против капковщины

Apr 06, 2014 15:55

Сохранению национальной садово-парковой культуры цивилизованные государства придают большое значение.

Совсем не так в современной России, некогда славившейся своими дворцовыми и усадебными садами и парками. Увы, они не занимают в нашей культуре XXI века и сознании «электората» сколь-нибудь значительного места, общественный интерес к ним минимален, а помощь государства смехотворна. В отличие от жителей Западной Европы и Дальнего Востока, по праву гордящихся своей садово-парковой культурой, нашим соотечественникам-современникам это чувство вовсе не знакомо - к сожалению, такова сложившаяся за последнее столетие традиция, обусловленная общим пренебрежением к наследию, хроническим отсутствием средств на его поддержание, а также культивируемым современными СМИ историко-культурным невежеством большей части общества, имеющей весьма приблизительные представления о собственной культурной идентичности. Беспрецедентный подъем пригородного нуворишного коттеджного строительства породил нагло-невежественное племя т.н. ландшафтных дизайнеров, которых в лучшем случае готовят разнообразные краткосрочные курсы. По прихоти безвкусных хозяев такие, прости Господи, «садоведы» могут вырубить на участках реликтовые вековые сосны, быстро и густо засадить участок богатым ассортиментом экзотических «элитарных» растений, который предоставляет сегодня разбушевавшийся рынок, совершенно не задумываясь о том, какие, собственно, традиции они продолжают и как соотносится то, что они делают, с русской садово-парковой культурой.

Роль нетронутой природы в русском парке чаще всего существеннее, чем в западноевропейском. Автор первой в России книги об истории садово-паркового искусства, сын маститого ученого - директора Ботанического сада в С.-Петербурге Арнольд Регель писал: «Русский человек всегда отличался искреннею, неподдельною любовью к природе, перемудрить которую - то есть переиначить на свой лад - ему и в ум не приходило: он наивно восхищался мощным разливом матушки Волги или батюшки Дона, любил и степь неоглядную - ковыльную, непочатую […]. Но выше всего ставил он лес дремучий […]. Прохладный бор - березняк или дубрава - был… излюбленным местом русских людей, частью ради охоты, частью ради ягод и грибов, а всего более ради чудной, дикой, таинственной красоты». Хорошо известно, что пейзажные парки Англии - не менее искусственные создания, чем, казалось бы, совершенно непохожие на естественную природу французские регулярные сады. В них земля уподоблена поверхности гигантского многодельного скульптурного рельефа, на котором садовником создается единственная в своем роде авторская художественная композиция из зеленых насаждений. В русском парке естественный природный компонент гораздо сильнее, рельеф в них и даже древесные насаждения («рощи») по большей части сохраняются, получая лишь некоторые дополнения, выявляющие и подчеркивающие их непосредственную прелесть и выразительность.

полностью здесь







Розарий Главного Ботанического сада. Таким он был!























в разные годы Александровский сад всегда оставался САДОМ, пока не пришли саентологи













* * * * *

image Click to view



image Click to view



image Click to view



документальный фильм / хроника, преступление, русская цивилизация, бульвары, Александровский сад, Старая Москва, старые открытки, ВСХВ/ВДНХ, живопись, Дмитрий Сергеевич Лихачев, площадь Свердлова/Театральная площадь, Правительство Москвы, графика, парки, старые фото

Previous post Next post
Up