Театр "Zero" - "Женщина в песках"

Jul 01, 2022 09:44

"Женщина в песках" - спектакль - философская притча по мотивам романа классика мировой литературы Кобо Абе, премьера которого состоялась в Тель-Авиве в мае 2003 года. С этого спектакля и начался театр "Zero".
Сейчас, в преддверии 20-летия театра, в рамках проекта "Линия жизни" проходит фестиваль театра, и вчера этот спектакль состоялся у нас в Хайфе.

В анонсе кассы "Браво" написано: "В адаптации Олега Родовильcкого и Марины Белявцевой философский роман Кобо Абэ превращается в историю двоих - мистическую, странную и трогательную историю любви в таинственном антураже..."
На большинстве сайтов с рассказом об этом спектакле непременно присутствует эта фотография:



Наверное, я напрочь лишена романтики, но этот спектакль ни в коем случае не назвала бы историей любви.
Как по мне, так это абсолютно кафкианская история. И, конечно, философская.
Расскажу, как я поняла этот спектакль и покажу свои фотографии.

Человек, увлекающийся насекомыми, отправился в поход за редким экземпляром мушки, которая водится только в песках. И вот он на берегу моря, а вокруг песок. Нескончаемый песок.

Видите, я уже три раза повторила это слово - "ПЕСОК", потому что, на мой взгляд, он тоже главный персонаж этой пьесы: мужчина, женщина и песок.
Песок - это метафорический образ, символ бытия, власти обстоятельств над человеком, повседневности, от которой нет спасения.

Спектакль начинается с монолога мужчины, который сначала говорит о насекомых, но скоро переходит к размышлениям о песке: "до тех пор пока будут дуть ветры, течь реки, катить свои волны моря, из земли будут извлекаться все новые и новые массы песка и, подобно живому существу, расползаться повсюду. Песок не знает отдыха. Незаметно, но упорно он захватывает и разрушает землю…"

Мужчине нужно где-то переночевать, чтобы завтра отправиться в обратный путь, и он принимает предложение местных жителей крохотной деревушки остаться на ночлег в доме одинокой женщины. По верёвочной лестнице он спускается в яму, на дне которой располагается дом.



Вот он улыбается, он ещё ни о чём не подозревает и благодарит тех, кто опустил его в эту яму.



Хозяйка мила и приветлива, вот она кормит его ужином и держит над ним зонтик, чтобы песок не попал в тарелку.
Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфуна её мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху знают, что в её доме появился мужчина: ей спускают на веревке ещё одну лопату. Мужчина все ещё ничего не понимает.

Наутро он обнаруживает, что верёвочная лестница отсутствует.
Мужчина чувствует себя в ловушке. Ему кажется, что просто произошла какая-то ошибка. В самом деле, не могут же его насильно удерживать в этой яме?




Фотография увеличивается по клику и я рекомендую вам её рассмотреть.
Герой обращается к тем, кто наверху, объясняет, что его будут искать, что им не поздоровится и вообще, это же какой-то абсурд.

В любом спектакле ведь что главное? Не сама история, а игра артистов. По крайней мере, так для меня. Вот и вглядитесь в изменяющееся лицо Олега Родовильcкого. Конечно, весь уровень его игры эти фотографии не могут отразить, но он прекрасен. Это большой артист!




И эту фотографию можно увеличить, её я помещаю, чтобы вы могли оценить прекрасную игру Марины Белявцевой.

Не стану пересказывать все подробности сюжета, скажу только, что сначала герой пытался совершить побег из этой ямы, попытки провалились и вот проходят годы и, кажется, он смирился.







Потом у женщины случается выкидыш, её поднимают на верёвке и увозят в больницу, а веревка остается висеть.
Мужчина робко подошел к ней и прикоснулся кончиком пальца. Убедившись, что она не исчезает, он стал медленно подниматься. Небо было какого-то грязно-желтого цвета. Руки и ноги тяжелые, будто он вышел из воды… Вот она, долгожданная лестница… Он глубоко вздохнул, но воздух был шершавый, совсем не такой, каким представлялся ему.
"Спешить с побегом особой необходимости нет, - решает он - об этом еще будет время подумать".

И вот он снова в яме, в этом песчаном плену. Что же выбрать: свободу или обыденность?

театр

Previous post Next post
Up