Итак, загадочный Кильмезь. Как видите, и это еще не край света - во всяком случае, мобильники здесь ловят.
Зачем же, спросите вы, нас четверых (меня, Настасью Иванову, Мишу Нечаева и замечательного Е.Б. Кокаулина) сюда понесло, и что мы здесь делаем?
Что ж, теперь уже можно сказать.
Сегодня мы купили дом для Надежды Чекашкиной!
Напомню эту историю. Надежда Николаевна Чекашкина - бабушка-погорелица из Татарстана, из глухой деревни Русский Шуган. Дом ее сгорел несколько лет назад, и с тех пор она ютится в перекошенном полусгнившем сарайчике. Местная администрация отказалась помогать ей с постройкой нового дома, причем районный глава откровенно объяснил свою мотивацию: "Была бы ты татарка - я бы помог, но ты русская - ничего ты от меня не получишь".
Несколько лет спустя - прошлым летом - эта история случайно стала известна. Поднялся шум в прессе. Многие политические деятели громко возмущались такой несправедливостью и обещали, что без помощи бедную старушку не оставят. В частности, обещал ей свою помощь депутат Госдумы от Татарстана, единоросс Александр Сидякин. Но обещания единоросса... надо ли продолжать?
Не остались в стороне и националисты. Отделение партии "Новая сила" в Татарстане объявило, что создаст Фонд под названием "Дом Надежды", соберет деньги и построит для Чекашкиной новый дом. Но собрали они около 5 тысяч, и на этом дело застопорилось.
Будучи в сентябре 2012 года в Казани, я услышала эту печальную историю. Местные националисты с грустью говорили, что попиарились на старушке и ее горе многие - но не поможет ей, по-видимому, никто... И тогда я сказала: все обещали - а мы, РОДовцы, сделаем!
Деньги мы собрали довольно быстро - это-то оказалось несложно. (Пользуясь случаем, еще раз сердечно благодарю всех, кто принял участие!) Но дальше начались проблемы логистического и организационного свойства, которые казались почти непреодолимыми. Чекашкина живет в глухой деревне, куда из Казани ехать четыре часа, где нет даже нормальной мобильной связи. В ее краях дерево очень дорого - там покупать смысла нет. Те места, где дешево продаются деревянные дома, как правило, тоже довольно далеки от цивилизации. А мы, москвичи, чрезвычайно далеки от деревянных домов и всех вопросов, с ними связанных. Что покупать, как, где и у кого? Как осмотреть товар? Как понять, хорош ли он? Кто и как будет его перевозить, кто - собирать на новом месте? И как, черт возьми, все это организовать?
Все эти вопросы решались больше полугода, и не раз у меня опускались руки.
Но теперь, кажется, все на мази! По крайней мере, полдела сделано.
В полузаброшенной деревушке неподалеку от Кильмези стоит выморочный дом. Хозяин его умер два года назад, родственников не осталось. Но дом построен в 1977 году, он хороший и крепкий. Окна и двери, пол, крыша, русская печь - все на месте. Самое большее, может быть, придется заменить нижние венцы. Принадлежит он местному муниципальному образованию.
Мы его купили - не как дом, а как "конструкции дома", т.е. набор стройматериалов. Обошлось это совсем недорого.
Теперь необходимо организовать его разборку и доставку, а также встречу и разгрузку на том конце. Этим займемся завтра.
Что касается сборки, то администрация Русского Шугана обещала Чекашкиной собрать дом, если его привезут. Нужно будет что-то достроить или доделать - перечислим ей деньги, и это она уже организует сама.
Что сказать вам еще? Сельская местность производит смешанное впечатление. Очень печальны заброшенные деревушки, вымирающие, гниющие, населенные немногочисленными и практически потерявшими человеческий облик алкоголиками. Но намного более позитивное впечатление производят "крепкие" деревни и села - где люди живут, работают, благоустраивают свою жизнь, несмотря на развал инфраструктуры, на равнодушие, а иной раз и противодействие вышестоящих властей. То, чего им "не дают" - они делают для себя сами, и хотят только одного: чтобы им не мешали, не ставили бюрократических препон, не ограждали со всех сторон бессмысленными и разорительными правилами. Сталкиваясь с таким контрастом, ясно видишь: то, что слабого убивает - сильного закаляет и делает только сильнее.
Еще замечу: в мегаполисах бытует мнение, что "деревенские" - это какая-то особая порода людей, вроде неандертальцев, с которыми чуть ли не говорить надо на другом языке. Еще по Грибановке, по родственникам Александра Кулешова, мне показалось, что это полная фигня. И сейчас это впечатление только укрепилось. Пропасть между "интеллигентами" и "простонародьем" давно отошла в прошлое; "поселяне" уже не только смотрят тот же телевизор, но зачастую и читают тот же интернет. Вполне внятные, разумные, здравомыслящие люди. Получше и похуже; есть очень достойные, больше обыкновенных, попадается и совсем "человеческий мусор" - как везде. И от жителей больших городов, пожалуй, отличаются лишь тем, что живут более здоровой и естественной жизнью. Они какие-то более настоящие. В их ситуации быстрее становится понятно, кто чего стоит.
Не буду сейчас подробно о деревне, где мы купили дом, и председателе сельсовета, с которым имели дело. Бог даст, вернемся - сделаем большой подробный репортаж с картинками. Но этот председатель мне очень понравился - и он сам, и то, что он рассказывал о деревенской жизни и о своей работе. Побольше бы таких людей.
Отмечу только два момента из разговора, которые к нашей деятельности имели прямое отношение.
Спросили его, от какой партии он избран.
- От самовыдвижения. Предлагали мне идти от "Единой России" - но я сказал: да вы что, мне же люди в лицо плевать будут! И никто не согласился. Так у нас и не было кандидата от единороссов, все были самовыдвиженцы.
Так-то.
И второй момент. Когда, уже после покупки, мы рассказали, что у нас за организация и зачем покупаем дом - он очень воодушевился и говорит:
- Вот это хорошее дело! Правильная у вас организация! Хорошо бы еще, знаете, такую партию сделать - именно русскую партию, чтобы защищала русских! [буквально такими словами] А то эти "черные"...
И дальше повел совершенно националистические речи.
- Неужели же и у вас есть такие проблемы? - спрашиваем мы. Потому что глушь совершеннейшая, казалось бы, какие там "черные", откуда?
- А как же! - отвечает он. - Азеры и чеченцы. Приезжают, занимаются в основном всякими незаконными делами, и очень стараются здесь закрепиться. Я-то у себя в сельском поселении за этим слежу. Если пытаются войти в доверие к нашим местным алкашам и прописаться у них - не позволяю этого. А вот в Кильмезе у одной женщины азербайджанцы отжали квартиру - ходила она и в милицию, и в прокуратуру, и все без толку...
Он рассказал нам, как найти эту женщину, и завтра мы попробуем ее найти и поговорить с ней. Может быть, удастся ей помочь.
(А вот с татарами, которых в этом районе очень много - по его словам, все хорошо, никаких противоречий и трений нет. Хотя заметно, что они "ориентируются на Татарстан".)
Еще рассказал, что в деревне у него недавно поселился приезжий из Ставрополья - можно сказать, беженец: уехал из родных мест, потому что, по его словам, там чеченцы выживают русских, и невозможно это терпеть. Семья его еще там, а сам он обживается здесь: с помощью муниципалитета построил дом, завел пасеку, и в ближайшее время перевезет и семью.
Так-то. Привет гражданам, любящим порассуждать в бложиках о том, что простой народ в регионах голосует за "Единую Россию" и - нет-нет, что вы, не видит никаких национальных проблем и абсолютно не поддерживает националистов!
Итак, дом куплен: теперь нам предстоит договориться о его разборке и перевозке, а также организовать его "встречу" на том конце. Надеюсь, управимся за пару дней - и в Москву.
Друзья! Если кто-то из моих читателей живет в Муслюмовском районе Татарстана (или между Казанью и Муслюмово) и готов помочь организовать "встречу" дома в Шугане - пожалуйста, свяжитесь со мной в Контакте или здесь в личке! У нас есть друзья в Казани, но все-таки от Казани это очень далеко. :-(
NB: после длинного и полного впечатлений дня захожу в интернет - и что там вижу?
Привычную картину. Одни национал-демократы обсуждают "советских". Другие, как ни удивительно - казалось бы, тема давно стухла и исчерпала себя - обсуждают "ватников". Третьи еще кого-то обсуждают и осуждают. Четвертые - впрочем, кажется, уже не демократы - очень переживают о том, где пройдет их демонстрация 12-го июня, не загонят ли их опять в любимый район московской мэрии - Люблино...
Ничего неожиданного - просто на фоне той жизни, которую я вижу и которой сама живу сейчас, контраст как-то особенно заметен.
И, может быть, любому, кто интересуется политикой и политическим национализмом, рано или поздно придется выбирать, где его место. Среди "ликующих, праздно болтающих", тупо тусующихся, бессмысленно митингующих - или там, где русские... нет, не "погибают" - а живут и действуют, ярко и увлекательно, ради "великого дела любви" к своему народу.
Я свой выбор сделала.
Буду благодарна за распространение и пиар этого поста.
И напомню
наши реквизиты. Дом для Чекашкиной куплен - но русских, ждущих нашей помощи, еще очень-очень много в России.