, работники онкодиспансера, кажется, до сих пор не могут опомниться от радости. "Из убитых восьмидесятых мы - ррраз!!! - и попали в светлое будущее! Мы столько теперь можем с помощью новой техники! Мы учимся! Мы осваиваем!"
Многие врачи при этом действительно начали многому учиться заново. Всерьез осваивать компьютерную грамотность, например. Чтобы пользоваться электронными картами больных. Но об этом рассказывать долго. Да, все изменилось! Пока начнем нашу фото-экскурсию:
Слева - заместитель главврача Гринев Игорь Николаевич. Прямо посередине - Гаас Елена Николаевна, наш гид по Онкодиспансеру. Я была потрясена ее словами о целях и задачах этого медицинского заведения:
- Вы поймите главное. Мы - не хоспис! Мы берем тех людей, кому показано излечение! Даже если шансы невелики, мы стараемся лечить, у нас тут - не валежник!
От этих слов одновременно веяло ужасом ("валежник") и... надеждой.
(Тетенька в черном и с косой попятилась... растаяла в воздухе.)
Про "Тетеньку в черном платье и с косой", которая "за каждым углом", мне сказал человек, которого вы видите справа - Модестов Андрей Арсеньевич, главврач.
Это он подбадривал меня после экскурсии.
Она, безусловно, где-то есть, но эти люди не дают ей слишком уж... наглеть. особенно после того, как отстроилось новое здание, пришла техника, стали получать средства, а не подачки.
Это - потолок! Он высоко-высоко, прозрачный, стекло и металл. Пациенты встречаются с родственниками, все так просторно, светло, тепло. Сиденья с подогревом.
- Осваиваем совершенно новые технологии, используем принцип народосбережения!
Это столовая. Пациенты питаются пять раз в день. Многие из них приехали из разных концов Края, и не могут получать передачи.
- Когда мы переезжали в новые корпуса, прием пациентов не прекращался, мы не пропустили ни одной операции! Еще не все достроили! Сейчас будем смотреть нашу будущую поликлинику.
А это будущая поликлиника.
Предполагается, что специальная пневматическая почта будет пересылать препараты - чтобы был минимальный контакт с посторонней средой. Прямо из корпуса в корпус, по трубе!
Ох, сколько диагностических аппаратов мы пересмотрели - и МРТ, и всевозможные УЗИ, и чего только еще - не знаю! Вот пятидесятая часть увиденного. Нам объясняют, что это такое, а мы не понимаем :) В общем, современная аппаратура все видит. Опухоль не скроется!
Еще одни слова Елены Николаевны: "обратите внимание - народу много, но никто не сидит без дела! Никто не пьет чай, не скапливается, не болтает".
Совершенная правда. Лаборанты - в ряд за микроскопами. Диагносты - за аппаратурой! Врачи... ммм... сопровождают нас.:) Хирурги выполняют операции! Санитарок вообще не видно - зато чистота кристалльная.
Но когда наступает минутка отдыха, здесь, в этой комнатке, медперсонал может присесть, выпить чаю, покушать, расслабиться. Это часть ординаторской. Не сама ординаторская, которая в старые времена превращалась в "столовку", приемный кабинет и спальню. А только часть. Специальная, для отдыха. Я села в одно из этих кресел - божественно! Как на облаке паришь.
Это реанимационный блок. Здесь очень тихо. Тихо-тихо. Здесь выхаживают послеоперационных. Здесь тетка с косой могла бы развенуться по-полной - но не так это просто. Напротив кроватей в палате - пост. На мониторах отслеживается каждое изменение ситуации, весь процесс жизнедеятельности больного. Финские кровати, которые можно вращать и двигать, как угодно - покрыты специальным покрытием. Рядом срочная операционная. Для идеала не хватает только подъемника для больных. Персонал надеется получить его когда-нибудь, так как некоторые виды рака вызывают патологическую полноту. Рекордный вес, который пришлось таскать своими руками, был 170 кг.
А это конференц-зал, откуда транслируют то, что происходит в одной из операционных. Мужчине удаляют сегмент легкого. Движения хирурга удивительно быстры. Как будто работает точная машина.
Мы и в опер-блоке побывали, просто это лучше рассказать, чем показывать. Показывать - ну что... техника, техника, техника...
Лапроскопические операции через крошечные разрезы. Полномасштабные операции, идущие по 4-5 часов...
Паллиативные операции, которые не трогают опухоль, но улучшают самочувствие пациента - например, мы увидели на снимках так называемый стенд, который расширил пищевод пациентке, заболевшей раком пищевода, собственно... опухоль трогать нельзя, но обидно же не кушать! Раньше в таком случае выводили стому, в которую пища закачивалась шприцем. Сомнительное удовольствие.
А теперь через крошечный разрез поставили титановый стенд. Нельзя удалить опухоль? Ну и пусть сидит, но не мешает! Во многих случаях жизнь пациента можно продлить за счет паллиативных действий.
Нас встретил хирург Росинский Сергей Викторович в пижаме с пчелками. Он сразу вызвал в нас доверие. И позитив. Режьте, пожалуйста, если надо - вам нельзя не верить! Этому немало поспособствовали пчелки ("В нашей работе без позитива никуда").
Ну, конечно же, и здесь есть свой конференц-зал. Тоже современный, удобный, с видео-трансляцией.
Когда в Краевой Онкодиспансер приезжают иностранцы, их все лучше и лучше понимают без переводчика: один из докторов в совершенстве знает японский и английский, обучает и персонал. Изучение английского введено в обязательном порядке! "Не можете освоить - зазубрите хотя бы основные понятия!"
О, а это для "желтой прессы". Блоггеры набрасываются на еду! Кормили славно:) Когда это в Сибири встречали гостей без хорошего обеда? И в Перинатальном Центре, и в Краевом Онкодиспансере нам не дали уйти голодными.
Андрей Арсеньевич Модестов обедал с нами, и, кстати, рассказал, что Онкодиспансер (как и Перинатальный Центр) начал строить Лев Владимирович Кузнецов - тогда глава Красноярского Края.
Что нынешний Глава и его супруга принимают участие в работе Окнодиспансера, контролируют судьбу и лечение некоторых больных.
Что рак - это болезнь, которую можно победить, только давая надежду.
... Рак - это Другая Жизнь. Но жизнь.
Смерть в конце - она ведь всех ждет. А рак - это только болезнь, которую надо прожить, и дожить, а если получится - выжить.
Два слова о кризисе, бедности, России и Сибирских перспективах
Я горжусь Сибирью и своим городом. Я уважаю городскую администрацию, которая вытащила эти два великолепных проекта. Если в нашем городе наконец-то приведут в приличный вид детские больницы, Двадцатую и родильные дома, будет совсем хорошо, но я понимаю - всему своё время.
По крайней мере, невозможно говорить про какое бы то ни было обнищание России, когда вот такие медцентры не просто строят, а еще и запускают в бесплатное мед обслуживание для всех социальных слоев населения.
Люди должны получать достойную помощь. Именно такую помощь дают Перинатальный Центр и Краевой Онкоцентр на Смоленской.
Такие разные медучреждения.
Лучше, чтобы больше здоровья и дольше жить. Правда?