Малиновский скит. Село Филипповское. Борский район.
Памятник градостроительства и архитектуры - богодельня для старообрядцев, построенная на средства Н.А.Бугрова (архитектор Н.А.Фрелих, датировка объекта - 1899-1902 годы, документ о принятии на госохрану № 286). Рядом с деревней - скит Малиновский (комплекс): церковь Казанская (бывшая Князь-Владимирская), дом жилой деревянный, кухня, дом жилой каменный, каменная палатка, остатки каменной ограды, остатки хозяйственных построек, ворота кладбищенские, сторожка (датировка объекта - конец XIX - начало XX вв., документ о принятии на госохрану № 41). По данным, предоставленным проекту «Обществом изучения русской усадьбы», церковь Казанской Богоматери в старообрядческом Малиновском скиту построена в 1908-1912 годах на средства купца Н.А.Бугрова архитектором Н.М.Вишняковым. Памятник неорусского стиля с интересным керамическим декором фасада.
Все фотографии в альбоме :
https://fotki.yandex.ru/next/users/natalba/album/226616/view/1306442?page=0 на Яндекс.Фотках.
На территории встретили оду монахиню, очень старую, но говорят, службы проходят регулярно и еще их сопровождает хор из прихожан, использующий свойственное староверам крюковое пение - очень своеобразное по исполнению.
Когда заходит речь о раскольничьих скитах, то в силу сложившихся стереотипов и отсутствия достаточной информации, они представляются многим как жилище отшельников или прибежище косности и мракобесия. Однако такое понимание не только упрощенно, но и не верно.
Многие монастыри со временем стали настоящими центрами самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит, расположенный на живописном берегу реки Линды, надолго ставший прибежищем для старообрядцев беглопоповского согласия.
Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе, были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей.
Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству в 1762 г., скиты начинают быстрыми темпами восстанавливаться в Семеновских лесах, там же строят новые, и через 26 лет их количество достигает уже 54, среди этих скитов назван и Малиновский скит.
При Николае I, наоборот, гонения на сторобрядцев усиливаются. Следствием этого стало резкое уменьшение числа скитов. Однако, Малиновскому скиту удалось отстоять право на свое существование. Характер скитских построек этого времени в документах отражен очень скупо. Известно лишь, что на его территории находилось молитвенное здание с одним престолом. Однако соблюдение основных правительственных требований не помогло старообрядцам сохранить свой скит. Он подлежал ликвидации вместе с другими в соответствии с высочайшим повелением от 1 мая 1853 г, но на практике это не было выполнено до конца.
Точную дату возобновления скита (или богадельни, как он назван в некоторых документах установить не удалось)
Скорее всего, скит был возобновлен в 80-х годах XIX в. Причем не ясно, произошло это на новом или на старом: месте.
В 1905 году по манифесту Николая 2 о веротерпимости древлеправославное христианство уравнено в правах с московским патриаршим православием и не утратило статуса государственной религии. Этот манифест дал официальный путь к развитию и становлению всего старообрядческого мира.
Тайна возникновения Малиновского скита на сегодняшний день остается не раскрытой. Усиленное давление со стороны властей тормозило его становление, но благодаря Н. А. Бугрову скит продолжал жить вперекор властям.
В соответствии с высочайшим повелением от 3 мая 1883 года были запрещены любые старообрядческие поселения на месте уничтоженных старообрядческих скитов. Несмотря на это старообрядцы продолжали бороться за свою веру, ища поддержки у своих покровителей.
Нам повезло, сразу натолкнулись на могилу вамого Блинова, она ухожена, а вот могилу Бугорва не нашли!
Крест на могиле архиепископа Михаила, который служил в здешнем приходе с 1933 по 1944 годы.
Малиновский скит - как комплекс сооружений старообрядцев на протяжении второй половины XIX и первой половины XX веков существовал на деньги купцов старообрядцев Бугровых и Блиновых.
По свидетельству А.П. Мельникова (сына П.И.Мельникова-Печерского), в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком, и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству все тех же купцов - Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал (В связи с этим в народе скит до сих пор иногда именуется "Блиновской дачей".
Об устройстве скита можно судить из доклада нижегородскому епископу, в котором сообщается: «обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений», из чего можно сделать вывод, что крепкие затворы и высокая ограда не были прихотью, они оберегали от грабителей, не раз посягавших на культурные ценности скита.
Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, кухарок, истопников и т.д. На его деньги кормили многочисленные призываемые в скиту престарелых старообрядцев, разных богомольцев и просто бедных людей приходивших на моленья в Малиновский скит.
В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX нач. XX веков.
Среди построек Малиновского скита следует отметить два дома каменный и деревянный. Первый двухэтажный дом из красного кирпича - это богадельня или молитвенный дом.
Дом отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. Ранее он был связан теплым переходом еще с одним домом, стоящим рядом. Дом представляет интерес, как с архитектурной, так и с этнографической точки зрения, как хороший образец деревянного крестьянского зодчества XIX в.
По указанию Николая Александровича Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа - «корабль» с архитектурной шатровой колокольней. Однако заказчик, на деньги которого осуществлялось проектирование и строительство, вносит в свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами. <Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г>. 1 Освятили храм в честь Владимирской божьей матери. Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси.
Храм поражал убранством древнейших икон и роскошной живописью . Ее открытие имело огромное значение для всего старообрядческого мира в Нижегородском крае.
Сложная по своей объемно - пространственной композиции красно- кирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционную планировочную схему типа "корабль". На продольную ось здания "нанизаны" объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни, с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды.
Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи.
Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части. В композиционном восприятии Владимирской церкви чувствуется влияние модерна.
В интерьерах церкви сохранилась фрагменты росписей в древнерусском стиле, значительное место среди которых занимают сюжеты на темы двунадесятых праздников и растительные орнаменты.
Церковь отапливалась калориферами, которые располагались, по-видимому, в подвале под основным объемом храма. Недалеко от церкви изготавливался в огромных количествах кирпич для ее строительства, там же он и обжигался, а дрова для растопки заготавливались в соседних лесах.
Владимирская церковь, выстоянная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита.
К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого, официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле, в церкви, справа от входа был изображен его портрет с вновь выстроенным храмом.
Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки переданы отдельным частным лицам и учреждениям. Здание церкви предполагалось переоборудовать под клуб. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад.
В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвящена в честь иконы Казанской божьей матери. С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году. На реставрацию храма выделили деньги нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов.
Все исторические сведения взяты в основном отсюда:
http://www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov_st-k.htm, за что спасибо автору.