Поездка в Карс

Oct 23, 2023 19:46

С подачи друзей съездила в субботу одним днем в Карс. Друзья это практикуют регулярно - ездят в Карс за всякими вкусняшками, позавчера я к ним присоставилась.

Во-первых, мне было интересно поглядеть, что представляет собой погранпереход в Карцахи, во-вторых, хотелось поглядеть каковы нынче дороги ведущие к Карсу, ну и третее и самое главное - путешествия это всегда здорово.
План был выехать из Тбилиси в семь утра и вернуться часам к 10 вечера. В следующий раз лучше запланировать ночевку в Карсе - город от себя не отпускает.
Дорога через Цалку-Ниноцминду-Ахалкали не загружена, покрытие почти везде хорошее, но эти серпантины, ведущие в Цалку утомляют, что и говорить. И если с утра тебя греет мысль, что скоро ты их минуешь и окажешься на границе (ну как скоро, на дорогу всего нужно около четырех часов), то на обратном пути в темноте они кажутся просто нескончаемыми. Забегая вперед, скажу, что я вернулась домой около половины четвертого ночи.

По дороге туда мы забежали в придорожную кафешку, расположенную немного не доезжая Цалки - на удивление она была открыта в столь ранний час и заказали там хачапури - позавтракать дома никто из нас троих не успел, но ели мы его в машине.
Пока ждали хачапури я сфоткала картину на стене кафешки, очень в тему нашей поездки

И мангал, рядом с которым ждала своей участи баранья туша:

Ну и просто красивое

На счастье стояла ясная и солнечная погода и на перевале к озеру Паравани не было тумана - в проршлый раз там мы ехали прямо в облаке.
Озеро Карцахи, расположенное на границе Грузии и Турции - прекрасно и живописно:

Границу прошли быстро, там всё чистенько-аккуратненько и даже Duty Free есть. К счастью, там отдельный въезд для легковушек, а то с фурами тягаться пришлось бы долго.
До Карса мы доехали быстро - дорога отличная и совсем пустая.

Припаковаться в старой части Карса тот еще квест, но я была со знающими людьми, которые знали где искать паркинг.

Первым делом мы пошли пить кофе в Milk Bar. Вернее, кто-то пил кофе, а кто-то салеп:

Но до кофе я тоже вскоре созрела. Кофе был прекраснейший просто, ну и кюнафе попробовала наконец:

В кафе был отличный вай-фай, приятная обстановка и оригинальный декор в уборной. Больше нигде не видела, чтобы туалетная бумага использовалась в качестве декора:

Центр города и похож на обычные турецкие города, и не похож. Старинные здания из черного туфа выглядели очень необычно. Если присмотреться, то можно увидеть армянские инициалы на одной из арок

В одном из магазинчиков стояла ёлка, непонятно - уже или еще

К сожалению, к дому эклеров мы попали очень сытыми. А на обратном пути, когда мы уже нагуляли аппетит, витрина была почти пустой

Такого количества сыра как в Карсе я не видела нигде, сырные лавки были на каждом шагу - одна другой краше. Там можно купить и молодой, и выдержанный сыр, масло, сливки, мёд. В Карсе, если верить гугл картам, даже есть музей сыра, в который я с удовольствием наведаюсь в следующий раз.
Это сыр:

Это соты с медом:

Горшочки со сливками:

И огромные головки твердого сыра - очень достойного:

Это я пытаюсь снять маленькие бурдючки с сыром

А это провальная попытка сфотографировать большой сырный бурдюк. Отражение крыши дома напротив получилось гораздо более отчетливо:

В центре полно кафешек и кофеен. Если в остальных городах Турции все едальни это либо просто Lokanta, либо Et Mangal, тут все затейливо, как например заведение с веганской чикёфте Коммагена:

Или кофейня с таким заурядным для кофейни названием:

Выше по улице (это я уже уточнила на гугл карте дома) находятся рестораны Пушкин и Достоевский.

Удивил большой выбор вина, по-ходу это просто один из супермаркетов. Грузинское и испанское вино стоят бок об бок:

Потом мы проголодались и зашли пообедать в очень солидный ресторан. Там реально можно было наесться просто комплиментами от заведения - мини-лахмаджунами, чобан-салатом, соусом из йогурта, какой-то острой сальсой и хлебом. Всему этому мы отдали дань пока ждали шашлыки и кебабы. Все было просто невероятно вкусно. Декор ресторана был, скажем так, кавказский:

Мы сами не заметили как стемнело, но даже в темноте я не смогла пройти мимо потрясавшей воображение огромной капусты. Это не издержки перспективы, это просто большие кочаны капусты, а рядом с ними - гигантский кочан, который с трудом можно обхватить руками:

Домой мы выдвинулись около 9 вечера по местному времени, то есть 10 по-тбилисскому (напомню, в 10, максимум 11 мы вроде как планировали быть дома)

Благополучно добравшись до погранперехода, там мы застали какое-то несметное скопление фур. По ходу, въезд на границу со стороны Турции состоял из двух въездов для фур и одного въезда для легковушек, а выезд на нейтралку был один. Так что пришлось маленько подождать.

Ночью дорога на грузинской стороне оказалась очень тяжелой - местами шел ремонт, а там где лежал асфальт не было дорожной разметки и приходилось ехать медленно, чтобы нечаянно не вылететь с дороги - с фарами невозможно было увидеть рельеф. Отдельная развлекуха - сеперзлобные лежачие полицейские в ближайшей к границе крупной деревне. Местами на них указывали предупредительные знаки, местами - не указывали, а местами были знаки, а полицейских не было.

Зато было фантастически красивое усыпанное звездами небо - такого количества звезд я не видела очень давно! Мы даже остановились подальше от деревни и ее огней, чтобы полюбоваться небом. Звезд было так много, что я умудрилась не признать Кассиопею - это в Тбилиси видна только она, а в горах она еле выделяется в молоке из звезд. Над горизонтом виднелся Орион, и всю дорогу домой он светил в мое окно поднимаясь все выше и выше над горизонтом.

К счастью, миновав деревню и насмотревшись на звезды, мы сели на хвост к обогнавшему нас местному джигиту, который очень споро вывез нас к Цалке, не дав нам напороться на штрафы от радаров. А там уже дорога хоть и петляющая, но размеченная в основном.

Так, уставшие, но довольные, они вернулись домой ))) С кучей всего вкусненького.