Впечатления яркие и в целом положительные. Получила большое удовольствие. Подробности под катом.
Прежде всего - это совершенно новая (по крайней мере, для меня) среда и аудитория. Классическая демшиза разлива 90-х сильно отличается от нынешних яшиных-кашиных и прочих маш гайдар - и отличается, пожалуй, в лучшую сторону. Это не малолетние шакалята, озабоченные исключительно тусовками и распилом бабла - это взрослые люди, которые действительно верят в то, что говорят и делают. Можно даже сказать, как ни странно это прозвучит, что их идеи в какой-то степени "выстраданы".
Собственно говоря, это и есть классическая интеллигенция.
Соответственно, совсем другая атмосфера. Например, на этих дебатах, несмотря на то, что они заявлялись как "дуэль", вообще не вставало вопроса о том, "кто победил". Либерастам было интересно не "победить", а поговорить. Попытки опустить и затоптать оппонента, хотя, конечно, присутствовали (куда же без этого?) - не являлись самоцелью и не носили такого тупо-агрессивного характера, как, скажем, на диспуте с Минаевым. И вообще, несмотря на все усилия соблюдать регламент, участники с кригеровской стороны то и дело съезжали в сторону самого органичного для них жанра - посиделок на кухне.:-)
Но вот чего я не могу понять: почему у них всех такой жалкий, запущенный вид? Как ни удивительно, один Кригер был более или менее похож на человека. Остальные... как сказал
krylov, "неистребимый запах прокуренного свитера".
Тот же Самодуров, директор этого богоугодного заведения - ну наверняка ведь не бедный человек, гранты получает. А выглядит, как бомж.
Их женщины - это вообще кошмар. Единственная, у кого есть хоть какой-то стиль - Анна Каретникова (кажется, так), редактор сайта voinenet.ru. Стиль своеобразный - что-то типа "королева хиппи". Но он, по крайней мере, есть. Остальные дамы... умолкаю из сострадания.:-(
Вообще и в самом этом, внешне вполне благоустроенном, месте, и в его обитателях чувствуется что-то прискорбное и запущенное. Люди сделали свое дело - и оказались не нужны. Их пристроили к музею - должность почетная, непыльная, какие-то денежки капают... но, по большому счету, их использовали и кинули, и сами они прекрасно это понимают.
Да: на стенах зала, где проходило мероприятие, висят потрясающие плакаты. К сожалению, у нас не оказалось с собой фотоаппаратов, чтобы это дело заснять. Но я рекомендую интересующимся просто посетить музей и посмотреть. Главное - внимательно почитать тексты. Дело того стоит.:-)
Теперь собственно о дебатах.
Формат их, по свойственной интеллигентам безалаберности :-), был совершенно не продуман заранее и определялся на ходу. Прямо на ходу выбрали двоих ведущих: с нашей стороны ведущим стал Константин Крылов, с их стороны - какая-то дама. Кто в каком порядке выступает, кто задает вопросы, как подаются реплики - все это тоже определялось прямо в процессе.
Михаил Кригер, как ни странно, вблизи производит относительно приятное впечатление. Это крупный шумный товарисч сангвинического темперамента. Кажется, вполне гетеросексуальный (свои шуточки на эту тему беру назад). Пожалуй, его даже можно было бы назвать симпатичным, если бы не изумительное устройство его мозгов, о коем далее.
Диспут он начал с того, что долго думал над названием темы, но так и не смог с ним определиться. "Слава ли России?" - звучит как-то странно, он и сам это понимает. Лучше спросить: "Гордый ли народ русские?" Но и это тоже не очень хорошо, потому что он считает, что гордость - плохое слово, и лучше говорить не о гордости, а о самоуважении. Но его уважаемый оппонент как-то раз где-то сказал, что русские - гордый народ; и вот с этим он, Кригер, хотел бы поспорить.
Затем он продемонстрировал нам на экране ролик, взятый с сайта www.fishki.net и отснятый в какой-то казарме, где показывалось, как один "дед" лупит нескольких "духов", а те не сопротивляются.
- Вот видите, - сказал Кригер. - Эти русские люди покорно сносят издевательства. О какой же гордости русского народа можно говорить после этого?
- Интересно, - сказал Тор. - Если бы я показал вам ролик о том, как несколько эсесовцев загоняют сотню евреев в топки холокоста, а потом сказал: "Посмотрите на этих жалких евреев - они покорно идут на бойню, у них нет никакой гордости!" - что бы вы мне ответили?
- Ну это же совсем другое дело! - сказал Кригер. - Как вообще можно это сравнивать? Ведь у эсесовцев были автоматы!
Дальше все шло примерно в том же духе. Я не буду пересказывать все по порядку - это и невозможно - а просто постараюсь припомнить самые яркие моменты, благо их было много.
Кригер (в ответ на замечание, что в 1941-1945 гг. русский народ проявил неиллюзорную гордость):
- Ну, зачем оглядываться назад? Давайте говорить о современности!
(Через две минуты, объясняя, откуда у русского народа рабская психология):
- Думаю, это связано с многовековыми традициями холопства на Руси.
- Вы же только что предлагали не оглядываться назад?
- Ну это же совсем другое дело!.. Да, и еще, конечно, кошмар сталинщины, когда были уничтожены лучшие люди России...
- На инородческое большевистское иго намекаете? - понимающе интересуется Тор.
Тут у Кригера происходит какой-то сбой программы - впрочем, ненадолго.
- Главная проблема русского народа в том, что у него понижено самоуважение, недостаточно гордости...
(Через три минуты):
- Знаете, с чего все началось в Германии? Появились люди, которые вдруг начали гордиться тем, что они немцы. А потом... ну, все мы знаем, чем это кончилось. Такая гордость ведет к катастрофе!
- Ага. Значит, главная проблема русских - в отсутствии гордости, но решать эту проблему нельзя, потому что это приведет к катастрофе?
- Ну... ну... ну это же совсем другое дело!
Раз пять или шесть за всю дискуссию Кригер с вызовом повторил, что сам он считает себя русским и причисляет себя к русским - и ему все равно, что мы об этом думаем! На пятый раз мне уже очень хотелось громко ответить с места: "Да успокойтесь наконец, уже все здесь усвоили, что вы еврей!" :-)
Один раз, когда он обратил эту тираду непосредственно к оппонентам, Крылов ответил:
- Вы, разумеется, вправе считать и называть себя кем угодно. Кто может вам в этом помешать? Но ведь и все остальные вправе считать вас кем угодно - и вы не можете оспаривать это их право.
- А... э-э... снимаю шляпу перед вашим риторическим мастерством! - уважительно ответствовал Кригер.
Вообще со стороны либерастов постоянно всплывали две темы:
1) Нельзя защищать интересы русских, потому что они обязательно будут противоречить интересам других народов России (почему-то при этом упоминались башкиры и татары - народы, по-моему, вполне приличные и ни в чем дурном не замеченные).
2) А как вы собираетесь определять, кто русский, а кто нет?
Эти вопросы повторялись снова и снова, причем ответов товарисчи, по-моему, просто не слышали. У них в головах имелась четкая картинка того, что должны говорить "страшные фашисты", и слова, идущие вразрез с этой априорной картинкой, просто не воспринимались. Так, Кригер через всю трехчасовую дискуссию пронес нерушимое убеждение, что мы намерены "всех нерусских зачислить во второй сорт".
Обсуждается известный инцидент на Антифарше-2005.
Кригер:
- Это все неправда! То есть да, правда, что я сдал моего уважаемого оппонента в милицию - но только потому, что был очень возбужден и ждал провокаций. А на плакате у него было написано не "Слава России", а что-то про каких-то оккупантов - вот я и решил, что это провокация!
Тор:
- У меня свидетели есть. Матвей, может, ты расскажешь, как было дело?
second_sign, из зала:
- Как же, как же! Вы, Михаил, все перепутали: плакат про оккупантов держал я! Вам надо было меня сдавать!
Кригер:
- Ну, я же говорю, обстановка была напряженная, я так волновался...
Некая антивоенная дама по имени Айша и с непроизносимой восточной фамилией, в заключение длинной и довольно бессвязной "реплики":
- Как могут русские претендовать на национальные богатства России, когда российские алмазы принадлежат якутам, а нефть - хантам и манси? Да, нефть находится в их земле, а вы, русские, пришли туда, завоевали их, отняли у них эту землю, построили города, в которые им вход запрещен...
(Немая сцена.)
Самодуров:
- Все это очень интересно; но, приглашая сюда представителей противной стороны, мы, честно говоря, ждали от них большей искренности, большей какой-то открытости...
Тор (проявляя искренность и открытость):
- Хорошо. Помните, вы тут устраивали русофобскую выставку "Осторожно, религия"? Так вот: когда мы придем к власти, фиг вам будет вместо таких выставок!
Кригер, громко и радостно:
- Ага, я понял! Вы хотите в России устроить исламскую революцию!
Немая сцена. Православный Тор и зороастриец Крылов медленно сползают пацтол.
Кригер, с непередаваемой интонацией:
- Жаль, избранный нами формат не позволяет вести прямой разговор непосредственно с оппонентом - а то бы уж я докопался!..
Интонация действительно непередаваемая. Пацтол отправляется уже весь зал, не исключая и либерастов.
Кригер, выдержав паузу, с достоинством:
- Докопался бы до истины!
И много еще там было сказано прекрасного и удивительного - все не перескажешь.
Что касается меня, то я выступила в прениях. Здесь я решила отработать ту же тактику, что и в беседе с фофудьей - а именно, удушить противника в объятиях.
- Очень интересная вышла дискуссия, - сказала я. - Интереснее всего - то, что у таких, казалось бы, непримиримых оппонентов по сути оказалось много общего. Все мы здесь очень критически относимся к нынешней российской власти. Все согласны в том, что наша страна - Россия, и населяющий ее народ находятся в ужасном и нестерпимом положении, что с этим надо что-то делать. Более того: когда я попросила Михаила огласить его конструктивную программу - он, по сути, начал повторять основные тезисы программы современных русских националистов. (Так оно и было.) По-видимому, противоречия между нами носят не столько объективный, сколько субъективный, психологический характер. Имеется какой-то психологический барьер, который нуждается в понимании и проработке. Пока отмечу два тезиса наших оппонентов, которые меня удивили и заставили задуматься.
Во-первых, вы почему-то считаете, что интересы русских по определению противоречат интересам нерусских народов России. Но в чем заключаются интересы русских? Никакого зловещего секрета здесь нет. Интересы русских - это, например, достойные зарплаты и приличные пенсии, на которые можно жить, а не выживать; это нормальное здравоохранение и образование, победа над коррупцией, наведение порядка в правоохранительных органах, уничтожение наркомафий... и так далее. Вы хотите нас уверить, что все это противоречит интересам татар или башкиров? Знаете, я о башкирах лучшего мнения.
И второе. Вы все время требовали от нас ответа на вопрос: кто такие русские, как определить, кто русский, как вообще определяется национальность. При этом явно ожидали такого ответа, который должен был нас "скомпрометировать" и выставить "измерителями черепов". Но у меня сложилось впечатление, что вы сами прекрасно знаете ответы на эти вопросы. Очень красноречиво прозвучало заявление г. Самодурова: "Я - русский на три четверти, а на одну четверть нерусский". Как видно, г. Самодуров прекрасно знает, как определяется национальность, и считает совершенно естественным определять ее четко, математически - ПО КРОВИ.
Если так, господа - какие же к нам вопросы и в чем ваши к нам претензии?
Скажу не хвастаясь, что мне хлопали далеко не одни только "наши". :-)
После мероприятия Самодуров объявил, что ему все очень понравилось и он жаждет продолжения. Недолго думая, забили стрелку через две недели. Примерная тема - "Интересы русского народа и их соотношение с общегражданскими интересами всех граждан России".
Прикольно будет, если посещения либерального гнездовища станут регулярными. :-)
Upd.: впечатления человека со стороны:
http://pinkyhoy.livejournal.com/102631.html