"Щелкунчик" Начо Дуато, Михайловский театр, 12 декабря 2013

Dec 15, 2013 11:21

В Санкт-Петербурге, нашей культурной столице, я в этом году побывала рекордное для меня количество раз- аж четыре, и каждый раз в разное время года (отдельное удивительное удовольствие!). Три раза из них ради спектаклей Начо Дуато: были "Спящая", "РиДж" и вот теперь "Щелкунчик". [Spoiler (click to open)]Меня порадовал город теплым приемом (в прямом и переносном смысле слова): мне удалось повидаться с приятными дамами, тонкими ценительницами и знатоками балетного искусства и теплыми людьми, а вдобавок, для полного щастья, 18 сентября мы провели единственный за все лето день, купаясь в солнечном тепле (Москву заливало с июня), а в декабре было так тепло, будто только наступил сентябрь. Чудеса. Спасибо, Петербург!
Понятия не имею, когда смогу поехать снова.

"Щелкунчик", собственно. Надо сказать, что никаких особых ожиданий у меня не было. Не могу еще сформулировать полностью свою точку зрения, но скажу, что хореография мне понравилась, хочется пересмотреть спектакль и, может быть, не один раз.
Не смею писать о хореографии, но скажу о своих впечатлениях. После "Марко Спада" с его великолепной обильностью распрекраснейшего всё остальное просто меркнет, а я еще смотрела не один раз.😉
Ну что тут поделать, мне дуатовский "Щелкунчик", натурально, сначала показался слишком камерным. Где, спрашивается, широкие массы трудящихся? Где богатство декораций? Но я себя остановила: а зачем сравнивать, ведь я этого не люблю - напомнила сама себе. И что получилось?
Снежинок-льдинок вдруг оказалось достаточно, они стали хорошо видны и были выразительны, небольшие войска сошлись в некрупной битве, но и Бородино никто не обещал, зато понравился танец мышей и их уход-перекатывание в правую кулису с телом убитого командира, возложенным сверху - достойная почесть. Большой (народу на сцене прибавилось, ура!) Розовый вальс великолепен, хочу его смотреть снова и снова, ведь Дуато люблю именно за это - живую несинхронность, некий сдвиг танцевальной ткани в пространстве и времени, красоту, наконец. Все выходы Щелкунчика -- и в соло, и в дуэтах, требовали продолжения, хотелось бесконечности. А еще был страшный миг превращения (в РиДж такое тоже было и вовсе не тогда, когда погиб Тибальд, а когда Кормилица принесла письмо!), когда игры кончились и настала взрослая жизнь: Щелкунчик смотрит на обагренные кровью врага руки и содрогается от ужаса содеянного.
Но вот оркестр как раз произвел странное впечатление: я вообще не помню, чтобы когда-либо закрывала уши: флейты визжали, как резаные (простите, но по-другому просто не скажешь), ударные звучали странно, будто иногда использовали алюминиевую б/у кастрюльку вместо благородных тарелок.
Не понравилась скудость антуража во втором акте -- практически пустая сцена. Даже появление "сердца" не вызвало радости, ибо эта постепенность явления, интересная сама по себе, отвлекала меня от собственно дуэта. "Змея" вообще не поняла, мне он показался совершенно лишним, выпадающим из течения балета, и тоже сильно отвлекающим. Розовая гофрированная штука (или это ядерный гриб?) размером со скирду с красным клоунским шариком наверху просто раздражала. Не знаю, надо ли это всё поставить в упрек Дуато? По-видимому, да. Он решал, как все будет. В "Щелкунчике" особый случай -- должно обязательно быть ощущение праздника, иначе зачем всё это?. Но не случилось. Никогда у меня не было претензий к Дуато в отношении оформления его спектаклей, настолько обычно у него всё органично.
Для меня "Щелкунчик" очень особая сказка (собственно Гофман), но прежде я не вспоминала о литературной основе, а воспринимала разные постановки балета как отдельное произведение искусства, имеющее с первоисточником весьма дальнее родство - так, седьмая вода на киселе. А тут вдруг вспомнила, вспомнила в самом конце, когда помертвевшего Щелкунчика уносили со сцены. Мне стало легче от того, что я вспомнила саму сказку. И смирилась с такой концовкой балета.
Я давно хотела написать о том, как произошло мое знакомство с E.T.A. Hoffmann: "Nussknacker und Mäusekönig", но откладывала, а сейчас чувствую- время пришло, напишу.
Леонид Сарафанов прекрасный актер, его присутствие на сцене -- яркое событие, я снова была очарована его светоносным даром. В этом соединении свободного владения телом и тонкой игры заключена магия, которая меня чарует. Это, конечно, относится ко всем великим танцовщикам. Леня - моя питерская любовь, и счастье, что я купила когда-то билет (вслепую, конечно, как это водится) и была вознаграждена. Оксана Бондарева мне нравится тем, что она вызывает у меня только положительные чувства. Не скажу, что в восторге от нее (о, ну прям, как мама Жени Лукашина 😄), но я не придираюсь к артисткам, если они с легкостью справляются с хореографическими задачами и еще при этом милы.
Не люблю фантазировать на тему вот бы ему (наш очередной гений) ее (великая балерина мирового уровня). К чему это сослагательное наклонение, если перед нами уже танцуют артисты и мы смотрим спектакль сейчас? Эти мысли (о несовершенстве партнерши/партнера) портят кому-то впечатление от увиденного, сводят на нет усилия всех участвующих в спектакле. Мне может испортить впечатление только несостоятельность артиста воплотить авторский замысел. Но такое, к счастью, бывает редко.
Остальные артисты мне тоже понравились, чувствовалось, что они любят хореографию Дуато, с удовольствием танцуют, и нам их задор прекрасно передавался.
Зы. Меня тоже "зацепили" льдинки, но я решила, что это даже хорошо - пусть будут льдинки (был же у нас в Москве диковинный "ледяной дождь"😄). У меня со времен детского сада любовь именно к льдинкам, а не снежинкам (хотя в партитуре снежные хлопья), так что костюмы мне угодили. Причем все.👏
Герои. Вот они:



Самая красота:


"Щелкунчик", Леонид Сарафанов, Начо Дуато, балет, Михайловский театр

Previous post Next post
Up