Типология - какие бывают настольные игры?

Mar 01, 2012 21:56

Автор: Дмитрий Тэлэри rhunwolf




Эпиграф:
Жизнь - как азартная игра, в которой невозможно постоянно выигрывать. Пока у тебя есть фишка, всегда есть надежда.
сериал "Обречён любить тебя" (Fated to love you)

Даже если игра для вас ассоциируется с времяпровождением за клавиатурой, вы знакомы с настольными играми. Они так же переплетены с индустрией электронных развлечений, как литература или кинематограф. Некоторые компьютерные игры родились из настольных и наоборот. Как правило, у таких игр одна вселенная, которой посвящают и книги, и фильмы, и разные виды игр.

Как ни пророчили отмирание настольных игр с появлением компьютера, этого не произошло. И причин тому несколько:

  • Во-первых, играя в них, вы собираетесь с друзьями вместе и общаетесь вживую, а не в чате. Дороже живого общения ничего нельзя представить.
  • Во-вторых, решения живого противника гораздо нестандартнее и неожиданнее, чем самый продвинутый ИИ или хитроумные скрипты разработчиков. Особенно ярко это видно в ролевых играх и в тех настольных, где есть место дипломатии или блефу.
  • В-третьих, ни с чем не сравнить ощущения, когда передвигаешь по карте искусно раскрашенных солдатиков, а не щелкаешь мышкой на экране.
  • В-четвертых, им найдется место там, куда компьютер не взять, будь то поезд, самолет, пикник в лесу или поход по горам.
  • В-пятых, регулярное "разгрызание" новых правил неплохо тренирует ваши мозги!

Настольные игры появились раньше компьютерных, и их мир не менее разнообразен и удивителен. И теперь с этим разнообразием мы будем вас знакомить!

Наши «иные» игры условно можно разделить на четыре неоднородные группы:

Настольно-тактические (миниатюры)




Эпиграф:
Вопрос: По словам Майкла Шервина, директора компании по производству моделей солдатиков, такой бизнес существовал еще до нашей эры.
Например, в Древнем Риме был популярен комплект из пятидесяти фигурок, продававшийся в футляре на колесиках. Скажите, какую форму имел этот футляр?
Ответ: Троянский конь.
Андрей Ленский (на турнире знатоков)

Пожалуй, древнейшие из настольных игр. Теоретиком и основоположником современной пестрой армии орков и космодесантников был Герберт Уэллс. Да-да, знаменитый писатель не только писал фантастические истории, но и коллекционировал оловянные миниатюры. А чтоб они не стояли без дела, первый придумал правила игры и в 1912 году выпустил две книги - «Маленькие войны» (Little Wars) и «Войны на полу» (Floor Wars). Постепенно из исторических игр с участием оловянных танков, рыцарей и мушкетеров появились тактические игры в фантастических мирах - Warhammer Fantasy Battles, Warhammer 40 000. После успеха «Боевого молота» и многие игровые вселенные решили воплотиться в военной миниатюре. Это Lord of the Rings, Warcraft, ADnD...

На первый взгляд игровой процесс устроен несложно. Каждый участник приобретает себе солдатиков, склеивает их, раскрашивает, набирает армию на определенное количество очков, согласно правилам этой игры, - и бросает в бой. Стороны ходят по очереди по столу или трехмерной карте с декорациями, перемещая отряды и отдельных персонажей, выверяя расстояния линейкой и бросая кубики.

Настольно-печатные (настолки)




Эпиграф:
Лошадью ходи, лошадью!
кинофильм "Джентльмены удачи"

Самые известные представители этого рода настольных игр - «Монополия» и обычные игральные карты. Внешний вид их многообразен - это может быть раскрашенное картонное поле с фишками и кубиками, а может просто набор красивых карточек с замысловатыми правилами.

Карточные игры произошли от средневековых карт Таро. Так родились всевозможные варианты игры с наборами в 36 и 54 карты - покер, преферанс, бридж. Основная их суть - давать несколько случайных значений из какого-то известного и конечного набора значений.

Нарезанные картонные квадратики могут быть самостоятельными наборами для игры, как например, устроен «Манчкин», «Корова 006» или «Да, Темный Властелин». А могут быть и спутниками настольных «коробочных» игр, являя собой заклинания, персонажей, события, местности - в общем, все, что может в этой игре выпадать случайным образом и не умещается на гранях кубиков.

«Коробочные» игры произошли от «Монополии», изданной братьями Паркер в 1935 году. Развлечения такого рода могут содержать в себе игровое поле, набор фишек, карты, фигурки, кубики. Но не один из этих элементов не обязателен! Так, например, поле может быть статичным («Игра престолов»), а может каждый раз в начале игры собираться из отдельных шестиугольников («Сумерки империи»). Иногда процесс собирания такого поля - это сама игра («Каркассон»). А иногда поля может вообще не быть («Орки»).

Именно эти игры будут основной темой нашего блога. В следующей статье читайте, на какие жанры подразделяются "коробочные" игры.

Коллекционно-карточные (ККИ)




Эпиграф:
Каждый коллекционер уже при жизни сталкивается с проблемой вечности.
Леонид Сухоруков

Они произошли от карточных игр. Единственное их отличие - что вы покупаете не конечный набор карт, готовых к игре, а случайный. Из них еще надо составить колоду и найти противника. Но зато к вашим услугам тысячи карт и миллионы их комбинаций - каждая новая партия будет уникальной. Кроме того, именно по ККИ устраивают всевозможные турниры, в том числе всемирные. По престижности и накалу страстей соревнования по Magic: The Gathering не уступают киберспортивным состязаниям.

Настолки и ККИ разнятся примерно как однопользовательские игры и MMORPG. И настолок, и обычных игр вы можете держать дома много и поигрывать в них иногда. А ККИ, как и MMORPG, у человека чаще всего только одна. Редко кто играет в две, а еще реже - в большее количество. Это или самостоятельные, но с любовью развиваемые проекты, такие как «Берсерк», или части больших вселенных - такие, как Warhammer Card Game или Warcraft Card Game.

Отдельный, особый подвид ККИ - это "живые карточные игры". ЖКИ - это сравнительно новый подход к продаже карт. Стартового набора вполне хватает для самостоятельной и полноценной игры. Но никто не мешает и разбавить его дополнениями. Одна из самых интересных ЖКИ - Dominion. Мы с удовольствием играем в нее и в скором времени расскажем вам об этой чудной игре.

Словесно-логические (ролевки)




Эпиграф:
Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Владимир Высоцкий, "Баллада о борьбе"

Могут быть как ролевые, так и разнообразные словесные игры. В таких играх действие может целиком происходить на словах, а может подкрепляться кубиками, книгами, листами персонажей, картами подземелий и фигурками противников.

Ролевые игры отчасти сродни сказкам - потому что у нас есть ведущий, рассказывающий нам историю, и отчасти - театру, потому что каждый игрок отыгрывает своего персонажа, а ведущий - всех, кого они встретят. Такая игра может быть и спонтанной, но, как правило, идет в рамках ролевой системы. Правила позволяют сравнить, кто из вас быстрее бегает, можно ли разбить головой окно и что произойдет, если выпить вон тот пузырек с надписью «Яд». Самые известные из таких систем - это Dungeons & Dragons, GURPS и World of Darkness. Но мы будем рассказывать вам не только о гигантах, но и об интересных «малютках».

Другие словесные игры вам тоже могут быть хорошо известны. Это «мафия», «контакт», «данетки», «города» и многие другие.




Небезынтересен и редкий подвид ролевых игр - книга-игра. По сути это текстовый квест в бумажном формате. Графические новеллы - наиболее близкий собрат книг-игр в среде компьютерных игр. В России еще с перестроечных времен широео извесны книги Дмитрия Браславского.

Найти все эти игры в нашем блоге можно по тэгам: "тип игры: миниатюры", "тип игры: коробочная", "тип игры: ККИ" и "тип игры: ролевая".

тип:миниатюры, рубрика:аналитика, тип:ролевая, автор: Дмитрий Тэлэри, тип игры: коробочная, тип:коллекционка

Previous post Next post
Up