Оставив
(в первой части прогулки) за спиной павильон Московских ярмарок, идёт дальше. Наш маршрут продолжается по улице Кировоградская до входа в Школьный парк, который расположен между домами 8 корпус 2 и 8 корпус 3.
Остановка 7. Школьный парк. Аэродром
На месте уютного парка, который сейчас проходит через многочисленные учебные и дошкольные заведения, с 1936 года до 1949 год был учебный аэродром.
Аэродром начал функционировать в 1936 году и насчитывал 15 самолётов.
В 1941 году вторая военно-авиационная школа первоначального обучения (ВАШПО) для организации учебного аэродрома получила эту же площадку. Тут размещались - взлетно-посадочная полоса для учебных самолетов, бензохранилище и ангар для боеприпасов. В октябре, в связи с приближением фашистов к столице, на этот аэродром, возможно, передислоцировали 173-й истребительный полк противовоздушной обороны Москвы.
Именно на этот аэродром 12 октября 1941 года летел самолёт, который упал на взлётное поле между нынешними домами 10 корпус 1 и 10 корпус 2 по Кировоградской улице.
Чтобы увидеть памятник, после выхода в парк, поверните налево на первую тропинку, ведущую за дом 8 корпус 3 и идите прямо.
Остановка 8. Обелиск погибшим лётчикам
Ночью 12 октября 1941 года экипаж в составе командира Юрия Петровича Тихомирова, штурмана Алексея Яковлевича Ончурова, стрелка-радиста Павла Алексеевича Вороны получил приказ бомбить танки врага в районе Юхнова. Летчики летели на самолёте СБ-2 и принадлежали 173-му авиаполку, который базировался на Остафьевском аэродроме (южнее Бутово). Погода была нелетной, высота облачности 300 м, дождь со снегом, видимость ограничена. Но экипаж выполнил задание и разбомбили вражеские танки. От зенитного огня противника самолет сильно пострадал. Внутри кабины разорвался снаряд, осколками которого был убит штурман Алексей Ончуров. Тяжело раненый пилот Юрий Тихомиров сумел развернуть горящий самолет и над Варшавским шоссе повел его в Остафьево. Связь с экипажем прервалась после того, как стрелок-радист Павел Ворона сообщил, что самолет горит. Не сумев приземлиться в Остафьеве, горящий двухмоторный самолет в крутом пике врезался в землю на краю учебного аэродрома в Чертанове. Курсанты сбили пламя, обнаружили тела двух летчиков. Передняя кабина глубоко ушла в землю, и извлечь тело штурмана не смогли. Школа в тот момент переводилась на новое место дислокации, и на опустевшем аэродроме не было техники, необходимой для этого. По полетному заданию, найденному в планшете командира, тогда же установили состав и имена членов экипажа. Тела Юрия Тихомирова и Павла Вороны отправили в тыл для захоронения.
Экипаж:
- командир звена, пилот, лейтенант Юрий Петрович Тихомиров (1919 (род. в г.Куйбышев) - 1941)
- стрелок-бомбардир-наблюдатель, лейтенант Алексей Яковлевич Ончуров (1918 (род. в деревне Немовщина Свечинского района Кировской области) - 1941);
- стрелок-радист, сержант Павел Александрович Ворона (1919-1941)
В 1968 году между первым и вторым корпусами дома номер 10 по Кировоградской улице тянули кабель. Ковш экскаватора извлёк кусок металлической обшивки самолёта с ясно различимой красной звездой. Далее из земли достали два авиадвигателя, бортовые пулемёты, искорёженные винты, личные вещи лётчиков и останки одного из членов экипажа. Следопыты зюзинской школы № 629 по названию завода-изготовителя и номерам двигателей, а также дате выпуска винтов установили имена членов погибшего экипажа.
Документальных подтверждений о том, что А.Ончуров похоронен на этом месте - нет.
9 мая 1995 года стараниями поэта-фронтовика Анатолия Цветкова, другими членами Совета Ветеранов - В.И. Бахтина и Л. И. Раппопорта, а также супрефекта муниципального района Е.И. Муленкова, между домами 10-1 и 10-2 по Кировоградской улице был открыт мемориал памяти. Авторы памятника - скульптор А.М. Рылеев и архитектор М.И. Судаков.
С годами обелиск несколько утратил былую свежесть, поэтому управа и районный Совет ветеранов Чертанова Северного решили к 22 июня 2006 года отреставрировать памятник и добавить новую гранитную плиту. Необходимость в ней возникла благодаря поисковикам, которым удалось найти фотографию командира экипажа. Теперь на гранитной плите два портрета - Юрия Тихомирова и Алексея Ончурова.
Вернитесь в парк и пройдите его вдоль, до Чертановской улицы. Возвращаясь к истории аэродрома, с 1950-х годов аэродром был передан ДОСААФ и стал гражданским учебным аэродромом и использовался для полётов планеристов, а также для опыления самолётами близлежащих колхозных полей. Про 60ые годы в истории аэродрома воспоминания местных жителей и документы не могут дать полной картины, если шанс что он был разделён на две части, но так или иначе, с застройкой района и эта часть истории ушла в прошлое.
Приближаясь к выходу из парка, сверните направо и подойдите к типичной магазинной коробке по адресу Чертановская улица дом 7 корпус 1А, обратите внимание, что парковка машин приподнята, вход в дом рядом расположен ниже уровня магазина.
Остановка 9. Курган вятичей
Исходя из исследований археологов, на этом месте находится курган вятичей, то есть здесь были обнаружены следы исконных жителей, можно сказать, аборигенов района Чертаново.
В древности места около нынешнего Чертанова были довольно обжиты, о чём говорят существовавшие здесь многочисленные группы курганов - захоронений славянского племени вятичей 11-13 веков. Всего на территории Чертанова выявлено 10 курганных групп, относящихся к 12-13 вв. Практически все они раскопаны, сохранились лишь курганы в Битцевском лесопарке. Раскопки близ Чертанова и в Битцевском лесопарке велись в 19 веке, а также 1923, 1953, 1956, 1982 годах.
Пройдите вперёд до улицы Чертановская и поверните налево, отсюда мы будем спускаться по улице и этот отрезок пути можно пройти пешком (20 минут) или сесть на трамвай или 16 в сторону Чертаново Южное и проехать до остановки «Детская стоматологическая поликлиника».
Вид на предположительно курган издалека
Остановка расположена в середине когда-то существовавшего сельца Красное.
Остановка 10. Сельцо Красное
Слово сельцо обозначало небольшую деревню при помещичьей усадьбе.
Скорее всего топоним Красное имеет антропонимический характер, т.е. возник не от характера местности, а от прозвища кого-то из первых ее владельцев, поэтому его поздние интерпретации Красново, Красково или Красный мало существенны. Возможно, основателем Красного был князь Иван II Иванович Красный (1326-1359), ставший великим князем Московским в 1354 г. В 1353 г. он присвоил себе находившееся недалеко от Красного Ясенево, принадлежавшее его младшему брату Андрею и таким образом, оказался связан с этой местностью. Первоначально Красное могло являться одной из принадлежавших к Ясеневу деревень.
Сельцо было вытянуто с севера на юг, располагалось примерно от дома 24 до дома 36 по Чертановской улице.
Во время войны 1812 г. Красное значительно пострадало. Французские войска, обследовавшие окрестности Москвы в поисках провианта вывезли все съестное, которое нашли, и угнали скот. В отчете о нанесенном ущербе зафиксировано, что в Красном "разграблено неприятелем ржи 200 четвертей, ярового 275, сена 790 пуд[ов], лошадей 10, коров 12, овец 30".
Помимо этого, Красное упоминается в бою 6 сентября - как сказано в донесении генерала Дорохова «…неприятель был гнан казаками до деревни Красово, где они, заложа вход телегами, намерены были удержать сие место, но примерною храбростью и мужеством г-на подполковника Иловайского 11-го, который, проведя один полк лощиной, ударил в деревню им во фланг, сим-то последним ударом неприятель был обращен в совершенный беспорядок и бегство, который и был гнан чрез деревню Чертановку»
Лощина, о которой говорится - это скорее всего, Красный пруд, расположенный по чётной стороне Чертановской улицы.
После Октябрьского переворота имение национализировали. На этих землях впоследствии был образован совхоз "Красный маяк".
После начала Великой Отечественной войны по линии Узкое-Красное был сооружен один из рубежей Московской оборонительной зоны. Остатки этого рубежа частично сохранились до настоящего времени.
Память об этом сохранена в небольшом мемориале, находящемся между домами 32 корпус 1 и 34 корпус 1 по Чертановской улице.
Остановка 11. Памятник героическому труду женщин Москвы и Подмосковья в годы войны
12 сентября 2016 был открыт памятник женщинам- труженицам тыла, силами которых, в том числе, была возведены вторая линия обороны в Подмосковье. Немного простой по внешнему виду памятник был спроектирован на основе эскизов, предложенных школьниками района и ветеранами и был установлен на деньги спонсоров, без привлечения средств города. Это знак настоящей народной памяти и благодарности.
Память о Великой Отечественной войне осталась и в парке, расположенном напротив. Перейдите улицу и войдите в одну из арок парка Победы. Сразу внизу слева будет виден ещё один памятник.
А дальше наша прогулка продолжится немного позже...