Читая старца Паисия, я для себя более-менее, как мне кажется, усвоила:
«Если кто - то смирится перед очень смиренным и чувствительным человеком, то получит много пользы. А если смиришься перед человеком, не знающим смирения: попросишь его совета или расскажешь ему о своих недостатках, то сделаешь его еще более гордым и наглым».
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/31.html Старец Паисий Святогорец. .Письма
Более того, в случающихся конфликтных ситуациях находила некоторую опору (не оправдание) в своем н е д о б р о м (???) отношении - в отражении «противника», , в своих возражениях, обозначении нелицеприятной позиции.
А здесь, у Софрония Сахарова, прочитала следующее:
«Если вы считаете вредным ответить злому человеку добром, то он недоумевает, как вы, именуя себя христианином, считаете, что поступок, согласный с заповедью Христа, может принести какой-либо вред. Заповеди Христа для него были законом абсолютного совершенства, и единственным путем к преодолению зла в мире и к вечному свету. Хранение их может быть только полезно; полезно и для того, кто им следует, и для того, по отношению к кому они исполняются. Нет, и не может быть такого случая, когда следование заповедям Христа могло бы причинить вред, если о вреде судить не по временному внешнему ущербу, а в плане подлинного и вечного бытия, ибо заповедь Христа есть выявление абсолютного блага».
http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_12-all.shtml иеромонах Софроний. ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА.
Не люблю занудствовать, но прошу друзей высказать свое понимание этой темы - не понимаю до конца: в реальных отношениях-то КАК?