а столицу улицу за улицей уничтожают безвозвратно, тратя непомерные бюджетные средства - и ничего

Jul 31, 2015 01:43

Историческое сообщество Урала всколыхнула беспрецедентная новость: 27 июля возбуждено уголовное дело по факту научного исследования (а по мнению правоохранителей - повреждения) всемирно известного Шигирского идола, хранящегося в Екатеринбурге. Под подозрением оказались не только директор Свердловского областного краеведческого музея (СОКМ) Наталья Ветрова и глава свердловского минкульта Павел Креков, но и десяток ученых-археологов и дендрологов с мировыми именами. Если вина будет доказана, ответственным грозит три года лишения свободы и штраф в 3 млн рублей. В научных кругах расследование считают абсурдным.


Уголовное дело возбуждено Первым отделом по расследованию особо важных дел Свердловского управления СК РФ по части 1 статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей»). Поводом послужило научное исследование, разворачивавшееся в июне 2014 года на глазах всего городского сообщества. Тогда из специального саркофага в Свердловском областном краеведческом музее под вспышки фотокамер достали так называемого «Большого Шигирского идола», хранившегося там более 10 лет. Представитель департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии, доктор Томас Тербергер (Ганновер), дендролог, сотрудник Германского археологического института, доктор наук Уве Хойснер и ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор наук Михаил Жилин (Москва), распилили один из фрагментов экспоната (он изначально дошел до нас в виде нескольких частей) и изъяли из его внутренней части семь маленьких щепочек, каждая не более сантиметра в длину. Все ради того, чтобы провести датировку объекта надежным методом ускоренной масс-спектроскопии, AMS, а результаты привязать к общеклиматической шкале.

Скульптура, признаваемая в научном сообществе как уникальная и самая древняя из известных деревянных, была найдена во фрагментированном виде 24 января 1890 года золотодобытчиками, работавшими на глубине четырех метров в так называемом Втором Курьинском разрезе Шигирского (или Чигирского) торфяника. Он расположен возле нынешних Невьянска и Кировграда. В древности торфяник представлял собой обжитое людьми озеро. Судя по всему, в нем в изобилии водилась рыба, в окрестностях - дичь. В более поздние времена здесь были открыты запасы меди, использовавшейся для изготовления первых металлических орудий.

[полностью]Считается, что когда-то Шигирский идол был длинной около 5,3 метра, но затем 1,9 метра, преимущественно нижняя часть туловища, были утрачены. До современности дошли десять фрагментов разной величины. Скульптура уже датирована. «Три классические, некалиброванные радиоуглеродные даты: две получены в Институте геологии РАН в Москве, одна - в Институте истории материальной культуры в Санкт-Петербурге. Они опубликованы. Все три ложатся в диапазон 8,7-8,5 тыс. лет (это мезолит - средний каменный век, эпоха послеледниковья)», - рассказывала летом прошлого года журналистам хранитель «Шигирской коллекции», главный научный сотрудник СОКМ Светлана Савченко.

Ценность начатого исследования в том, чтобы попытаться перепроверить эту дату на современном оборудовании, которое имеется в распоряжении у немецких коллег, и получить так называемые «калиброванные» даты (в отличие от российских некалиброванных, они признаются мировым научным сообществом). Финалом этой истории должно было стать то, что почтенный возраст Шигирского идола становится неоспоримым фактом, и этот артефакт автоматически становится объектом уже не российского, а мирового значения. Шутка ли - он примерно в два раза старше пирамиды Хеопса.

Объявить о результатах этого исследования в СОКМ планируют в конце августа. Из собственных источников нашего издания в научной среде удалось выяснить, что российская датировка не подтвердилась, но с точки зрения важности находки все сложилось еще лучше: идол оказался даже более древним. Если бы не уголовное дело, это бы объявили безусловным достижением российско-германской команды исследователей и огромным научно-культурным вкладом главного свердловского музея.

О том, что проводимым исследованием с подачи федерального минкульта заинтересовались правоохранительные органы, стало известно еще в прошлом году. В октябре 2014 года в свердловскую полицию поступило заявление от замминистра культуры РФ Григория Пирумова. В числе прочего, он курирует деятельность департамента государственной охраны культурного наследия. В ведении этого подразделения, в свою очередь, находятся музейные экспонаты из государственной части музейного фонда России, и Шигирский идол относится к числу таковых. Чиновники настаивают на том, что СОКМ обязан был согласовать исследования, связанные с нарушением целостности объекта культурного наследия, с ними. И отсутствие такого согласования - нарушение УК РФ.

«Со стороны музея нарушен 54-й федеральный закон [“О музейном фонде РФ и музеях в РФ” от 1996 года] и инструкция [№290 “По учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР” от 17 июля 1985 года]. Музеем перед началом научных исследований не проведены согласования и не получено разрешение на эти работы федерального органа в лице министерства культуры РФ», - пояснил сегодня в беседе с корреспондентом нашего издания глава управления минкульта РФ по УрФО Сергей Исачкин. «Фактически они самовольно провели исследовательскую процедуру и затем реставрацию», - добавил он.

По его словам, музей перед началом всех работ должен был обосновать, что данное исследование необходимо «именно в таком виде, как оно проводилось», и «более сберегающих» технологий не было. Федеральный минкульт разрешения на работы не давал, а региональный уведомили по факту, говорит чиновник.

Представитель минкульта считает, что ответственность за произошедшее лежит прежде всего на директоре СОКМ Наталье Ветровой (в прошлом она сама работала министром культуры Свердловской области). Также в числе ответственных он перечислил: «главного хранителя коллекции», заведующего Музеем истории и археологии Урала (профильное подразделение СОКМ) Константина Аникина, завотделом древней истории народов Урала музея, археолога Светлану Панину и хранителя «Шигирской коллекции» Светлану Савченко. Отдельные «вопросы уголовно-процессуального порядка», считает наш собеседник, стоит поставить и перед членами работавшей со скульптурой международной команды, включая немецких ученых. «Незнание закона не освобождает от ответственности», - пояснил Исачкин. В список ответственных он включил и свердловский минкульт: «Усматривается недосмотр учредителя».

Перечисленные Исачкиным лица сегодня оказались недоступны для комментариев по телефону. Часть из них, насколько нам известно, в настоящий момент находится в археологических экспедициях, где продолжает пополнять культурное наследие страны. Удалось пообщаться лишь с замдиректора СОКМ по подготовке и реализации музейных проектов Владимиром Быкодоровым, который заявил: «Исследования Шигирского идола проводились в полном соответствии с 54-м федеральным законом “О музейном фонде РФ и музеях в РФ”». Инструкцию 1985 года, издававшуюся в несуществующем уже ныне государстве, в музее в расчет не принимают, требуя пояснить какие из «действующих государственных актов» ими были нарушены.

Напрямую проведение научных исследований с музейными экспонатами в законе не регламентировано. Там лишь говорится, что «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления». И в статье 17 главы 3 сказано, что музеи обязаны обеспечить «физическую сохранность и безопасность музейных предметов». Подпадают ли под эту словосочетание «физическая сохранность» семь маленьких щепок из сердцевины идола, который внешне никак не изменился, не ясно.

Судя по всему, мы имеем дело с субъективной оценкой. Так, по письму Пирумова проводилась проверка в ГУ МВД РФ по Свердловской области. Там вынесли решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Прокуратура, проверяя это «отказное», усмотрела иное. Собственно, и дело по факту распила Шигирского идола в СУ СК возбудили только после того, как туда была передана соответствующая бумага за подписью заместителя прокурора области Александра Чернышева.

Из близких следствию источников известно, что сейчас стоит вопрос о назначении экспертизы, которая должна установить нанесен ли скульптуре ущерб и в каком объеме. Интересно, кто будет ее делать, если все основные знатоки Шигирского идола сейчас под подозрением? Вся эта абсурдная ситуация - лишний повод для неудовольствия научного сообщества, которое и без того жалуется на излишнее давление государства и формализм.

источник


________________

так и хочется снова призвать сотрудников Минкульта и самого министра перестать страдать хернёй и изображать бурную деятельность, вспомнить, что вы получаете от нас зарплату  и пора наконец заняться своими непосредственными обязанностями. В окно выгляните - у вас под носом улицу за улицей собянинские служаки безвозвратно уничтожают за баснословные бюджетные средства, охранное законодательство в Москве (и по стране, на Москву глядючи) попрано так, что впору отменять статью Конституции об охране наследия, все законы, а департаменты распускать к едрене фене, и вас вместе с ними (известно за что - за бездействие, за отписки и потакание.. хехе ... вышесидящему коррупционному строительно-скульптурному преступному сообществу).

музей, на чужом горбу в рай, Правительство Москвы, ССС, противно, Екатеринбург/Свердловск и область, охрана памятников, Министерство культуры

Previous post Next post
Up