Тбилисский музей шелка

Apr 15, 2011 11:23

В нашем городе существует множество замечательных музеев, один из них - Музей шелка. Наверняка многим нашим читателям хорошо знакомо это красивое старинное здание, находящееся по адресу: ул. Цабадзе 6 - напротив входа в парк «Муштаид». Но не многие знают об уникальной коллекции одного из старейших в мире музеев шелка. Его директор, Саломе Цискаришвили, любезно согласилась посетить нашу редакционную гостиную для того, чтобы познакомить читателей с историей музея, его разнообразной экспозицией и поделиться планами на будущее.



- Калбатоно Cаломе, вы управляете уникальным грузинским музеем - Музеем шелка. Это наверняка очень интересная и ответственная работа, требующая особенной подготовки. Кто вы по образованию?
- Постараюсь объяснить, как я оказалась в этом музее. Я доктор искусствоведения. Окончила ТГУ, много лет преподавала в разных вузах. Кроме того, со студенчества активно работала в неправительственных организациях, сначала в сфере сотрудничества с Китаем, а потом - и в Грузинской группе текстиля (GTG). Судьба сложилась так, что у меня были две узкие специальности: китайская живопись и художественный текстиль. Примерно с 2002 года стала заниматься музеями, и с тех пор именно музейное дело превратилось в моё основное занятие. Я соучредитель национального комитета ICOM - Международного совета музеев, ещё раньше занимала и занимаю ответственные должности в Ассоциации музеев Грузии, провожу и организовываю тренинги по музейному делу. В данный момент в Университете Ильи преподаю искусство Китая, Индии и Японии и собственно музейное дело. Так случилось, что все организации, в которых я когда-либо работала, помогали спасать и популяризовать Музей шёлка, так что я с этим музеем знакома с конца 80-х, со студенчества. Когда в 2006 году музей впервые за свою долгую историю стал независимой организацией, мне доверили им руководить.


- Как интересно, я думала, что вы непосредственно связаны с шелководством…
- Да нет, до прихода в музей непосредственное соприкосновение с шелководством у меня было только в детском саду. Мы тогда вырастили гусениц шелкопряда и получили коконы. Этот опыт очень ярко отпечатался в памяти, впрочем, как и плачевное завершение очень интересного и приятного процесса, - коконы бросили в кастрюлю с кипятком… Это был настоящий шок. Увы, именно так можно получить нить из кокона… Кстати, описание этого процесса наиболее сложная часть для гидов в нашем музее - рассказать детям, что для получения шёлковой нити личинку в коконе умерщвляют.
- Как грустно, давайте не будем о печальном. В вашем музее можно увидеть живого тутового шелкопряда?
- Конечно, но только в сезон, когда есть корм. С конца мая у нас снова будут гусеницы. В прошлом году у нас они были, их даже было многовато и у нас возникали небольшие проблемы с пропитанием наших питомцев.
- А где они обитали? В музейном саду?
- Нет, в одном из помещений музея. Их присутствие вызывало бурный ажиотаж у наших посетителей, как у детей, так и у взрослых - так что будем их выращивать каждый год.
- Саломе, вы говорили о проблеме с пропитанием шелкопряда, а чем его обычно кормят?
- Листьями туты (шелковицы), хотя есть виды, питающиеся дубовой листвой и листьями некоторых других растений. Однако, именно питающийся тутой шелкопряд даёт качественную нить и поэтому в основном разводят именно тутовый шелкопряд.


- Что вы еще можете рассказать об этих необычных насекомых?
- Тутовый шелкопряд (лат. Bombyx mori) и правда необычное насекомое - единственное, полностью одомашненное и зависящее от человека. Шелкопряд не способен ни добывать пищу, ни защищаться самостоятельно, в отличие, скажем, от пчёл. Бабочка шелкопряда даже разучилась летать… Интересно, что разведение шелкопряда в принципе, безотходное производство: кокон - это шёлк, а куколка в коконе - богатая белками пища для рыбы, животных и даже для людей (в Корее, например). Даже микроскопические яйца шелкопряда обладают рядом полезных свойств, которые можно использовать в медицине. Что касается использования самого шёлка, то тут тоже огромное разнообразие сфер применения, начиная с многочисленных видов ткани для одежды и заканчивая хирургической нитью, парашютами, рыболовными сетями, ситом и изоляционными материалами… Тонкая, лёгкая, прочная нить весьма полезна… Даже если говорить только о тканях, шёлк привлекателен не только своей красотой, но и свойствами - недаром его ценили больше золота: в холод он греет, а в жару - прохладен, лёгок и приятен, обладает собственным блеском, хорошо окрашивается…
- Каким образом человечество впервые познакомилось с тутовым шелкопрядом?
- До сравнительно недавнего времени считалось, что единственная родина шёлка - Китай, однако обнаруженные во время раскопок Харрапской культуры остатки нитей позволяют заключить, что в древнейшее время шёлк был известен не только китайцам, но и предкам индийцев. Речь идёт о III тысячелетии до н.э. - то есть о том же периоде, когда шёлк впервые появляется в Китае. Тем не менее, история шёлка в основном ассоцируется именно с Китаем. Есть китайская легенда о том, как был обнаружен шёлк. Говорят, что однажды, когда супруга легендарного императора Хуан Ди отдыхала под тутовым деревом, в её чашку с чаем с дерева упал кокон. Доставая кокон из чашки, императрица случайно зацепила нить и потянула за неё. Увидев, что нить красива и прочна, она заинтересовалась этим чудом природы. Тогда она повелела собрать коконы и начала разводить шелкопряд и ткать шелковые ткани, а потом и людей научила этому делу. Впрочем, приручение шелкопряда, ткачество, изобретение ткацкого станка и прочее приписывается и другим мифологическим персонажам.
- Долгие годы Китай под страхом смертной казни хранил секрет производства шелка. И все-таки он стал известен в других странах. Как это произошло?
- И в самом деле, кажется, секрет шёлка был наиболее строго и долго хранимым секретом в истории. Есть легенда о том, что китайскую принцессу выдали замуж за правителя Хотана. Она была в гневе от того, что её выдали за варвара и ей придётся обходиться без привычной роскоши. Вот она и спрятала в своей причёске яйца шелкопряда, вывезла также и семена тутовника, а под видом слуг - и шелководов. Это одна легенда. По другой легенде, по наущению византийского императора шелкопряд в полом посохе вывезли монахи. Так или иначе, но хранимая несколько тысяч лет монополия Китая закончилась примерно полторы тысячи лет назад, хотя и после этого Китай вполне сохранил лидирующую роль в производстве шёлка.
- Давайте остановимся на шелководческих традициях Грузии.
- Особо важным фактором для развития шелководства послужило то, что здесь распространён дикий вид тутового дерева - то есть изначально у нас была кормовая база. Второй важный фактор - географическое положение, ведь по территории Грузии всегда проходили международные торговые маршруты, в том числе и одно из ответвлений Великого шелкового пути. Поэтому было бы даже странно, если бы здесь не укоренилось производство шёлка. Образцы шёлка археологи находят в гораздо более древних слоях, однако само шелководство, по всей видимости, здесь привилось примерно с V века и согласно «Мученичеству Шушаник» Якова Цуртавели, сама Шушаник тоже занималась шелководством. В средние века шелководство было широко распространено и что очень важно - из местного шёлка изготовлялись качественные ткани, пользующиеся спросом и в других странах. Есть сведения историков и путешественников о производстве шёлка в Грузии. Упоминает об этом и знаменитый Марко Поло. В течение веков было несколько периодов спада и расцвета отрасли - обычно спады были следствием нашествий завоевателей, но потом шелководство неизменно возрождалось.


- Где в нашей стране разводят тутового шелкопряда?
- Традиционно наиболее развито шелководство было в Кахети и Самегрело, но и в других регионах также активно разводили шелкопряд. К сожалению, сейчас как раз период очередного спада, начавшегося после развала Советского Союза.
- То есть с распадом Советского Союза шелководческая отрасль перестала существовать, правильно?
- Да. Это так. В Советское время в колхозах крестьянам раздавали грену (яйца шелкопряда) и они были обязаны вырастить гусениц и сдать коконы, работали несколько фабрик, перерабатывавших сырьё и производящих ткани. Правда, фабрики работали в основном на среднеазиатском сырье, а вовсе не только на грузинском. Это характерная черта советской экономики - обработка и конечный продукт часто производились вдали от реального источника сырья. Кроме развала советской экономики, насколько мне известно, были и внутренние проблемы отрасли - заболевания тутовых деревьев и т.д. Фактом остаётся то, что на данный момент индустрии шёлка в Грузии нет. Учитывая ресурсы и возможности, наиболее реальным для нашей страны представляется развитие малого бизнеса, который будет ориентирован на качественное сырьё и конечный продукт, в том числе и эксклюзивный. Это будет иметь смысл - производить немного, но нечто особенное, скажем - особенные ткани, нити, изделия ремесла и произведения искусства. Конкурировать со странами, производящими шёлк, в массовой продукции мы не сможем по ряду причин.
- Расскажите об истории создания Музея шелка в Тбилиси.
- Наш музей один из старейших в Грузии: основные коллекции были собраны к 1887 году, а постройка здания завершилась 1892 году. Кстати, архитектор и автор дизайна выставочной мебели - Александр Шимкевич, построивший в Тбилиси несколько очень известных зданий. Неспроста нашему зданию присвоен статус памятника культуры. Изначально это было главное здание Кавказской шелководственной станции, которая располагалась здесь же на территории в 4 га и включала несколько построек. Именно в этом здании и задумал основатель станции расположить коллекции музея и библиотеку, привезённые им из Европы.


Александр Шимкевич

- Думаю, что стоит более подробно остановиться на личности этого человека.
- Безусловно. Думаю, это был необыкновенный человек. Николай Шавров (1858-1915) был прислан на Кавказ с целью изучения положения в отрасли. А оно было плачевным, так как свирепствовало заболевание, распространившееся по многим странам. Шавров написал доклад и наметил программу действий по развитию шелководства. После этого его послали на стажировку в Европу - изучать опыт лучших специалистов. Посетив Австрию, Францию и Италию, Шавров вернулся в Тбилиси с подарками - коллекциями и книгами, заложившими основу нашего музея. Он успешно руководил работой организованной им Шелководственной станции и немало способствовал развитию шелководства на Кавказе, не только в Грузии.


Николай Шавров

- Из чего состоит коллекция экспонатов музея?
- Музей интересен разнообразием и широким диапазоном своих коллекций, так как здесь можно увидеть практически все аспекты шелководства: биологию тутового дерева и шелкопряда, бабочек, богатейшую коллекцию коконов - 5 тысяч видов и вариаций, всевозможные виды нитей, домотканые и фабричные ткани, изделия из шёлка, макеты и модели станков, разные инструменты и устройства, коробочки для транспортировки яиц шелкопряда, старые фотографии… Чего только нет.. И что не менее важно - география происхождения наших экспонатов очень и очень широка. Кроме того, в коллекции коконов хранятся образцы, которые уже давно не существуют в реальном шелководстве, так как в ходе постоянной селекционной работы и внедрения новых видов, старые просто исчезают. Были случаи, когда специалисты из Китая и Кореи просто не верили своим глазам, увидев коконы давно исчезнувших видов.
- На чьем балансе находится музей?
- Министерства культуры и охраны памятников.
- Вам хватает финансирования?
- Я отвечу так - могло бы быть и хуже. Бюджет обеспечивает небольшие зарплаты, скромные коммунальные и прочие элементарные расходы. Одним словом - необходимый минимум, но не то, что позволило бы музею хоть немного развиваться и соответственно - обеспечивать собственный дополнительный заработок. По идее, дополнительные деньги надо добывать самим, и это правильно. Проблема в том, что для этого надо иметь хоть какие-то стартовые условия, а их - нет. Замкнутый круг прорывается очень тяжело. Это общая проблема музеев в Грузии и отдельная тема для разговора.
- Ваши экспонаты - это достаточно хрупкие объекты, требующие определенных условий хранения, таких как температура и влажность. Как вы справляетесь с этой проблемой?
- Увы, в музее не только нет надлежащих условий в смысле поддержания режима температуры и влажности, кондицирования воздуха, - уже десятилетия в здании нет даже просто отопления… Зимой здесь холоднее, чем на улице и нет возможности принимать посетителей… Мы сами стараемся работать, несмотря на эти условия, хотя в мороз скорее дрожишь, чем работаешь… И это одна из самых насущных проблем музея, наряду с ещё большей: зданию требуется срочный ремонт и реставрация. С помощью друзей музея мы подготовили проект по предварительным работам, необходимым для изучения состояния здания и первой «неотложной помощи», но пока что нет отклика. Но надежда умирает последней…


- Туристы знают о музее, много ли у вас бывает посетителей?
- Учитывая ситуацию и общий очень низкий уровень посещения музеев в нашей стране, не так уж и мало. И с каждым годом всё больше. Приходят школы с новыми и новыми классами, приходят те, кто хоть раз побывал здесь, тбилисцы часто приводят иностранных гостей - ведь наш музей уникален не только в масштабе Грузии или Кавказа и поэтому интересен очень многим. Часто приходят иностранцы, которым знакомые сказали: раз едешь в Тбилиси, непременно посмотри этот музей. Вот так. Кроме того, хоть и много реже, чем хотелось бы, мы проводим разные мероприятия: выставки, встречи, лекции, воркшопы и у этих мероприятий всегда есть отклик - приходят новые люди и знакомятся с музеем. В условиях, которых нам приходится работать, это практически максимум того, что можно сделать. При малочисленности сотрудников, огромном объёме внутренней работы и отсутствии необходимых помещений, принимать слишком много посетителей было бы очень сложно. Ведь кроме зимнего холода и неотремонтированного здания, у нас есть ещё одна «любимая» проблема: почти весь первый этаж двухэтажного музея никак не удаётся освободить от символического «присутствия» двух организаций, запертые двери которых оставляют нас без жизненно важного для работы пространства. Не имеющие никакого юридического права на площадь в этом здании, Аграрный университет и АО Сакабрешуми никак не желают вынести свои старые столы и шкафы. Это такой маленький театр абсурда в музее…


- Калбатоно Саломе, на сайте музея я прочла, что миссия государственного Музея шелка состоит в содействии пониманию ценности шелка, его производства и использования посредством выставок и образовательных программ. Что было вами сделано?
- С одной стороны - много, а с другой - пока что мало что успели сделать… Давайте начнём непосредственно с Вашего вопроса: то, что у нашего музея есть не только сайт, но и концепция, выраженная в его миссии - вот Вам и первое, что надо отметить. Помните, в начале нашего разговора я пыталась объяснить, как и почему пришла работать в этот музей? Моей основной задачей было и остаётся создать нормальный современный музей. Что здесь было? Коллекции, которыми много десятилетий никто не занимался: ни консервацией, ни учётом. Знали о существовании музея очень немногие. Не существовало никаких образовательных программ, ничего - да о чём говорить, ведь основной задачей было просто физически спасти музей. Отдельные люди и две-три организации пытались спасти музей и рассказать о его существовании миру - с 80-х это был максимум того что можно было сделать извне. К счастью, это удалось. А мы - нынешние сотрудники, начали с того, что определили концепцию дальнейшего развития музея и его миссию - рассказывать людям о шёлке, не просто о биологии или производстве, но и о самом шёлке - невероятно красивом и многообразном материале, который может превращаться в самые разные вещи. Само собой, начата и ещё долго будет продолжаться работа над коллекциями музея - учёт, изучение архивов. Библиотека работает над созданием электронного каталога соответствующего международной системе классификации. Пока что могли издать только один репринт из фондов библиотеки - небольшую брошюру о шёлке. Была проведена реставрация и консервация коллекции бабочек и гербария тутовых листьев - обе коллекции были уже на грани уничтожения. Приводится в порядок мебель в библиотеке. Это то, что невидимо глазу посетителя, но совершенно необходимо для нормальной деятельности музея. Был создан сайт музея и не могу не отметить, что до сих пор в Грузии только у нескольких музеев есть сайт - так что в этом смысле мы в авангарде. Кстати, была создана и страничка в Фейсбуке, где у музея сразу же появилось много друзей - и эту страничку сделали не мы, а давний друг музея. Разработаны гид-туры для детей и взрослых, идёт работа над специализированными гид-турами. У музея есть несколько образовательных программ, как практической работы с разнообразными видами шёлка и его обработки, так и игровые, познавательные. Единственная проблема в том, где все эти программы проводить - нет доступа в помещения, помните? В меру сил и возможностей, при отсутствии условий, мы сотрудничаем как с Грузинской группой текстиля (GTG) и Европейской текстильной сетью (ETN) - давними друзьями музея, так и с другими организациями и проводим совместные мероприятия: выставки, встречи, воркшопы. Мы стараемся привлечь внимание творческих людей к музею, сотрудничать с ними. Отсутствие минимальных условий для временных выставок очень нам мешает - мы могли бы многое сделать, показать посетителям.


- Поделитесь с нами планами на ближайшее время
- В данный момент в музее происходит трансформация экспозиции, хотя мы и продолжаем принимать посетителей - не дали закрыться даже на неделю, просили пустить, - вот нам и пришлось адаптироваться... К 18 мая, Международному дню музеев, будет открыта временная выставка из фондов музея, пройдёт научная конференция учеников одной из школ Тбилиси. Мы также постараемся в этом тёплом сезоне, наконец, устроить выставку китайской вышивки из частной коллекции - давно собираемся, но всё никак не удаётся в наших условиях… Естественно, будут проводиться и образовательные программы, в том числе - посетители смогут параллельно наблюдать за разными стадиями развития шелкопряда. В течение этого семестра в музее проходят практику по гид-турам студенты из Университета Ильи, летом тоже будет проходить практику новая группа, но уже по разным аспектам музейного дела. И, разумеется, будем продолжать работать с фондами музея и библиотеки, что в будущем даст возможность предложить нашим посетителям много нового и интересного. Работы впереди много, хоть она и не всегда эффектна и видна…
Музей работает с понедельника по субботу, часы работы - с 11:00 до 16:00. Адрес музея - ул Гиоргия Цабадзе 6.

Фото взяла из ЖЖ https://cyxymu.livejournal.com
И со странички https://topgid.net/6220-muzej-shelka.html

Мои тексты, личность, Тбилиси, Музей, Грузия

Previous post Next post
Up