Сегодня продлевался срок ареста для двоих обвиняемых в "массовых беспорядках" 6-го мая - Ярослава Белоусова и Федора Бахова.
Обоим, увы, продлили срок - они будут сидеть до ноября. Судья Басманного суда Н.Е. Мушникова, рассматривавшая оба дела, подошла к ним с обычным для нынешних судей (как ни печально это произносить) равнодушием и к справедливости, и к человеческим судьбам.
Сидит в тюрьме Ярослав Белоусов - двадцатилетний студент МГУ, молодой муж и отец годовалого малыша, обвиняемый в том, что "бросил в ОМОНовца неизвестный предмет", о котором я уже много писала. Сам он держится бодро, но родным его, конечно, очень тяжело.
Ярослав находится в СИЗО № 5 ("Водник"), на условия не жалуется. До недавнего времени сидел в камере на семерых, с телевизором и холодильником; в последние дни его, видимо, ввиду общественной значимости дела, перевели под "особый надзор" - в двухместную камеру, но уже без особых удобств. Вместе с ним сидит пожилой мужчина, высокопоставленный чиновник, обвиняемый в мошенничестве. Вот в таком неожиданном месте встретились единоросс и оппозиционер. :-/
Сидит и тридцатилетний Федор Бахов. Федор - тоже из МГУ, с химфака: он ученый и, похоже, не рядовой научный сотрудник, а действительно незаурядный, "штучный" человек. В рекомендациях его бывшие преподаватели и руководители с мест работы отзываются о нем как о блестящем молодом ученом. Сейчас он работает в организации, ведущей исследования в области нанотехнологий, связанной со Сколково - он разрабатывает какие-то химические соединения для упаковочной и пищевой промышленности (точнее написать не смогу, я в этом ничего не понимаю), и сотрудники хором просят отпустить его под поручительство, говоря, что без него работа встала.
У Федора жена, четырехлетняя дочь и престарелые родители. Все они (кроме дочери) были на суде: тяжелобольной отец - "классический" старичок с бородой, в очках и с палочкой, такая же старушка-мать, жена - симпатичная молодая женщина в очках, очень скромно и строго одетая. Интеллигентная семья, страшно далекая от судов, тюрем, от всей этой уродливой и страшной стороны жизни... Родственники подавлены, после суда они чуть не плакали. Сам Федор, кажется, все еще потрясен и не вполне свыкся со своим новым положением зека. Политикой он заинтересовался (по всей видимости) недавно: в марте был наблюдателем на выборах от КПРФ, а в мае, чуть ли не в первый раз в жизни, отправился на митинг. Видимых связей с какими-либо движениями или организациями, вообще каких-то политических "привязок" нет. В том, что он бил каких-то омоновцев - очень сомневаешься, даже просто на него глядя.
Защищают Федора Анна Зарва - адвокат, кажется, из "Росузника", и сегодня вступил в дело Александр Васильев, к которому обратились его родные по рекомендации Аграновского.
Все это печально.
В перерыве между заседаниями прокурор (!), сидя в коридоре, объяснял какому-то своему коллеге: "400 человек подвергли административному аресту, потом из них случайным методом выбрали этих и привлекли..." Т.е. прокурор (фамилия его Кальчук) сам прекрасно понимает, что происходит и как это делается. Но это не останавливает его от соучастия.
Тринадцать "узников 6-го мая" - пестрая подборка самых разных людей, выбранных случайным образом из множества административно задержанных. Большинство из них (если не все) поодиночке ни малейшей общественной опасности не представляют. Вопрос о том, почему они "принимали участие в беспорядках" и что это вообще были за "беспорядки" такие, адресовать следует вовсе не к ним. То,что их судят как сознательных и злостных преступников, вменяя им тяжелые уголовные статьи, и то, что до суда их всех держат в тюрьме (что вообще-то является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ МЕРОЙ, так написано в законах!) - беззаконие. Они - политзаключенные.
Подробный репортаж с фото будет у
beekjuffer.