Музей "Фрама" и музей "Кон-Тики"

Jul 01, 2008 10:27





Норвегия, июнь 2008
Норвегия. Как все начиналось
Осло - Oslo Pass, как добраться до Бюгдоя, музей викингских кораблей
Народный музей
Морской музей
Музей "Фрама" и музей "Кон-Тики"

Музей «Фрама»

Сайт музея http://www.fram.museum.no/

У входа вас встретят мохнатые яки, с любопытством оглядывающие вас из-под шерсти, падающей на блестящие глазки.



Над кассой - семейка белых медведей, которые кажутся миролюбивыми, пока не взбираешься по лестнице и не оказываешься с ним вровень - и только тогда понимаешь, что у столкнувшихся с ними полярником шансов практически не было…



На входе - обилие сувениров: книги, тролли, свитеры с норвежскими узорами, но главное - красавец-корабль, покрашенный, как нарочно, с красный, синий и белый цвета. Перед кораблем стоит его создатель, Колин Арчер, спроектировавший корпус таким образом, чтобы при сжатии льдами корабль выталкивало наверх - ведь Нансен планировал, что корабль вмерзнет во льды и будет дрейфовать к Северному полюсу. Это самый прочный и самый выносливый корабль, когда-либо построенный из дерева - ведь его обшили металлическими листами, снабдили паровым двигателем и ветряной мельницей, вырабатывавшей электричество. «Фрам» - трижды заслуженный корабль: в 1893-96 гг. на нем Фритьоф Нансен исследовал Арктику и достиг Северного полюса, в 1898-1902 гг. Отто Свердруп открыл и исследовал Канадский Арктический архипелаг, в 1910-1912 гг. Руаль Амундсен на «Фраме» достиг берегов Антарктиды и стал первооткрывателем Южного полюса.



В 1936 г. король Норвегии выступил с инициативой - сохранить «Фрам» как гордость всей нации, и предложение было с восторгом принято - корабль привели в гавань полуострова Бюгдой и два года возводили над ним пирамиду с треугольной стеклянной крышей, которую видно из Осло. Как происходило строительство музея, повествуют старые черно-белые фотографии внутри корабля. Да-да, корабль можно осмотреть не только снаружи, с трех ярусов, но и изнутри: излазать судно от машинного отделения до кают, где лежат меховые бурки, меховые куртки и даже меховые штаны участников экспедиции. Над входом в каждую каюту навеки высечены ее обитатели и годы, в течение которых они тут жили. Каюты такие малюсенькие, а потолки такие низкие, что кажется странным, что дюжие норвежцы смогли тут поместиться. Все каюты выходят в небольшую кают-компанию. В каюте Нансена на столике стоит фотография его жены и разложен норвежский флаг, что было необычайной смелостью - тогда еще Норвегия была шведской территорией, и поднимать на каждый вновь открытой территории норвежский флаг было чрезвычайно смелым поступком… Когда находишься внутри корабля, кажется, что он все еще прорывается сквозь льды, вдалеке завывает ветер, и скрежещут корабельные машины… конечно, это всего лишь звуковая имитация, но погружение в реальность - полное.



Вокруг корабля на нескольких языках (в т.ч. русском) изложена подробная история строительства корабля и всех его плаваний, выставлены находки отважных исследователей, а на двух верхних ярусах выставлены предметы с «Фрама» (к примеру, миски-кружки со скромной синей надписью Fram), книги, дневники наблюдений, навигационные приборы. Часть снаряжения, а именно: лыжи, палатки, сани, даже чучело собаки - хранятся в музее лыж у трамплина Холменколлен. А еще там рассказано о деятельности Нансена, принесшей ему нобелевскую премию мира, и выставлены всего награды, и даже фотографии с похорон великого ученого, что на мой взгляд, вовсе уж лишнее.



Норвежцы очень гордятся своими героями-путешественниками, слава и мужество которых соперничают с легендами о древних конунгах. Народ даже предлагал Нансену стать королем Норвегии. Но путешественник решительно отказался. Мало кто из этих людей умер в своей постели в кругу родных. Амундсен, узнав, что дирижабль Умберто Нобиле потерпел крушение над торосами Северного Ледовитого океана, несмотря на ссору с ученым отправился на самолете "Латам" спасать гибнущую экспедицию. Путешественник пропал вместе со всем экипажем. Через много месяцев после их гибели были найдены только сигнальные поплавки летательного аппарата. Был среди тринадцати членов экипажа "Фрама" и русский путешественник Александр Кучин. Впоследствии путешественник организовал экспедицию на корабле "Геркулес" от архипелага Шпицберген до Владивостока. "Геркулес" погиб, зажатый во льдах недалеко от Новой Земли, так и не достигнув конечной точки своего путешествия.

«В своё время у Геннадия Фиша я прочитала одну историю. В 1936 году, когда «Фрама» устраивали на покой, уже не осталось в живых ни Нансена, ни Амундсена, никого вообще, кто на нём плавал, кроме штурмана Оскара Вистинга, побывавшего и в Арктике, и в первой пятёрке, достигшей Южного полюса. Ему и предложили стать директором музея. И, как директор, он присутствовал при том, как его родной корабль вытягивали из воды, поднимали кряхтящими кранами, чтобы установить навсегда на бетонное подножье. Вистинг был на палубе, направляя ход работ, "и когда корабль, навеки простившись с солёной волной, встал на железобетонные опоры, сердце старого полярника не выдержало... Оскар Вистинг умер от "разрыва сердца"на палубе любимого корабля»….

А на причале навеки пришвартовано еще одно судно - это «Йоа» Руаля Амундсена, на которой он прошел из Атлантического океана в Тихий вдоль берегов Северной Америки…



Музей «Кон-Тики»

Сайт музея http://www.kon-tiki.no/

В мировой череде великих ученых и мореплавателей, среди которых большая часть - норвежцы, почетное место, безусловно, занимает Тур Хейердал. Еще в детстве я читала его «Путешествие на «Кон-Тики» и удивлялась отважности человека, который решился переплыть целый океан на хрупком плоту. Для тех, кто книгу не читал и географию в школе не любил, краткая справка.



«Кон-Тики» - это плот из девяти бревен из дерева бальса, построенный по древнему полинезийскому методу (плот строили индейцы Перу), на котором Тур Хейердал и 5 его спутников совершили путешествие в 1947 году по предполагаемому маршруту миграции предков полинезийцев из Южной Америки. Хейердал за 101 день проплыл 8 тысяч километров и доказал, что первые поселенцы на Полинезийских островах могли быть родом из Южной Америки, а не из Азии, как до него считалось. Даже название плота - не случайность: так звали легендарного героя, бога и вождя полинезийских сказаний, согласно которым Кон-Тики приплыл с запада в Полинезию и основал первые полинезийские поселения.



«Мы смотрели на проплывавшие над нами облака. На волнующееся, освещенное луной море и слушали полуголого старика, который сидел на корточках и не сводил глаз с угасавших угольков костра.
- Тики, - тихо говорил старик, - был богом и вождем. Тики привел моих предков на эти острова, где мы и теперь живем. Раньше мы жили в большой стране, там, далеко за морем…»
Тур Хейердал «Путешествие на «Кон-Тики»

На плот смотрят истуканы, привезенные сюда с острова Пасхи, а внизу, под плотом (это видно этажом ниже) видно днище плота, обросшее ракушками и морской растительностью, плавает т.н. «водолазная» корзина, а в «воде» плавают рыбешки и огромная тигровая акула, как утверждают - настоящая.



В частном музее, который принадлежит потомкам ученого, почему-то все перепутано: у входа вас встречает папирусная лодка «Ра-2», построенная индейцами же на озере Титикака («Ра-1» затонула при испытаниях), на которой Хейердал в 1969 - 1970 гг. плыл от Марокко до Барбадоса, доказав, что жители Африки в древности могли достигнуть берегов Америки. Лодка вздыблена на волнах (естественно, не настоящих), ее освещает колеблющийся свет, меняющий оттенок с ярко-желтого на синеватый, а на стенах выставлены фотографии из экспедиции, рассказывается, как строилась и испытывалась лодка, но наибольшее внимание нас и группы немцев, прибывших с какой-то конференции, привлекает групповой снимок спутников Тура Хейердала, среди которых легко узнается наш Юрий Сенкевич (будущий бессменный ведущий «Клуба кинопутешественников»).





Затем мы выходим в небольшой зал, где рассказывается о судьбе третьей экспедиции и тростниковой лодки «Тигрис», на которой Хейердал собирался совершить плавание по водам Индийского океана (1977), но сжег ее в 1978 г. знак протеста против войн в Сомали и Йемене. Следующая экспозиция, которая встречает нас, повествует о том, как супруга ученого и он сам прожили год на островах Полинезии, построив себе там хижину и существуя вдалеке от цивилизации, и лишь затем мы увидели «Кон-Тики».

Спускаемся по пандусу вниз, немцы толпятся впереди, возникает темный тоннель, раздаются смешки и шуточки, о, вот и предмет нервных смешков - в темноте небольшого перехода прячется языческий божок, а еще там есть некая дыра, видимо, призванная усилить таинственность места. Внизу как раз можно полюбоваться днищем плота и огромной - во всю длину плота - акулой, а затем повернуться и увидеть вблизи (правда, за стеклом) настоящего «Оскара», которым Тура Хейердала наградили в 1952 г. за документальный фильм о плавании на «Кон-Тики». Сам фильм показывают нон-стоп в уютном темном кинозальчике, чья дверь справа от витрины с призом киноакадемии. Посидели, посмотрели минут 20…

И, выходя из музея, я с легкой завистью подумала, как повезло в жизни Туру Хейердалу - человек всю жизнь занимался своим любимым делом, при этом не заботясь о материальной стороне вопроса, и приобретя именно благодаря своему хобби всемирную известность…

В описании музеев полуострова Бюгдой использованы фрагменты (с) Zingerli с сайта http://www.kuking.net

Норвегия, июнь 2008
Норвегия. Как все начиналось
Осло - Oslo Pass, как добраться до Бюгдоя, музей викингских кораблей
Осло. От железнодорожного вокзала до Королевского дворца
Осло. Замок и крепость Акерсхус (Akershus Festning, Akershus slott)
Дальше по Осло: от Ратуши к Ратуше
Старый город, новая Опера и неожиданный Осло
Осло, Бюгдой: Народный музей
Осло, Бюгдой: Морской музей
Осло, Бюгдой: Музей "Фрама" и музей "Кон-Тики"
Осло. Парк скульптуры Вигеланна
Осло - Холменколлен
Берген, часть 1 и часть 2
Саннефьорд
Тёнсберг
Конгсберг
Драммен
Халден
Саннефьорд
Фредрикстад
Книги о Норвегии

Норвежские тролли
Норвежские коты

Полезные ссылки по Норвегии

Вопросы по бронированию отелей
Образец письма в отель при бронировании по факсу или инету
Наш отель - Clarion Collection Hotel Bastion Oslo, 4* - описание и фото

Как добраться от аэропорта до города - Копенгаген, Осло, Берген...
Железные дороги Норвегии
Такс-фри: общие правила и частности

фотографии, путешествия, отдых с детьми, Норвегия

Previous post Next post
Up