БРАНДО ИНТЕРНЕШНЛ

Nov 14, 2013 16:33

О Марлоне Брандо я когда-то уже писала, и советую почитать, тем более что там всё больше картинки, так что читаючи никто не перетрудится; но напишу ещё раз, поскольку я слишком много знаю и мне иногда нужно сбрасывать балласт. Будем считать, что сегодня я пишу в поддержку дружбы народов, по формальному признаку оно вполне подходяще.
Брандо, как известно, мог сыграть кого угодно; это был артист-интернационалист: он играл сумасшедшего поляка в "Трамвае...", переиграл кучу американских военных (об одних только военных, между прочим, можно было бы написать отдельное исследование), был англичанином, французом, итальянцем, японцем, даже инопланетянином - и так далее.


("Юлий Цезарь", "Блики в золотом глазу", "Мятеж на Баунти", "Супермен", "Трамвай Желание", "Крёстный отец").

В фильме "Дезире" (иногда он значится как "Любовь императора Франции") Брандо играл Наполеона. Это была длинная костюмная история от режиссёра Генри Костера, режиссера, который снимал в основном очаровательные мюзиклы и семейные комедии. Видимо, поэтому история Бонапарта рассказана с точки зрения более или менее влюблённой в него женщины. При том, что кино несколько мелодраматичное, оно местами смешное. Интересно, что биография самого Костера никак в его фильмах не отразилась; берлинский еврей, он сбежал из Германии в тридцатые (после того, как ударил офицера СА). Попав в Голливуд, Костер едва говорил по-английски. А в начале Второй мировой его записали в неблагонадёжные, поскольку - формальный признак! - он был из Германии.
Брандо играет Наполеона так, будто читал "Войну и мир" и толстовские претензии к французской нации его убедили; а может, и правда читал, - читала же Мерилин Монро Достоевского. Самовлюблённый, периодически впадающий в сентиментальность пингвинчик, убеждённый в своей миссии (чтобы придать Брандо, который тогда был стройным молодым человеком, соответствующие очертания, ему сделали симпатичный пуховичок, обеспечивающий аккуратную и естественную "толщинку"; Брандо носил его под мундиром). Костер не стал возиться с русским эпизодом и крах Наполеона обозначил нарезкой со снегами, метелями и прочими приметами нашей местности; под это дело так и просится песенка из "Гусарской баллады" - жил-был Анри четвёртый, он славный был король. Наполеон, только что существовавший вполне в шоколаде, возвращается из России через пару минут в совершенно расплющенном состоянии.







До "Дезире" был фильм "Вива, Сапата!" Элиа Казана, который вообще любил снимать Брандо. Сапата - бунтующий мексиканский крестьянин. Элиа Казан, что говорить, был блестящим, даже гениальным режиссёром (я думаю - великим), на фильмах которого опять-таки никак не отразилась его биография, да и человеческие качества не отразились. Если судить по его фильмам с Брандо - "В порту", или "Трамваю...", или тому же "Сапате" - никогда и в голову не придёт, что снявший их режиссёр способен на предательство. Казан выдал всех, кого мог, когда за него взялась Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Он отлично понимал, что ломает людям карьеру. Когда прошли годы и Казану вручали почётный "Оскар" в конце девяностых, кое-кто из голливудских соратников не только не встал, но даже и не аплодировал триумфатору.
Брандо, однако, с Казаном очень повезло: он играл у него в очень удачных фильмах очень удачные роли; поляка Ковальски видели все, так что покажу мексиканца Сапату, у него красивые усы.









В "Молодых львах" по роману Ирвина Шоу Брандо играл немца. В "Львах" три главных персонажа, их истории развиваются параллельно и заканчиваются в одной точке; в этой точке и погибает герой Брандо. Хотя до него уже дошло, что фашизм - это дурно, он должен умереть. Я не очень люблю "Молодых львов". Это попытка на скорую руку приручить катастрофу; здесь не столько заглядывают в глаза чудовищ, сколько отводят взгляд. Брандо тут, конечно, очень хорош - истинный ариец, золотой бог войны и при этом заблудшая золотая овца. Режиссёр Эдвард Дмитрык (нормальнее было бы писать Дмитрук, но его записали в Дмитрыки) для окончательной убийственности перекрасил его в блондина, хотя в Брандо и так булькал некоторый процент немецкой крови. Кстати, об интернационализме: Костер был евреем, Казан - греком, а Дмитрык - украинцем. И Дмитрык, между прочим, в черный голливудский списочек однажды попал - за то, что отказался сотрудничать с упомянутой выше Комиссией. Он даже отсидел шесть месяцев в тюрьме, после чего уехал в Англию и снял там фильм о предателе; и что-то в нём сломалось. Жизнь без Голливуда была не в радость, и вернувшись домой Дмиртык решил, что уж его-то творческая биография будет соответствовать реальной: после фильма о предателе он выдал Комиссии больше двадцати человек, состоявших в американской компартии.
"Молодые львы" вышли в пятьдесят восьмом; в шестидесятых Брандо сыграет другого немца, в "Моритури" Бернхарда Викки; не могу не отметить, что этот режиссёр был сыном австрийки и швейцарца и в тридцать девятом посидел в концлагере за членство в какой-то неправильной молодёжной организации. "Моритури" - замечательный и очень странный, беспафосный и какой-то болезненный фильм (там снимался, к слову, ещё и Юл Бриннер, то есть Бринер Юлий Борисович), где одинаково неоднозначны и фашисты и антифашисты. В "Моритури" Брандо не стали превращать в блондина и вообще не делали акцента на его олимпийской красоте, так что эффекта ради я покажу его фашиста из нежных и ласковых "Львов":















После немца как-то особенно радостно перейти к японцу. "Чайная церемония" ("Чайный домик августовской луны") 1956 года была одним из фильмов, в которых Америка замаливала грех перед Японией. Тот же Брандо снимался в декоративной, красочной, нудноватой "Сайонаре", где его персонаж, американский офицер, женился на японке, но это совсем другая история. А "Чайной церемонией" Дэниела Манна хочется дать в глаз всем, кто накладывает на актерские лица тонны пластического грима и добивает их компьютерными технологиями. В "Церемонии" грима по нынешним меркам минимум. Глаза, конечно, сузили, натянув кожу на висках и сделав завязочку на затылке; всё остальное - это чистое перевоплощение, мимика, пластика и японский акцент (Брандо играет японца-переводчика).
Режиссер Дэниэл Манн (настоящая фамилия - Шугермап), вернувшись с фронта Второй мировой, работал ассистентом у Элиа Казана, когда Казан обитал на Бродвее; даже придя в Голливуд, Манн по-своему остался верен театру. В его фильмах главными ценностями были актёрская игра и драматургический материал. Благодаря Манну Элизабет Тейлор, которую никто ещё не знал как серьёзную актрису, получила своего первого "Оскара". Актёры его обожали. "Чайная церемония", как большинство фильмов Манна, имела прекрасную литературную основу (пьесу Джона Патрика); это комедия, в которой Япония смеётся над Америкой. Сорок шестой год, оккупанты опекают Окинаву и наводят американский порядок; японцы делают вид, что приветствуют, и мягко переворачивают всё с ног на голову. Главному герою-американцу поручено насадить демократические идеалы в отдельно взятой деревне, "даже если для этого придётся всех расстрелять". Первым делом он должен организовать Женскую демократическую лигу и построить школу в форме Пентагона. В фильме превосходные диалоги; например, когда японцы спрашивают у американца, что такое демократия, тот отвечает: "Это свобода делать неправильный выбор". Хоть сейчас в учебник. (Очень было смелое кино; позже, в семьдесят первом, на той же основе сделали мюзикл, подтерев все политические моменты.) Персонаж Брандо работает связующим звеном между двумя мирами, не имеющими ничего общего, и ловко манипулирует американским начальником. Разумеется, всё заканчивается победой местного населения.











В фильме "Кеймада" ("Гори!") 1969 года Брандо играет англичанина девятнадцатого века, сэра Уильяма Уолкера (такой человек существовал, но от его биографии отошли далековато). И к нашему интернациональному сообществу режиссёров присоединяется Джилло Понтекорво, итальянский еврей. В пятидесятые годы его брат Бруно, известный физик, перебрался в СССР, работал в Институте ядерных проблем Академии наук; получил и Ленинскую, и Сталинскую премии. Он упоминается в песне Высоцкого "Марш физиков": Пусть не поймаешь нейтрино за бороду и не посадишь в пробирку. Было бы здорово, чтоб Пантекорво взял его крепче за шкирку. Джилло Понтекорво, как и его брат, сочувствовал коммунистическим идеям, но, слава богу, в СССР не поселился: при страстной антиимпериалистической направленности его кинематографа кино он снимал абсолютно несоветское, его эстетика была решительно другой.
Итак, "Кеймада". Кеймада - остров, португальская колония. Сэр Уолкер в первой части фильма выступает организатором революции, подбирая для неё вождя из местного населения, во второй части его снова нанимают, чтобы он расправился с плодами революции; нанимают его сахарные монополисты, сначала - чтобы выбить с острова португальцев и освободить место для англичан, через десять лет - чтобы подавить сопротивление местных, которых он же и научил сопротивляться. Этот политтехнолог - самый отвратительный персонаж, сыгранный Брандо; даже богомерзкий Стенли Ковальски рядом с ним дитя, разламывающий игрушки, потому что Ковальски даже не скрывает, что он животное. А сэр Уолкер, будь он проклят, очаровательный господин. Если в "Дезире" Брандо был худшим из французов, в "Кеймаде" он худший из англичан: воплощение джентльменства, цивилизованного человека, служащего своей цивилизации, выжигающего целые деревни. Брезгливый экземпляр, которому приличия не позволяют бросить бегающего по пепелищу, ревущего голенького чёрного пацанёнка. Уничтожив противника, доведя его до виселицы, из джентльменских соображений и личной симпатии он предлагает ему жизнь. К счастью, в конце сэра Уолкера зарезали. Брандо всегда умел как следует умереть, и в "Кеймаде" он умер так же гениально, как в "Последнем танго в Париже". Удивительно пластично, точно сыгранная роль, высочайший класс; убила бы, кажется, собственными руками.













И до кучи - "Сладкоежка" ("Кенди""), пародийно-хипповая фантасмагория 1968 года по роману Терри Саузерна; по звезде на эпизод, эпизоды объединены только главной героиней. Там снимались, например, Ринго Старр, Шарль Азнавур и Ричард Бартон. И забьём последний гвоздь в дело укрепления дружбы народов: режиссёр фильма - Кристиан Маркан, француз испано-арабского происхождения (и так бывает). Он больше известен как актёр: играл, например, у Роже Вадима (с Брижит Бардо в "И Бог создал женщину"), Шаброля, Висконти. В Америке он играл в одном фильме с Брандо - в "Апокалипсисе сегодня".
"Сладкоежка" - очень смешной фильм и совершенно сумасшедший. Ощущение от этого кино такое, будто покурил хорошей, весёлой, забористой травы. В своём эпизоде Брандо играет индуса, но он не настоящий индус, это фальшивый гуру, на нём даже парик сидит неуверенно. Бедная героиня под предлогом нирваны поимела с ним много секса.












кино

Previous post Next post
Up