насильно не надо, конечно) я своим читала много, часто "на память", дети "проникаются" рифмой и ритмом стиха... "У Лукоморья" вообще была одним из ваиантов колыбельной)))
Вот и у нас получается, что стихи наизусть и к слову нравятся детям намного больше, чем когда им по книге читают. Мне приходится соответствовать и учить, чтобы было, что рассказывать :)
А колыбыельной у нас служила Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Лукоморье слишком короткое, не зватало :))) И я поразилась, когда поняла что дети по крайней мере начало знают назусть.
Я очень любила стихи. Учила и рассказывала, где только можно) В драмкружке, дома сама себе, на студенческих вечерах. Чирикала как птичка) Читала стихи дочке вместо колыбельных. И даже Ахматову) С внучкой больше было бардовских песен... И да, кому-то стихотворное изложение информации совсем не нравится... Был среди моих кружковцев пацан, очень умный, рассказывал, что стихи в школе учил по принципу: рассказал и забыл как страшный сон. Удивительно мне это было...
Я не любила учить наизусть в школе. Уж очень мои вкусы и жизненнный опыт не совпадали с предлагаемыми... Русскую классику я полюбила и оценила значительно позднее, уже взрослой. Потому и детей не заставляю, но рассказываю всякое - и Ахматову тоже :))) - просто чтобы слышали, знали, что и такое бывает, и может со слуха что-то и запомнили. И кажется что-то в головах остается.
Этой осенью по радио читали Евгения Онегина. Я делала анализы в лаборатории и слушала. До чего же гениально! Каждое слово! А письмо Татьяны я с 8 класса помню... И другие его стихи, конечно...
Да, именно так! Я замечала, что если сначала читать детям сказки Пушкина, а потом начать какую-нибудь современную детскую книгу, то прямо язык заплетается, как тяжело ее читать. Пушкинский стих так и льется.
Так а в чем принципиальная разница между выучиванием стихотворения и песни? Если я хочу выучить песню, то ищу ее текст, который, по сути, и представляет собой стихотворение, и учу, собственно, его.
Во-первых, они учат со слуха, и нечитающие дети тоже знают много песен. И запоминается и текст и мелодия, я до сих пор помню те цероквные рождественские гимны, а уж больше 30и лет прошло :) И во-вторых, от ребенка не требуется декламировать перед всеми, и уж всяко не ставят оценок.
Интересно, как им это удается... Я же сама увлекаюсь авторской песней. Иногда какая-то песня, которую регулярно слышишь на посиделках, так нравится, что ее хочется выучить. Но с подпевания на поделках запоминаются только какие-то отдельные слова и словосочетания, так что попытки воспроизвести самостоятельно ни к чему не приводят. И все возвращается к тому же - если я хочу выучить песню, то гуглю ее текст и учу как стихотворение. У меня иначе просто не работает. То есть, да, мелодия помогает, и что-то от повторения при подпевании откладывается в мозгу, но не более того (это я не возражаю, если что, а просто удивляюсь)
Я тоже довольно легко запоминаю именно песню со слуха, вместе с мелодией... Для меня высший пилотаж был, когда дети со слуха, без текста, учили песню на незнакомом языке. Я потом спросила, как им это удалось, Рома пожал плечами, мол, а что тут сложного?
аналогично и тут - стихи не учат, разве что к рождественскому спектаклю (и то в основном по бумажке читают) а я воевала со своими обоими, призывая учить стихи на русском! с Ваней каждый раз была истерика... потом решила перейти на более щадящий режим - стих читает, четверостишие из него по выбору учит - и сразу стало всем легче жить!
И наши не учат, а на Рождество делают концерт :) У нас в школе чудесная учительница музыки, она с младшими, когда вела их класс, такие номера ставила, просто обалденно было.
А вот воевать у меня не получается, тем более что я тоже не считаю стихи наизусть основополагающим делом. Рассказываю, что могу, в надежде, что отложится.
моим детям я сказала, что они должны знать хотя бы три стихотворения наизусть, чтобы быть знакомым с концепцией, вообще представлять, что такое "читал мне стихи", так часто встречающееся в книгах на русском. Но до воплощения этой идеи нам еще далеко. Специально для этой цели куплен журнал с Покупал баран баранки. И т.п.
Как интересно, у меня выходит сторого наоборот. Я знакомлю детей с концепцией стихов вообще и русского стихосложения в частности - она сильно отличается от финской! Но учить наизусть считаю в опредлеленной степени опциональным, если со слуха что-то отложится, меня уже порадует. И оно откладывается, как минимум про Лукоморье все дети знают.
ну так у вас дети добровольно вяжут, музицируют и слушают стихи - чего бы вам не дать им свободу. Я не способна рассказать детям про стихи или прочитать что-то наизусть, хотя тоже пыталась выучить. Если я скажу им "сядьте и слушайте" и прочитаю, они послушают. Если я не буду организовывать и следить за выполнением, они будут вместо фамилии крестик ставить, у нас учиться никого не заставляют.
Но вообще я не вижу ничего такого уж противоположного - ваши дети, кажется, не знают наизусть? И мои не знают.
Противоположность в том, что мы, как я понимаю, ставим перед собой разные задачи - ты хочешь, чтобы дети знали культурынй феномен "читать стихи", а я, чтобы дети знали, что стихи бывают, и это красиво. Наизусть наверное не знают. я не проверяла. И слушают их они добровольно-принудительно, обычно в машине, пристегнутые, и деться им некуда :))) Но и не возражают особенно. Так что я бы не говорила, то и мои без направляющей руки будут делать что-то очень осмысленное.
Comments 24
я своим читала много, часто "на память", дети "проникаются" рифмой и ритмом стиха...
"У Лукоморья" вообще была одним из ваиантов колыбельной)))
Reply
А колыбыельной у нас служила Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Лукоморье слишком короткое, не зватало :))) И я поразилась, когда поняла что дети по крайней мере начало знают назусть.
Reply
В драмкружке, дома сама себе, на студенческих вечерах.
Чирикала как птичка)
Читала стихи дочке вместо колыбельных. И даже Ахматову)
С внучкой больше было бардовских песен...
И да, кому-то стихотворное изложение информации совсем не нравится...
Был среди моих кружковцев пацан, очень умный, рассказывал, что стихи в школе учил по принципу: рассказал и забыл как страшный сон. Удивительно мне это было...
Reply
Reply
А письмо Татьяны я с 8 класса помню...
И другие его стихи, конечно...
Reply
Reply
Если я хочу выучить песню, то ищу ее текст, который, по сути, и представляет собой стихотворение, и учу, собственно, его.
Reply
Reply
Я же сама увлекаюсь авторской песней. Иногда какая-то песня, которую регулярно слышишь на посиделках, так нравится, что ее хочется выучить. Но с подпевания на поделках запоминаются только какие-то отдельные слова и словосочетания, так что попытки воспроизвести самостоятельно ни к чему не приводят. И все возвращается к тому же - если я хочу выучить песню, то гуглю ее текст и учу как стихотворение. У меня иначе просто не работает. То есть, да, мелодия помогает, и что-то от повторения при подпевании откладывается в мозгу, но не более того (это я не возражаю, если что, а просто удивляюсь)
Reply
Reply
а я воевала со своими обоими, призывая учить стихи на русском!
с Ваней каждый раз была истерика... потом решила перейти на более щадящий режим - стих читает, четверостишие из него по выбору учит - и сразу стало всем легче жить!
Reply
А вот воевать у меня не получается, тем более что я тоже не считаю стихи наизусть основополагающим делом. Рассказываю, что могу, в надежде, что отложится.
Reply
Reply
Reply
Но вообще я не вижу ничего такого уж противоположного - ваши дети, кажется, не знают наизусть? И мои не знают.
Reply
Reply
Leave a comment