Это статья Дмитрия Крылова на АПН - очередная из его серии про "гетерономную этику".
http://www.apn.ru/publications/article18363.htm Понятно, что речь здесь идет не только и не столько о лжи как таковой, сколько о лукавстве - т.е. способности умалчивать о невыгодных для себя фактах, представлять дело в нужном свете, производить определенное впечатление, манипулировать аудиторией и т.п. Причем делать все это не как-нибудь, а в своих интересах (личных или групповых).
Умение действительно очень полезное, а для тех, кто занимается политикой - жизненно необходимое. Но возникает одна проблема:
http://dm-krylov.livejournal.com/866774.html?thread=6621398#t6621398 Не то, чтобы "хороший русский человек" был совсем не способен врать или лукавить в своих интересах. Проблема в том, что делает он это с омерзением, и после этого ему становится хреново.
А существуют ли в нашей культуре ситуации, в которых ложь/обман/лукавство приемлемы и являются не пороком, а добродетелью?
Вообще говоря, абсолютного табу на ложь в нашей культуре нет. Разведчик в тылу врага беспрерывно обманывает и притворяется - но он не подлец, а герой. Другое дело, что обычному человеку очень сложно почувствовать себя разведчиком. Солдат, сваривший суп из топора - натуральный мошенник; но слушатели сказки безусловно на его стороне. Другое дело, что для современного русского этот солдат - или иные подобные фигуры - никак не соотносятся с ним самим. Игроки в покер блефуют: но умелый блеф - не "вранье", а признак хорошего игрока...
Последнее-то нам и нужно.
Ситуация игры - бытовая, в которую легко может поставить себя любой. Обман - причем обман, связанный с эгоистическим желанием выиграть - в игре не табуирован, не осуждается морально и не вызывает никаких личностных проблем, а напротив, входит в правила и является показателем мастерства.
Значит, чтобы человек (например, русский националист) мог добиваться своих целей с помощью хитрости и лукавства и при этом не испытывать проблем с самим собой - нужно, чтобы он воспринимал свою деятельность как игру.
Сейчас у нас распространено совершенно другое отношение. Принято считать, что национально-освободительное движение - это "война народная", нечто предельно серьезное и важное; никакая игровая "легкость", "веселость" или, тем более, моральная двусмысленность здесь неуместна.
Дело у нас серьезное, это верно. Но в Традиции существует весьма древний и почтенный пример игрового отношения к сугубо серьезным делам. Это архетип Трикстера - мифологического "мошенника" и "шутника". Для этого существа вся жизнь - игра. Ради "низменных" эгоистических целей, а то и просто "по приколу" Трикстер лжет, хитрит, нарушает любые табу, бросает вызов любым штампам и предрассудкам, опрокидывает все установленные правила, соединяет несоединимое... и побеждает.
Этот архетип играет огромную роль в культурах едва ли не всех народов мира. В том числе, разумеется, и в индоевропейских культурах. Истории о ловких ворах, обманщиках и шутниках, которые вызывают у слушателей не осуждение, а восхищение, были традиционно распространены и в России.
Но сейчас, к сожалению, этот архетип у русских очень "забит". Хуже того - он под запретом. Трикстерообразное поведение воспринимается как "безнравственность" или, еще хуже, как "жидовство" - и вызывает резкое отторжение. Хотя среди националистов довольно много людей, в той или иной степени "инвольтированных к архетипу" - общественные "понятия" определяют не они. Более того: иные из них под давлением среды сами начинают воспринимать свои сильнейшие стороны как что-то "низкое" и постыдное, давить их в себе, маскировать - или использовать исключительно в мелких интрижках против своих же...
И это очень прискорбно. Кто отказывается Играть - тот никогда не выиграет.