ЗАЯВЛЕНИЕ РУССКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ПО СИТУАЦИИ В ДОНБАССЕ В границах современной Украины, преимущественно в её юго-восточных областях, проживает несколько миллионов русских, а также предельно близких к ним по культуре, менталитету и исторической памяти русскоязычных восточных украинцев. Русские и русскоязычные граждане Украины в соответствии со всеми общепринятыми международными нормами имеют полное и неотъемлемое право на уважение своих этноязыковых и политических прав.
К сожалению, вместо того, чтобы стать государством двух равноправных и живущих во взаимном уважении этноязыковых общин, украинской «западной» и русской «восточной», украинское государство с 1991 года последовательно строило свою политику на более или менее явной русофобии. Фактически, Украина стала своеобразной мини-империей, где роль метрополии играли «украинские» Центр и Запад, а колонии - «русский» восток. Против русских и русскоязычных украинцев украинское государство последовательно проводило жёсткую ассимиляторскую политику. Русских третировали, русский язык неуклонно вытеснялся из всех сфер жизни, количество русскоязычных школ уменьшалось, Востоку Украины пытались изменить историческую память, заставить забыть собственных героев и навязать чужих. Всё это не могло не вызывать протеста Востока Украины и его глухого отчуждения от Запада и Центра страны.
На новый уровень процесс наступления на «русский» Восток Украины начался с Майданной революцией. Россия и русские были обозначены её вождями как главный исторический враг Украины и украинского народа, разгулявшиеся толпы скандировали «москаляку на Гиляку». Одной из первых законодательных инициатив новой власти стала отмена регионального статуса русского языка. К сожалению, украинская национальная революция оказалась одновременно революцией антирусской, русофобский пафос которой создал серьёзную угрозу законным интересам и правам русских и русскоязычных граждан страны.
Почувствовав серьёзную опасность для своих законных прав и интересов, русские и русскоязычные граждане Украины стали выходить на улицы, устраивать акции протеста, требовать соблюдения своих интересов, расширения прав своих регионов, дабы не допустить культурного и ментального диктата со стороны русофобских сил. К сожалению, новая украинская власть оказалась глуха к своим гражданам и фактически отказалась от диалога: те действия, которые на Майдане считались героическими, применительно к юго-восточным регионам Украины были названы преступными. Начались репрессии: разгоны народных сходов, аресты лидеров.
Это не могло не завести ситуацию в тупик и не привести к эскалации конфликта. Русские и русскоязычные украинцы не захотели терпеть ситуацию, при которой власть говорит с ними на языке полицейских дубинок и двойных стандартов. Ещё больше людей вышло на улицы и они потребовали от власти провести референдумы о статусе своих регионов. Никаких сепаратистских требований при этом не выдвигалось, речь шла об автономии в составе Украины, о её трансформации в федеративное государство, где будут уважаться этноязыковые особенности каждого региона. Право на референдум - абсолютно законное право граждан любой демократической страны, выражающее народовластие.
К сожалению, украинская «революционная» власть и дальше продолжала оставаться глухой, прячась от своего народа за полицейскими щитами и дубинками. В такой ситуации у народа не осталось иного выхода, кроме как осуществить своё последнее право - право на восстание. Народ имеет право сопротивляться угнетению и если все законные способы воздействия на власть исчерпаны, если власть остаётся глуха к чаяниям народа, то имеет и право на восстание, которое и произошло в Донецкой и Луганской областях Украины, её наиболее русских в этническом, языковом, культурно-историческом плане регионов.
При этом подчеркнём, что речь по-прежнему не шла о сепаратизме: захваты административных зданий в создание дружин самообороны в Донецкой и Луганской областях было актом отчаяния со стороны людей, чтобы заставить власти Украины пойти им навстречу в проведении референдума о статусе их регионов, в обеспечении их законных прав и свобод.
И тут произошло самое драматическое: Киев вместо переговоров двинул на Донецк и Луганск регулярные военные части, включая тяжёлую боевую технику, танки и авиацию. Фактически это начало войны против собственного народа в центре Европы. Украина, претендующая на статус демократической европейской страны, в одночасье оказалась в одном ряду с Ливией и Сирией, использующими армию для решения внутриполитических проблем.
В такой ситуации нельзя не выразить полную поддержку законным требованиям русских и русскоязычных жителей Донецка и Луганска о проведении референдума и предоставлении регионам федеративного статуса в составе Украины, о праве дончан и луганчан на уважение своего языка, культуры, менталитета и исторической памяти.
Украине следует немедленно отвести войска от населённых пунктов и прекратить любые военные действия против дончан и луганчан, в особенности с использованием авиации и тяжёлой боевой техники, освободить всех политзаключённых и начать переговоры с лидерами русского протеста о проведении референдума. Это в интересах и самой Украины: чем дольше будут идти боевые действия, чем больше пострадает, а тем более - погибнет жителей Донбасса, тем выше вероятность, что они уже вообще не захотят жить в составе Украины даже со статусом самой широкой автономии. Пролитая кровь может навсегда разделить Донбасс и Украину.
России в сложившейся ситуации следовало бы использовать все возможные способы дипломатического и экономического давления на власти Украины, чтобы принудить их к прекращению военных действий в Луганской и Донецкой областях. Также России следует в срочном порядке создать над Донбассом бесполетную зону, дабы исключить возможность применения Украиной авиации против мирного населения.
Если украинские власти продолжат, несмотря на создание бесполётной зоны, дипломатическое и экономическое давление, вести военные действия против дончан и луганчан, будут отказываться от проведения референдумов о относительно их статуса, то у России, как ни горько об этом писать, фактически не останется иного варианта, кроме как осуществить наземную военную операцию в соответствующих регионах, чтобы спасти своих соотечественников. Иначе получится, что Россия предаст их и подорвёт проснувшуюся было у русского народа после воссоединения России с Крымом веру в то, что Россия, как государство, является его защитником.
В любом случае, главная задача сейчас - остановить эскалацию боевых действий и создать условия для проведения свободного референдума о статусе Донецкой и Луганской областей, на котором их жители сами решат свою дальнейшую судьбу.
Благодарим Максима Жиха (lj-user=sverc) за помощь в подготовке текста.