Мк 9:17-31:
«И ответил ему один из толпы: "Учитель, я привел к Тебе моего сына, одержимого духом немым. Где бы дух этот на него ни напал, он валится наземь, на губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли". И сказал Иисус им в ответ: "О поколение, не имеющее веры! Сколько Мне еще быть с вами? Сколько еще терпеть вас? Ведите его ко Мне!" И привели его к Нему; и когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух сильно схватил его, и тот свалился и катался с пеной на губах. И спросил Иисус его отца: "Как давно это случилось с ним?" А тот ответил: "С детства! И много уже раз дух бросал его и в огонь, и в воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты что-нибудь можешь!" Но Иисус сказал: "Если ты можешь: все возможно тому, кто верует". И тотчас отец мальчика вскричал: "Верую [, Господи]! Помоги моему неверию". А Иисус, видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: "Дух немой и глухой! Я велю тебе: выйди из него и более не входи в него!" C воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался, как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял, и тот встал. А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его наедине: "А мы почему не смогли его изгнать?" И сказал Он им: "Этой породы не изгнать ничем - только молитвой [и постом]". И оставив эти места, шли они по Галилее, и Он не хотел, чтобы кто узнал; ибо Он наставлял Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и умертвят Его, и Он, умерщвленный, через три дня воскреснет».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Снова эта известная история, в центре которой диалог отца больного мальчика с Иисусом.
Диалог, который показывает, почему не мог быть исцелён мальчик. Диалог, в результате которого смог быть исцелён мальчик.
В чём же суть этого странного диалога?
Почему мальчик не мог быть исцелён раньше? (А я напоминаю, что отец мальчика формально является членом Божьего народа, ходит в храм, приносит жертвы, исполняет заповеди. И Господь обещает такому человеку быть всегда с ним. Почему же здесь этого не происходит?) И почему ученики не могли исцелить мальчика, хотя из текста видно, что они ранее уже это делали? И почему так принципиально потребовалась вера отца?
Ответ на все времена (с тех пор мало что изменилось в человеке и человечестве, всё тоже самое повторяется вновь и вновь) - «Бог должен человеку! Бог должен исцелить моего сына! Бог должен мне помочь! Если Бог есть, то Он должен решить мои проблемы. И если проблемы не решаются, значит, это не Бог, значит, Бог не любит, значит, Ему и дела нет. Значит, и я не буду делать то, что Он от меня хочет, раз Он не выполняет то, что я от Него хочу».
Это не случайная мысль. Это принцип отношения человека к Богу! «Бог мне должен!» Это принцип претензии. Собственно, он одинаково распространяется и на отношения с людьми. «Люди мне должны. И если человек не делает то, что я от него хочу, значит, он не любит меня. Я готов любить человека, я готов помогать другим людям, я готов служить и приносить жертвы», но только в доказательство справедливости своей претензии к человеку и к Богу. «Бог мне должен, ведь я же делаю то, что я должен! Люди мне должны, ведь я же делаю то, что я должен! Иисус должен исцелить моего мальчика (какого-то моего собственного “мальчика”), ведь я же...» (можете продолжить предложение сами).
Иисус называет это неверием. Пауза! Вот здесь надо помолчать... и вновь повторить: Иисус называет это неверием!
«Помоги нам, если Ты что-нибудь можешь!» - «Я прошу Тебя, я умоляю. Но я же Тебе и ПОЗВОЛЯЮ мне помочь». В центре веры папы стоит не Бог, а сам папа и его ненаглядный сын. Посмотрите ещё раз на диалог отца мальчика с Иисусом. Это разговор царя с подданным. Царь, готовый упрашивать, унижаться ради решения своей проблемы, но не перестающий быть царём. «Я у тебя прошу, но ты не забывай, что это Я (!) у тебя прошу».
И папе нужно было упасть со своего трона, видя мёртвого мальчика, чтобы перестать быть царём и увидеть Царя. Надо было умереть для себя. Надо было потерпеть полное поражение. Безоговорочная капитуляция.
«Этой породы не изгнать ничем - только молитвой». Какой молитвой? Где, в каком молитвослове взять эту молитву, изгоняющую бесов? Нет, не этой молитвой изгоняются из нас бесы. А молитвой как общением, живым общением с живым Богом. Общением, в котором нет разговора о долгах. И нет этого разговора даже со стороны Бога, хотя мы-то Ему очень даже должны и должны много. Это общение, в котором есть равное уважение к свободе другого. Есть равное принятие другого таким, каков он есть. Если нам другой и должен, то пусть этот другой сам заботится о своём долге. А нам бы позаботиться о своих долгах.
Претензии - враг общения. Бог нас принимает без претензий! Иисус нас принимает без претензий! Подлинное общение не строится на претензии. Оно строится только на Даре (на жертве, если мы помним, что такое жертва). На Даре, значит, на благодарности. На благоДарении! По-гречески - на Евхаристии!
Аминь.